Модель внедрения ГОС СПО второго поколения
Создание модели управления качеством образования - сложная педагогическая проблема, а внедрение - важная практическая задача. Решение этой задачи видится в следующем:
· реализация новых образовательных стандартов, учебных планов, программ;
· расширение спектра образовательных услуг, повышение спроса на них;
· освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий
· создание учебных пособий силами авторских коллективов колледжа;
· формирование активной позиции по отношению к рынку труда;
· введение новых методов профессионального ориентирования;
· развитие культуры стратегического планирования и менеджмента.
Возможности развития среднего профессионального образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом системы. Прежде всего, это педагогические кадры. Педагог, преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. Важнейшим итогом внедрения ГОС СПО в деятельность колледжа должна стать разработка подходов к непрерывному педагогическому образованию преподавателя - ключевой фигуры модернизации образования. Теоретические и организационно-практические основы управления развитием профессионализма педагога включают:
· комплексное решение проблем становления профессиональной карьеры учителя (создание в колледже ассоциации молодых педагогов, общественное объединение ветеранов труда);
· включение преподавателя в научно-методическую деятельность (рабочие группы по реализации проектов, предметно-цикловые комиссии, научно-методический совет);
· разработка организационных форм инновационного обучения, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности, инициативности, мастерства.
Стадии | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1 | 2 | 3 |
1.Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам | Студенты обсуждают и принимают решение по выбору темы |
Преподаватель предлагает студентам совместно отобрать темы проектов | Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает всей аудитории для обсуждения | |
Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных студентами | Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают в группе для обсуждения | |
1.2. Выделение исследовательской части в темах проекта | Преподаватель предварительно вычленяет исследовательскую часть и предлагает студентам для выбора | Каждый студент выбирает себе тему исследования или предлагает новую |
Эксперимент
Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой
Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами исследовательской части проекта | Студенты активно обсуждают и предлагают варианты тем исследований. Каждый студент выбирает одну из них для себя | |
1.3.Формирование творческих групп | Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные темы исследования и виды деятельности | Студенты уже определили свои темы и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, работа в сети Интернет с базами данных интеллектуальной собственности | Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные студенты принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в обсуждении | Студенты в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, подготовка и выступление на СНТК |
2. Разработка проекта | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность | Студенты осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность | Студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация (защита проекта) | Преподаватель организует экспертизу | Студенты докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Преподаватель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки | Студенты осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Качество профессионального образования.
Законом РФ «Об образовании» четко определена роль стандартов в организации процесса контроля качества подготовки специалистов. Статья 7(п.6) Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников…» Сегодня государственные образовательные стандарты, введенные (или разрабатываемые) по всем уровням образования, определяют одновременно как требования к минимуму содержания, так и требования к уровню подготовки выпускников.
Роль стандартов в создании системы качества подготовки специалистов, (схема4)
Ученые рассматривают качество образования как многокомпонентную структуру, включающую элементы: качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным заведением.
В аспекте проблемы качества образования важным является понятие оценки.
Сегодня в большинстве зарубежных стран сформирована позиция, согласно которой оценка деятельности образовательных учреждений должна позволять учащимся, родителям, самим образовательным учреждениям, органам управления образованием, власти и обществу в целом иметь представление о качестве и результатах образования в определенный момент и улучшать его посредством специальных послеоценочных мер. Таким образом, «оценка» (оценивание) рассматривается как один из важных механизмов управления качеством образования.
Общепринятая модель оценки включает этапы: первый - сбор информации, показывающей, насколько хорошо функционирует система или ее отдельные элементы; второй - анализ собранной информации и определение неудовлетворительно функционирующих элементов системы; третий - попытка исправить ситуацию путем рекомендаций и осуществления конкретных мер.
Каждое учебное заведение сегодня должно иметь свою собственную систему контроля качества подготовки специалистов. В соответствии со статьей 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании» «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Реализация этой нормы невозможна без разработки соответствующих локальных актов, а также закрепления отдельных положении в уставе учебного заведения. Министерством образования Российской Федерации за последние годы издан ряд рекомендации по организации и методическому обеспечению как итоговой, так и промежуточной аттестации обучающихся, которые могут быть использованы при построении собственной системы контроля качества подготовки специалистов. Можно назвать ряд документов, которые, на наш взгляд, должны быть разработаны образовательными учреждениями для обеспечения эффективности контроля:
· положение об организации ИГА;
· программы аттестационных испытаний, критерии оценки знании, требования к выполнению выпускных квалификационных работ (ИГЛ);
· положение о промежуточной и текущей аттестации студентов;
· содержание промежуточной аттестации по семестрам и учебным годам;
· предметные программы контроля освоения ГОС СПО;
· положение о системе оценивания учебных достижений.
Эффективность функционирования системы контроля зависит прежде всего от слаженности работы педагогического коллектива, от уровне организации методической работы в учебном заведении. Каждый преподаватель дол же и не только ознакомиться с требованиями стандарта, но и абсолютно четко представлять, на каком уровне контроля и каким образом реализуются многообразные межпредметные связи, на каком уровне обобщения студент (выпускник) должен овладеть данной дисциплиной. Именно от организационного и методического обеспечения освоения каждой конкретной учебной дисциплины и понимания места этой дисциплины в системном овладении специальностью зависит эффективность подготовки специалистов.
Основными предпосылками повышения качества выступают:
- инновации в технике, технологии, в содержании и характере профессиональной деятельности специалистов на производстве;
- инновации в функциональной системе подготовки студентов в учебном заведении;
- деятельностный подход к формированию и реализации содержания профессионального образования;
- опережающий характер развития профессионального образования по отношению к сфере труда.
Реализация идеи опережающего образования осуществляется в трех аспектах:
- опережающий уровень образования студентов по отношению к текущим проблемам производства;
- опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;
- саморазвитие личности, т.е. на каждой ступени профессионального образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у студентов не только формировались профессиональные знания и умения, но и развивались другие качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новую технику и технологию.
Таким образом, качество профессиональной подготовки специалистов в профессиональной школе обусловлено следующими факторами:
-качеством практической подготовки студентов;
-качеством применяемых технологий обучения и воспитания, их личностно-ориентированной направленностью на формирование творческих способностей специалиста;
-опережающим характером профессионального образования.
Данные факторы, в свою очередь, способствуют формированию таких умений и способностей будущих специалистов, как:
- умение осваивать новые перспективные технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения:
- способность ориентироваться в достижениях производства, информационная грамотность;
- профессиональная мобильность и компетентность, предприимчивость и инициативность, высокая культура труда;
- склонность и потребность в непрерывном образовании, к творчеству и профессиональному росту;
-дисциплинированность и интеллектуальная насыщенность профессиональной деятельности.