Сущность понятия «информационное неравенство»
В 1997 году Программа Развития Организации Объединенных Наций ввела понятие «информационная бедность», как бедность по принципу доступа к современным ИКТ. Сегодня чаще употребляют термин «информационное неравенство» или «цифровой раскол». Однако суть остается той же - под информационным неравенством чаще всего понимается наличие или отсутствие физического доступа к информационной и коммуникационной технике (ИКТ) (Вершинская, О.Н. Проблема информационного неравенства и пути ее решения: материалы депутатских слушаний / О.Н. Вершинская. - М.: Институт развития информационного общества, 2001. – С.28).
В глоссарии по информационному обществу также дано такое определение: «Информационное неравенство -новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших ИКТ» (Вершинская, О.Н. Глоссарий по информационному обществу).
Таким образом, цифровое неравенство можно рассматривать как социально-экономическое явление, состоящее их двух форм:
- территориальное неравенство, т.е. существуют регионы, где ИТ доступны большинству населению (Северная Америка, Европа, развитые страны Юго-Восточной Азии) и страны «третьего мира» (Африка, Азия, Южная Америка);
- социальное неравенство, т.е. присутствие в том или ином обществе социальных групп, использующих ИТ, и групп, которые не могут себе этого позволить по причинам не умения ими пользоваться, бедности и др.
Из этого следует, что в настоящее время информационное неравенство - проблема не только отдельных людей, но также регионов и стран (Вершинская, О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н. Вершинская. - М.: Наука, 2007. - С.53).
Объективизация процесса информатизации в России и социальные преобразования в последнее десятилетие способствовали появлению информационного неравенства как нового вида социального неравенства.
Внутреннее информационное неравенство вызвано неравномерностью социально-экономического, технологического развития регионов, имущественной поляризацией населения государства как следствия непоследовательных экономических реформ, социокультурным разнообразием российского народа (Денисова, Ж.А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Ж.А. Денисова; РАН Институт соц.-полит. исследований. - М.: [Б. и.], 2001. – С.8).
2 Состояние исследуемой проблемы в российском обществе и в образовании
По оценкам отечественных ученых в области аппаратных и информационных средств Россия отстает от мирового уровня на 10-15 лет (Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4). По результатам исследований, проведенных в Швейцарии Международным телекоммуникационным союзом, составлена таблица, свидетельствующая о количестве компьютеров на 1000 человек в 2004 году во многих странах мира.
Первое место занимает государство Сан-Марино (727 компьютеров на 1000 человек). В то время как в США – только 554 компьютера. На третьем месте рейтинга оказалась Швеция. Россия в этом рейтинге занимает 78 строчку (43 компьютера на 1000 человек) (РБК Рейтинг. Самые «компьютерные» страны мира).
Рейтинг стран по количеству Интернет пользователей за 2014 год показал, что Китай – страна с наибольшим числом Интернет пользователей (642 млн.). На втором месте – США (280 млн.). Россия заняла 6-ое место с показателем 84,5 млн пользователей, опередив Германию и Англию (Все рейтинги мира. Рейтинг стран по количеству Интернет пользователей за 2014 год).
В российской статистике выделен раздел «Информационное общество» с подразделом «Информационные и коммуникационные технологии». Согласно представленным показателям, в нашей стране наблюдается положительная тенденция к увеличению доли организаций, которые используют ИКТ в своей деятельности. Число предприятий, которые имеют локальные вычислительные сети, растет. Если в 2009 г. их было 60,5%, то в 2014 г. стало 67,2%. Практически аналогичный рост демонстрирует использование Интернета: с 78,3 до 89%. Компаний, имеющих собственный веб-сайт в сети, стало почти в 2 раза больше, хотя до сих пор не превышает 40% (Федеральная служба государственной статистики. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии).
Проанализировав данные, взятые из Федеральной службы государственной статистики и статистической службы Европейского союза, был составлен график доли домохозяйств, имеющих доступ в Интернет в России и странах Европейского союза на 2012 г (рисунок 1).
Рисунок 1 - Доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет в России и странах Европейского союза (максимальные и минимальные значения), %, 2012 г.
Из графика видно, что в России доступ в Интернет имеется в основном в крупных городах, поэтому наиболее остро проблему информационного неравенства ощущают жители малых городов.
В связи с возрастанием роли информационных технологий в законодательной и политической сфере Российской Федерации происходит появление новых законов, концепций и программ.
В декабре 2014 г. Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым была утверждена Концепция региональной информатизации на 2015-2018 годы. В Концепции устанавливаются основные цели информатизации:
- повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий (Концепция региональной информатизации: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.14 № 2769-р).
Правительство России в 2010 г. приняло Государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", разработанную для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий. К 2020 г. планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными государственными услугами с 11% до 85%.
Данная программа охватывает следующие направления:
- создание электронного правительства;
- преодоление цифрового неравенства;
- развитие новых технологий связи (Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства России от 20.10.10 года №1815-р).
Министерство связи и массовых коммуникаций предложило в феврале 2016 года рассматривать доступ в интернет как часть конституционного права на информацию (Балашова, А. Доступ к интернету закрепляют в Конституции / А. Балашова, Е. Геращенко // Газета "Коммерсантъ" от 03.02.2016. - 2016. - №17).
Таким образом, неконтролируемое и хаотичное увеличение информации определяет потребность в развитии навыков и умений по ее восприятию и переработке, в том числе по осуществлению поиска, критическому анализу и интерпретации информации. Другими словами, необходимо систематическое повышение уровня медиакомпетентности населения, и в первую очередь, аудитории высшей школы.
Удовлетворить эти потребности невозможно без изменения государственных образовательных стандартов, разработки учебных программ и изменений квалификационных требований к выпускникам ВУЗов, направленных на формирование информационных компетенций участников образовательного процесса (Иванченко, Д.А. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: Коллективная монография / Под ред. Д.А. Иванченко. - М.: Октопус, 2014, -С.12).
Именно системе образования предоставлена задача уменьшения негативного влияния информационного неравенства на стабильность и темпы развития общества. Больше всего это относится к личностно-социальному и геополитическому аспектам информационного неравенства.
К личностно-социальному аспекту относятся: быстрое изменение информационной среды, требований к информационной компетентности работников и необходимость соответствующей социальной адаптации личности. Геополитический аспект обусловлен неравномерностью процесса информатизации в странах с разным уровнем образования населения.
В 2006 году было проведено исследование информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей Оренбургского государственного университета (ОГУ). В исследовании участвовало 910 студентов ОГУ, из них студентов экономических специальностей – 134, гуманитарных – 227, инженерно-технических – 387, обучающихся информационным технологиям – 108.
Анкетирование проводилось по разработанной анкете, составленной на основании 55 признаков информационной компетентности. В них входило: наличие навыка работы на компьютере, знание компьютерных терминов и специальных программ, использование электронных средств обучения, знание процесса разработки программ, навык самостоятельного поиска информации в Интернет, связь профессии с информационными технологиями и многие другие показатели.
Опытными пользователями оказались 25,5% из опрошенных студентов, 70% считали себя начинающими пользователями, не умели работать на компьютере – 4,5% студентов. Также было выявлено, что более 30% студентов не используют электронные средства обучения. В качестве дополнительных источников информации для студентов лидирует Интернет (46,5%). Библиотекой пользуется лишь 1/3 студентов, составляя 33%.
Таким образом, большинство студентов гуманитарных специальностей относятся к начинающим пользователям информационных технологий, что, по их мнению, связано с невысоким уровнем информатизации их будущей профессиональной деятельности. Однако следует отметить, что 16,5% студентов знают языки программирования, 12% умеют работать в графических дизайнерских программах, что свидетельствует о положительных тенденциях в плане повышения информационной компетентности (Утенин, М.В. Результаты исследования информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей университета / М.В. Утенин. – Оренбург: Вестник ОГУ. - 2006. - №6).