Заместитель директора по учебной работе

Заместитель директора по учебной работе

В.Н. Иванов

«_____» ____________ 2012г.

Рабочая программа дисциплины

Макроэкономика

(наименование)

Направление подготовки Экономика______________________________________

Профиль подготовки финансы и кредит; экономика труда; бухгалтерский учет, анализ и аудит; экономика предприятия и организации_________________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр____________________________

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения очная ___ ______________________________________________

(очная, очно-заочная и др.)

Г. Челябинск – 2012г.


Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр») по профилю «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика труда» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине «Макроэкономика».

Разработчик(и) программы:

Доцент кафедры экономики и финансов к.э.н. Южаков.В А.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики и финансов «29» августа 2011 года протокол № 1.

Заведующий кафедрой экономики и финансов ____________ Артемова О.В.


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «Макроэкономика» являются:

- получение углубленного представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики на макроуровне (регион, государство, межгосударственное взаимодействие);

- ознакомление со спецификой макроэкономического моделирования и анализа;

- освоение содержания базовых терминов и понятий, используемых при изучении данного курса и других экономических дисциплин.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Макроэкономика» относится к Профессиональному циклу базовая (общепрофессиональная) часть структуры ООП: БЗ согласно коду УЦ ООП.

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как экономическая история, история экономической мысли, микроэкономика, математический анализ, теория игр и др.

В свою очередь, изучение дисциплины «Макроэкономика» является необходимой основой для овладения знаниями по таким дисциплинам как национальная экономика, экономика общественного сектора, корпоративные финансы, маркетинг, теория отраслевых рынков, финансы, институциональная экономика.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В процессе изучения дисциплины «Макроэкономика» студент должен:

- получить систематизированные знания о принципах и законах функционирования рыночной экономики на макроуровне (регион, государство, межгосударственное взаимодействие);

- уметь анализировать макроэкономические явления и процессы; оценивать перспективы экономического роста

- владеть навыками ориентирования в основных концепциях и направлениях современного микроэкономического анализа; устанавливать логические взаимосвязи между различными сторонами экономической жизни.

В результате освоении дисциплины «Макроэкономика» студент должен обладать следующими компетенциями:

владеет культурой мышления (в т.ч. – экономического),способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1)

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК – 2)

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире ( ОК – 3)

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК – 4)

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ( ОК – 6)

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ( ОК – 11)

способен на основе типовых методик и действующей нормативно правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК – 2)

способен на основе описания экономических явлений и процессов строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК – 6)

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК – 8)

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК – 9)

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК – 14)

В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» формируется комплекс знаний, умений, навыков; студент должен:

знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 14;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 6, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 14;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки – компетенции ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 11, ПК – 14;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 11, ПК – 8, ПК – 9,

ПК – 14.

уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 8

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 14

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации – компетенции ОК – 4, ПК – 8, ПК – 9,

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей – компетенции ОК – 1, ПК – 8, ПК – 2

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты – компетенции ОК – 1,ПК – 6, ПК – 2

- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведения экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне – компетенции ОК – 1, ПК – 8,ПК – 14, ОК – 4,ПК – 2

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи – компетенции ОК – 1,ОК – 6, ПК – 9

владеть:

- методологией экономического исследования – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ПК – 2, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 9,

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей – компетенции ОК – 1, ОК – 4,ПК – 2, ПК – 6, ПК – 8

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений – компетенции ОК – 1, ОК – 6, ОК – 11, ПК – 11

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет _7_ зачетных единиц, _252_ часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции семинары Сам. работа
Национальная экономика: основные результаты и показатели Текущий опрос, решение задач
Совокупный спрос и совокупное предложение Текущий опрос, решение задач
Потребление и сбережения Текущий опрос, решение задач
Инвестиции Решение задач, текущий опрос
Денежный рынок и его равновесие Решение задач, текущий опрос
Банковская система Решение задач, текущий опрос
Макроэкономическое равновесие на реальном и денежном рынках Текущий опрос, решение задач
Макроэкономическая нестабильность Текущий опрос, решение задач
Макроэкономическая политика Текущий опрос, решение задач
Экономический рост Решение задач, текущий опрос
Мировая экономика и международные отношения Текущий опрос, решение задач
Основы формирования новой экономической системы Текущий опрос, решение задач
  Итого   252 час.   час. час. час. Зачет, экзамен. Курсовая работа.

Тематическое содержание дисциплины (модуля)

Тема 4. Инвестиции.

Инвестиции. Виды инвестиционных расходов. Валовые и чистые инвестиции. Функция инвестиций. Факторы инвестиций. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия. Модель "IS". Равновесие реального рынка. Автономные и производные инвестиции. Мультипликатор инвестиционных расходов. Парадокс бережливости.

Тема 6. Банковская система.

Современная банковская система. Центральный банк и выполняемые им функции. Коммерческие банки: функции и виды. Банковские ресурсы и банковская прибыль. Коммерческие банки и их роль в формировании денежной массы. Обязательные, фактические, избыточные резервы коммерческих банков. Денежный мультипликатор

Тема 7. Макроэкономическое равновесие на реальном и денежном рынках. Модель "IS-LМ".

Кривые IS и LM. Равновесие в модели " IS - LМ". Способы восстановления равновесия. Взаимодействие реального и денежного рынков. Последствия бюджетно-налоговой и кредитно-денежной экспансии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины «Макроэкономика» используются следующие методы обучения и формы организации занятий:

- лекции;

- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- написание курсовой работы;

- письменные или устные домашние задания;

- расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

- обсуждение подготовленных студентами эссе;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

При реализации учебной программы «Макроэкономика» используются следующие образовательные технологии:

- подготовка студентом письменного конспекта лекций на основе учебников «Макроэкономика» и «Экономическая теория», изданных в последние годы;

- дистанционные и информационные образовательные технологии

- разбор конкретных ситуаций как для иллюстрации той или иной теоретической модели, так и в целях выработки навыков применения теории при анализе реальных экономических проблем;

- экономические тренинги при решении проблем и задач макроэкономической теории;

- внеаудиторная работа в форме обязательных консультаций и индивидуальных занятий со студентами (помощь в понимании тех или иных моделей и концепций, подготовка рефератов и эссе, а также тезисов для студенческих конференций).

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы по дисциплине

1. Национальное производство и его показатели.

2. ВВП и способы его измерения.

3. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Потенциальный и фактический ВВП.

4. Макроэкономическое равновесие: позиции различных школ.

5. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения.

6. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса.

7. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.

8. Потребление и сбережение: понятие и измерение.

9. Функция потребления и функция сбережения. Факторы, влияющие на соотношение потребления и сбережения.

10. Инвестиции: понятие и виды. Валовые и чистые инвестиции.

11. Функция инвестиций. Факторы инвестиций.

12. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия. Инвестиционный мультипликатор.

13. Деньги: понятие, виды функции

14. Денежная система: понятие, структура, типы.

15. Спрос на деньги, его компоненты и факторы изменения.

16. Предложение денег и его источники. Денежные агрегаты.

17. Денежный рынок и его равновесие.

18. Западные теории денег.

19. Современная банковская система. ЦБ и выполняемые им функции.

20. Банковские ресурсы и банковская прибыль.

21. Коммерческие банки и их роль в формировании денежной массы. Резервы банка.

22. Кредит: сущность, функции, процент .

23. Макроэкономическое равновесие на реальном и денежном рынках. Модель «IS-LM».

24. Государственная политика по изменению равновесия реального и денежного рынков.

25. Экономические циклы: понятие, фазы и механизм развития.

26. Безработица: причины, формы, измерение, последствия.

27. Инфляция: причины, виды, последствия.

28. Система инструментов регулирования экономики

29. Фискальная политика: цели, направления, инструменты.

30. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

31. Кредитно-денежная политика: цели направления, инструменты.

32. Экономический рост: понятие, измерение, факторы.

33. Модели и концепции экономического роста.

34. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

35. Циклический характер экономического роста.

36. Современные проблемы теории и практики экономического роста.

37. Теоретические основы мировой экономики.

38. Теории международной торговли.

39. Международная торговля и торговая политика.

40. Платежный баланс.

41. Мировая валютная система.Валютный курс.

42. Основные направления формирования новой экономической системы.

43. Теоретические основы переходной экономики.

44. Преобразование отношений собственности.

45. Развитие конкурентной среды и конкурентоспособного производства.

46. Научно-технический прогресс и промышленная политика.

Контрольный тест по дисциплине

1. Какие из перечисленных величин не включаются в ВВП, рассчитанный по доходам?

а) зарплата и жалованье;

б) государственные закупки товаров и услуг;

в) рентные платежи;

г) прибыль корпораций;

д) чистый экспорт.

2. Какие из перечисленных величин не включаются в ВВП, рассчитанный по расходам?

а) чистый экспорт;

б) зарплата и жалованье;

в) государственные закупки товаров и услуг;

г) прибыль корпораций.

3. К факторам, которые делают рост физически возможным, относятся:

а) объем основного капитала;

б) уровень потребительских расходов в экономике;

в) применяемые технологии;

г) монополизм в экономике.

4. К факторам, которые создают условия для роста, относятся:

а) уровень совокупных расходов в экономике;

б) количество и качество используемых ресурсов;

в) количество и качество трудовых ресурсов;

г) налоговый климат в стране.

5. В условиях экономического роста:

а) валовые инвестиции равны амортизационным отчислениям;

б) валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений;

в) валовые инвестиции больше амортизационных отчислений.

6.Увеличение объемов производства зерна за счет распашки новых земель является:

а) преимущественно интенсивным типом роста;

б) экстенсивным типом роста;

в) интенсивным типом роста;

г) преимущественно экстенсивным типом роста.

7.Если прирост ВВП вызван применением новых технологий, то это признаки:

а) экстенсивного роста;

б) интенсивного роста;

в) преимущественно экстенсивного;

г) преимущественно интенсивного.

8.Преимущественно интенсивный тип роста будет иметь место в том случае, если:

а) экстенсивные факторы роста преобладают над факторами интенсивными;

б) интенсивные факторы роста преобладают над экстенсивными факторами;

в) интенсивные факторы роста равны экстенсивным факторам.

9. Как отразится на объеме выпуска и цен рост совокупного спроса на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения?

а) объем выпуска и уровень цен увеличатся;

б) объем выпуска останется неизменным, а уровень цен увеличится;

в) объем выпуска увеличится, а уровень цен останется неизменным.

10. Почему в рамках классического (вертикального) отрезка кривой совокупного предложения объем выпуска не изменяется с изменением цен?

а) потому, что экономика находится в состоянии кризиса;

б) потому, что экономика работает на полную мощность, все ресурсы задействованы;

в) потому, что экономика выходит из состояния кризиса.

11. Почему график функции потребления в реальной действительности не совпадает, как правило, с биссектрисой угла?

а) потому, что доход полностью потребляется;

б) потому, что доход полностью сберегается;

в) потому, что доход потребляется и сберегается.

12. От чего зависит уровень инвестиционного спроса в экономике?

а) от уровня процентной ставки;

б) налогов и дотаций;

в) от нормы прибыли;

г) все ответы верны.

13. В условиях высокой процентной ставки как предпочтительнее использовать сберегательную часть дохода?

а) вложить деньги в банк;

б) приобрести ценные бумаги;

в) иметь в виде наличных денег.

14. До каких пор следует увеличивать инвестиционные расходы?

а) до тех пор, пока уровень процентной ставки превышает норму прибыли;

б) до тех пор, пока норма прибыли превышает уровень процентной ставки;

в) до тех пор, пока норма прибыли не сравняется с уровнем процентной ставки.

15. Как отразится на объеме выпуска и занятости превышение сбережений над инвестициями?

а) объем выпуска и занятость останутся неизменными;

б) объем выпуска и занятость будут находится на уровне ниже оптимального;

в) объем выпуска и занятость увеличатся;

г) объем выпуска увеличится, а занятость не изменится.

16 .Что из перечисленного ниже не относится к функциям денег?

а) средство обращения;

б) средство формирования доходной части бюджета;

в) средство накопления;

г) мера стоимости.

17..Спрос на деньги для сделок зависит от:

а) уровня процентной ставки;

б) цен на товары и услуги;

в) объема номинального валового продукта.

18. Спрос на деньги со стороны активов зависит от:

а) объема ВВП;

б) уровня процентной ставки;

в) объема сделок в экономике.

19. Если процентная ставка установится выше равновесного уровня, то:

а) объем спроса на деньги будет меньше, чем объем предложения денег;

б) объем спроса на деньги будет больше, чем объем предложения денег;

в) объем спроса на деньги будет равен объему предложения денег.

20. При каком условии денежный рынок находится в состоянии равновесия?

а) при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения;

б) при равенстве спроса на деньги и предложения денег;

в) при равенстве инвестиций и сбережений.

21. При каком условии реальный рынок находится в состоянии равновесия?

а) при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения;

б) при равенстве инвестиций и сбережений;

в) при равенстве спроса на деньги и предложения денег;

22. Инфляция предложения обусловлена:

а) нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением;

б) ростом издержек на единицу продукции;

в) избыточным совокупным спросом;

г) недостаточным совокупным предложением.

23. Чем определяется кредитоспособность коммерческих банков?

а) размером обязательных резервов;

б) размером избыточных резервов;

в) размером фактических резервов.

24. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки:

а) увеличивают свои вклады в Центральный Банк;

б) увеличивают объем ссуд, предоставляемых населению;

в) изымают часть своих вкладов в Центральном Банке.

25.Циклическое развитие - это:

а) способ преодоления структурных диспропорций;

б) способ развития рыночной экономики;

в) нарушение макроэкономического равновесия;

г) все ответы верны.

26. Наиболее глубоким экономическим кризисом в ХХ веке был:

а) кризис 1980-1983г.г.;

б) кризис 1900-1903г.г.;

в) кризис 1929-1933г.г.;

г) кризис 1973-1975г.г.

27.В четырехфазной модели экономический цикл включает:

а) спад, оживление, подъем, промежуточный бум;

б) кризис, депрессию, оживление, подъем;

в) спад, депрессию, подъем, промежуточный бум;

г) кризис, депрессию, подъем, бум.

28. Теория больших циклов разработана:

а) Н. Кондратьевым;

б) А. Маршаллом;

в) К. Марксом;

г) М. Фридменом,

29. В условиях депрессии промышленное производство:

а) не изменяется;

б) достигает минимального значения;

в) возрастает;

г) сокращается.

30. Кризис 90-х годов в России носил:

а) структурный характер;

б) системный характер;

в) отраслевой характер;

г) промежуточный характер.

31. Естественная безработица включает в себя:

а) структурную и скрытую;

б) циклическую и фрикционную;

в) фрикционную и структурную;

г) институциональную.

32. С развитием общества естественный уровень безработицы:

а) возрастает;

б) не изменяется;

в) снижается.

33. К вынужденной безработице не относится:

а) структурная;

б) циклическая;

в) фрикционная;

г) институциональная.

34. Безработица, порождаемая несовершенством рынка труда, является:

а) структурной;

б) фрикционной;

в) институциональной;

г) циклической.

35. Согласно закону А. Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВВП от потенциального составляет:

а) 3%;

б) 2%;

в) 5%;

г) 4%.

36. Циклическая безработица – это безработица, вызванная:

а) изменением структуры потребительского спроса;

б) поисками новой работы;

в) спадом производства;

г) изменением технологий.

37. Основной причиной инфляции спроса является:

а) рост издержек производства;

б) рост денежной массы;

в) рост совокупного спроса при полной занятости;

г) нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в сторону спроса.

38. Основной причиной инфляции предложения является:

а) рост денежной массы;

б) рост издержек производства;

в) рост совокупного спроса при полной занятости;

г) неэкономические причины.

39 .По темпам роста цен различают:

а) инфляцию спроса;

б) гиперинфляцию;

в) инфляцию предложения;

г) прогнозируемую инфляцию.

40. Если рост цен на товары не превышает 5% в год, то это:

а) инфляция спроса;

б) ожидаемая инфляция;

в) умеренная инфляция;

г) инфляция предложения.

41.Формами проявления подавленной инфляции являются:

а) рост безработицы;

б) рост цен;

в) наличие товарного дефицита;

г) ухудшение качества товаров и услуг.

42. Формами проявления открытой инфляции являются:

а) наличие товарного дефицита;

б) рост цен;

в) ухудшение качества товаров и услуг;

г) рост безработицы.

43.К денежным факторам инфляции относится:

а) дефицит государственного бюджета, финансируемый за счет эмиссии денег;

б) монополизм в экономике;

в) скрытая излишняя занятость;

г) высокий удельный вес военной экономики.

44. Меры борьбы с инфляцией предложения:

а) запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита;

б) сокращение налоговых ставок;

в) рост производительности факторов производства;

г) сокращение выпуска денег в обращение.

45. Меры борьбы с инфляцией спроса:

а) запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита;

б) сокращение налоговых ставок;

в) рост производительности факторов производства.

46. Основными целями фискальной политики являются:

а) стабилизация экономики;

б) контроль над уровнем занятости;

в) контроль над инфляцией;

г) все ответы верны.

47. Сдерживающая фискальная политика используется в период:

а) спада производства;

б) подъема экономики;

в) инфляции;

г) депрессии.

48. Стимулирующая фискальная политика проводится в период:

а) подъема экономики;

б) спада производства;

в) оживления;

г) инфляции.

49. Государственный долг – это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) расходов на оборону.

50. Бюджетный дефицит образуется в случае, если:

а) доходная часть бюджета превышает расходную;

б) расходная часть бюджета превышает доходную;

в) доходная часть бюджета равна расходной части.

51. Основными целями кредитно-денежной политики являются:

а) стабилизация экономики;

б) контроль над уровнем занятости;

в) контроль над уровнем инфляции;

г) все ответы верны.

52. К субъектам кредитно-денежной политики не относятся:

а) коммерческие банки;

б) частные фирмы;

в) центральный банк.

53. Объектом кредитно-денежной политики не является:

а) денежное предложение;

б) денежный спрос;

в) ставка налога.

54. Если экономика поражена инфляцией, то какую кредитно-денежную политику следует проводить Центральному Банку?

а) политику « дешевых денег»;

б) политику « дорогих денег»;

в) кредитную рестрикцию;

г) кредитную экспансию.

55. К факторам, которые делают рост физически возможным, относятся:

а) объем основного капитала;

б) уровень потребительских расходов в экономике;

в) применяемые технологии;

г) монополизм в экономике.

56. К факторам, которые создают условия для роста, относятся:

а) уровень совокупных расходов в экономике;

б) количество и качество используемых ресурсов;

в) количество и качество трудовых ресурсов;

г) налоговый климат в стране.

57. В условиях экономического роста:

а) валовые инвестиции равны амортизационным отчислениям;

б) валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений;

в) валовые инвестиции больше амортизационных отчислений.

58.Увеличение объемов производства зерна за счет распашки новых земель является:

а) преимущественно интенсивным типом роста;

б) экстенсивным типом роста;

в) интенсивным типом роста;

г) преимущественно экстенсивным типом роста.

59. Если прирост ВВП вызван применением новых технологий, то это признаки:

а) экстенсивного роста;

б) интенсивного роста;

в) преимущественно экстенсивного;

г) преимущественно интенсивного.

60. Преимущественно интенсивный тип роста будет иметь место в том случае, если:

а) экстенсивные факторы роста преобладают над факторами интенсивными;

б) интенсивные факторы роста преобладают над экстенсивными факторами;

в) интенсивные факторы роста равны экстенсивным факторам.

Курсовая работа по дисциплине

Курсовая работа представляет собой одну из форм самостоятельной работы студентов.

Цель: закрепление теоретических знаний студентов по основным темам курса, формирование навыков анализа экономических проблем, умение работать с литературой, умение обобщать, систематизировать материал.

Сроки представления курсовой работы на кафедру устанавливаются в начале учебного года методической частью. За консультацией студент обращается на кафедру “Экономической теории и статистики”. Сдавать работы следует в общий отдел УрСЭИ АТиСО.

Содержание и структура работы: курсовая работа должна иметь план, состоящий из введения, в рамках которого обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы; двух - трех основных вопросов, раскрывающих содержание темы,заключения с краткими выводами, вытекающими из анализа данной темы, списка используемой литературы. Все вопросы плана должны фиксироваться в тексте.

Оформление работы: курсовая работа выполняется на листах форматом А-4, примерный объем 30-35 страниц печатного текста, все страницы должны быть пронумерованы, иметь поля для замечаний рецензента, содержать сноски на цитируемые первоисточники.

Изложение каждого вопроса начинается с новой страницы, заканчивается краткими выводами. В конце работы необходимо проставить дату ее написания и подпись автора. Титульный лист оформляется согласно принятым стандартам

Неудовлетворительно выполненная курсовая работа к защите не допускается, возвращается на доработку в соответствии с замечаниями рецензента. Повторно выполненная курсовая работа представляется на кафедру вместе с первым вариантом и рецензией на нее.

Темы курсовых работ

1. Функции государства в рыночной экономике.

2. Функции государства в переходной экономике.

3. Национальная экономика: основные результаты и показатели.

4. Экономический рост как результат функционирования национальной экономики.

5. Совокупный спрос и его компоненты. Факторы совокупного спроса.

6. Потребление и сбережения: сущность, структура, динамика развития в современных условиях России.

7. Инвестиционный спрос как фактор развития экономики и ее модернизации.

8. Цикличность как форма развития рыночной экономики.

9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.

10. Инфляция: причины, виды, последствия. Антиинфляционная политика.

11. Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственная политика занятости.

12. Фискальная политика.

13. Налоги и государственные расходы как инструменты фискальной политики.

14. Денежно-кредитная политика ЦБ России.

15. Денежный рынок в современной экономике.

16. Банковская система России: проблемы, тенденции развития в современных условиях.

17. Рынок кредитных ресурсов: проблемы и перспективы развития в современных условиях.

18. Теория международной торговли.

19. Государственная политика в международной торговле: протекционизм и свобода.

20. Мировая валютная система: сущность, структура, тенденции развития.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рекомендуемая литература (основная, дополнительная)

а) основная литература:

– Экономическая теория (Политэкономия) : Микроэкономика. Макроэкономика. Мировая экономика. История экономических учений ; учебник / под ред. Д.В. Валового ; АТиСО. - Изд. 4-е. - М. : АТиСО, 2008. - 520 с.

– Курс экономической теории : учебник для вузов / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Киров : АСА, 2009. - 848 с.

– Экономика : учеб. для вузов / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 839 с.

– Экономическая теория : учеб. для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб. : Питер, 2007. - 542 с.

– Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /под ред. проф.А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 4 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. -688 с.

– Экономическая теория : экспресс-курс ; учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. - 5-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 602 с.

б) дополнительная литература:

– Борисов Е.Ф. Экономика: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2009.-318 с.

– Борисов, Е.Ф. Экономическая теория : учеб. для вузов / Е.Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 535 с.

– Гукасьян, Г.М. Экономическая теория : учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. - М. : Эксмо, 2008. - 604 с.

– Журавлева, Г.П. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования / Г.П. Журавлева, В.В. Смагина. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 640 с.

– Ивашковский, С.Н. Экономика для менеджеров : микро- и макроуровень / С.Н. Ивашковский. - М. : Дело, 2007. - 440 с.

– Камаев, В.Д. Экономическая теория : краткий курс ; учеб. для вузов / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 382 с.

– Корниенко, О.В. Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / О.В. Корниенко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 411 с.

– Кучуков, Р.А. Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / Р.А. Кучуков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2007. - 520 с.

– Мартиросян, Р.М. Экономика и управление : Контрольно-экзаменационный сборник / Р.М. Мартиросян. - М. : Экономика, 2008. - 399 с.

– Носова, С.С. Экономическая теория : учеб. для вузов / С.С. Носова. - 3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 792 с.

– Слагода, В.Г. Основы экономической теории : учебник / В.Г. Слагода. - М. : Форум, Инфра-М, 2007. - 269 с.

– Современная экономика : учеб. пособие / под ред. О.Ю. Мамедова. - М. : КноРус, 2010. - 316 с.

– Сухарев, О.С. Теория эффективности экономики / О.С. Сухарев. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 368 с.

– Экономика / под ред. Ю.Ф. Симионова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 478 с.

– Экономическая теория : учеб. для вузов / под ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 848 с.

– Экономическая теория : учебник / под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. - М. : Проспект, 2008. - 606 с.

– Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат : учеб. пособие / под ред. Н.Н. Думной, М.А. Эскиндарова. - М. : КноРус, 2009. - 256 с.

– Янова В.В. Экономическая теория : учеб. пособие / В.В. Янова, Е.А. Янова. - М. : Эксмо, 2009. - 512 с

– Российские журналы:

- «Вопросы экономики»;

- «Журнал экономической теории»;

- «Научные труды Вольного экономического общества»;

- «Российский экономический журнал»;

- «ЭКО (экономика и организация про

Наши рекомендации