Условия эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе
Педагогическая теория определила следующие условия эффективности управленческой деятельности:
- социально-педагогические предпосылки или методологическое обеспечение
- организационное обеспечение;
- материальное обеспечение;
- информационное обеспечение;
- наличие особой воспитывающей атмосферы;
- действенное авторитетное самоуправление учащихся.
Охарактеризуем эти условия, применительно к деятельности заместителя директора по учебной работе.
Социально-педагогические предпосылки (или методологическое обеспечение) предполагают глубокое знание в первую очередь руководителем, социального заказа, его сущности знаний психолого-педагогических основ учебно-воспитательной работы.
Что касается социального заказа общества, государства, то он чётко определён восновных направлениях развития среднего профессионального образования, Так, в разделе 1 "Сущность среднего профессионального образования как самостоятельной ступени в системе профессионального образования” социальный заказ представлен функциями специалистов со средним профессиональным образованием;
В сфере материального производства - подготовка и обработка технической, технологической и .других видов информации для реализации инженерно-технических и управленческих решений; управление деятельностью первичных звеньев производства; обеспечение работоспособности наиболее сложных современных технических и технологических систем и управление ими.
В отраслях социально-культурного комплекса - проведение образовательного процесса. оказание доврачебной помощи, художественно-исполнительская деятельность, организация работы культурологических учреждений, предоставление сервисных услуг населению
Содержание социальногозаказа мы можем найти и в других нормативных документах.
Важно, чтобы модель этого заказа являлась как бы и ориентиром управленческой деятельности и её предполагаемым результатом. Модель заказа в конкретном учебном заведении выражается в квалификационной характеристике специалиста.
Вот почему, работая с педагогическим коллективом, определяя его цеди, задачи работы, содержание учебно-воспитательного процесса, руководители постоянно должны отталкиваться от квалификационной характеристики, ставить перед собой вопрос "кого мы должны подготовить?", а уже затем - "как?", "с помощью чего?" Что же касается знаний психолого-педагогических основ учебно-воспитательной работы как условия эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, то надо отметить особую важность и актуальность этого условия. Ведь, чтобы успешно осуществлять педагогическое управление, необходимо осознанно подойти к своей деятельности,, осмысливая ее с позиций закономерностей педагогической деятельности вообще и учебно-воспитательного процесса, в частности.
Ориентиром при этом выступают требования ведущих дидактических принципов.
Если исходить из того, что стержневым по всей деятельности педагогического коллектива является успешная организация учебно-воспитательного процесса, то требования дидактических принципов многогранны.
Они определяет содержание обучения, диктуют выбор форм и методов обучения, подсказывают педагогу стиль педагогического общения, поседение, реакции, выбор нужного метода, приемы воздействия на учащихся.
К сожалению, проводя экспресс-диагностику по выявлению знаний педагогических основ учебно-воспитательного процесса у заместителей директоров по учебной работе, приходится констатировать, что руководители не только не знают в своём большинстве сами принципы и пути реализации их требований, но даже не осознают их значения для более целенаправленного, эффективного управления педагогической деятельностью.
Что же такое принципы обучения (или дидактические принципы)?
Дидактические принципы или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами Обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, чтоих требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие:
- принцип целенаправленности;
- научности;
- связи обучения с жизнью;
- систематичности я последовательности;
- сознательности и активности;
- наглядности обучения;
- доступности;
- интегративного подхода;
- воспитывающего и развивающего обучения;
- принцип прочности;
Преподавателю необходимо не только простознать эти принципу, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий.
Главные требования:
Принцип целенаправленности. Целенаправленность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или "социальный заказ" преобразованы в педагогические категории - цели и задачи обучения и воспитания выражены языком содержания учебного материала» содержания воспитательной работы.
По большому счету принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорения его адаптации к изменяющимся условиям России.
Требования принципа целенаправленности.
- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности,
Принцип научности.
Требования принципа:
- наличие у учащихся система теоретических знаний;
- достоверность фактов, явлений, закономерностей;
- научная аргументация практических выводов, действий.