Трансформации коммуникации вXXI веке: технологический и социальный уровни
Формирование принципиально новых явлений в сфере современной социальной коммуникации, обусловленных развитием ИКТ, требует комплексного исследования, детерминирования, дефиницирования.
Обозначим ряд тенденций развития коммуникации, значимых для нашего исследования.
Ключевым фактором для понимания происходящих сегодня коммуникационных процессов, с нашей точки зрения, является обусловленная научно-техническим прогрессом виртуализация. Виртуальность как характеристика функционирования социума, которая начинает развиваться еще в конце XIX в., становится основой большинства процессов, в том числе, материальных. Это приводит в итоге к усилению роли коммуникации во всех сферах жизнедеятельности. С возникновением радио и телевидения появляется медийная платформа массовой виртуальной коммуникации. Возникает понятие «электронные медиа». Информационно-коммуникационные технологии принципиально расширяют возможности виртуального взаимодействия.
Развитие ИКТ формирует две взаимосвязанные тенденции инструментальной реализации виртуальности: дигитализацию и конвергенцию.
Дигитализация (англ. digitalization – букв.цифровизация) означает перевод процессов и их содержательной, контентной части в цифровой формат и является технической предпосылкой формирования ряда иных, не менее значимых процессов, в частности конвергенции в современном ее понимании и развитии. Явление стало развиваться с появлением цифровых форматов в 60–70-х гг. прошлого века. Цифровизация во многом послужила базисом для разработки интернета и Всемирной паутины10.
Понятие «конвергенция» (лат. con – вместе, vergо – склоняю, сближаю) изначально определяет сходные процессы в различных сферах, используется в ряде естественных и гуманитарных наук. Так, в биологии это – схождение в процессе эволюции признаков неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора; в лингвистике – сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей (например, возникновение у нескольких языков, как родственных, так и неродственных, общих структурных свойств вследствие достаточно длительных и интенсивных языковых контактов).
Конвергенция развивается во многих сферах жизнедеятельности, что обуславливается возрастающим количеством векторов взаимодействия и взаимовлияния даже разнонаправленных процессов.
С середины прошлого века социологи и философы относят конвергенцию к социуму (У. Ростоу, Я. Тинберген, Д. Белл и др.), представляя ее как сущностную характеристику современного общества, для которого значимы информационно-коммуникационные технологии, характерны увеличение сходства между различными типами общества, нивелирование социальных конфликтов. Данные основания характерны для конвергенции в общественно-политической сфере.
Второе направление конвергенции имеет своим основанием технологические возможности, в первую очередь дигитализацию. «На технологическом уровне конвергенция рассматривается как процесс, объединяющий все типы цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа»11. Выявим характеристики современной конвергенции, основанной на дигитализации.
Исследователи выделили в начале XXI в. несколько уровней процесса конвергенции, типология которой введена в отечественный научный обиход: технологический, экономический/индустриальный, профессиональный12. Обозначим основные возражения. В данной линейке из-за смешения уровней коммуникации – технического и социального, – отсутствует общее основание для типологизации; разделение на технологическую конвергенцию и прочие виды является некорректным, поскольку данные виды являются следствием дигитализации. Понятия «экономической» и «индустриальной» конвергенции неравнозначны; основания выделения как явления конвергенции «профессиональной» неочевидны. По всем параметрам приведенная типология относится исключительно к дигитальной конвергенции. (При этом экономическая/индустриальная и профессиональная конвергенция, относящиеся к сфере социальной, при известном обосновании могли бы быть отнесены к общественно-политической конвергенции.)
Базовой в конвергентных процессах, основанных на дигитализации, является техническая/технологическая конвергенция, определяющая все прочие ее виды; развитие технологий расширяет типологическую линейку конвергенции, однако основание для подобного разделения при любом уровне развития ИКТ и в дальнейшем сохраняется. Итак, техническая конвергенция является первичной, прочие виды как ее следствия, таким образом, вторичны. Ко второму уровню возможно отнести процессы непосредственно в сфере социоэкономической коммуникации, в частности в сфере медиа, экономики и т.д.
В данной статье мы исследуем конвергенцию, основанную на дигитализации. Предложим типологию различных конвергентных процессов, исходя из их генезиса, по функциональным признаках. (Отметим: конвергентные процессы, реализуемые в интернете как одном из форматов цифровой коммуникации, будут рассмотрены далее на основании результатов исследования интернет-коммуникации.)
Обозначенные новые технологические возможности коммуникации, основой которых стала дигитализация, отнесем к первичному типу конвергенции. Так, предлагаем отнести сюда техническую конвергенцию, например, медийных процессов, в результате которой формируется мультимедийная среда (в частности, визуально-аудиальные форматы телевидения).
На основе технической конвергенции формируется конвергенция следующего уровня различных форматов, которую можно обозначить как вторичную. Техническая конвергенция определяет возможности формирования новых процессов и продуктов коммуникации. Например, контента. Контентную конвергенцию отнесем к вторичной конвергенции. К данному типу, например, относится конвергенция медиа (в том числе журналистики), рекламы, связей с общественностью. В российской практике на начальных этапах контентная конвергенция была связана с мимикрией текстов и сообщений СО и рекламы под медиатексты, что противоречит нормам профессиональной морали. С точки зрения теории развитие подобной контентной конвергенции должно соответствовать новейшим стратегиям ответственной коммуникации, которые развиваются в настоящее время и предполагают совместное участие медиа (в том числе, журналистики), рекламы, связей с общественностью в формировании открытой коллаборативной коммуникации в социуме. Отметим, что обозначенные практическая и прогностическая тенденции являются полярными, реализация возможна при единой социально ответственной стратегии.
Возможности формирования новых продуктов и шире – коммуникации как таковой – ведут к созданию на данной основе оригинальных форм организации коммуникационного бизнеса, в первую очередь в сфере ИКТ и медиа. Таким образом, контентная конвергенция становится одной из предпосылок конвергенции экономической.
С развитием дигитальных технологий ареал действия конвергенции расширяется за счет аппаратных и программных возможностей, на этой основе формируется актуальное коммуникационное многомерное пространство (технологический, коммуникационный, экономический, социальный уровни). Коммуникационные процессы в данном пространстве, обусловленные конвергентными технологиями, обладают особой спецификой, являются перспективным направлением, требуют отдельного исследования.
Таким образом, можно зафиксировать виртуальность, технологическую детерминированность, дигитализацию, многоуровневую конвергенцию, неоднозначность, многомерность как характеристики современной социальной коммуникации. Основой большинства процессов социальной офлайновой и онлайновой коммуникации становится дигитализация.
Какова взаимосвязь понятий «дигитальность», «интернет», «веб»?
Дигитализация является технологической основой создания коммуникации в интернете и в дальнейшем – в развитии и распространении веб как наиболее простого для использования массовой аудиторией программного обеспечения.
Интернет (англ. internet ) – глобальная информационная компьютерная сеть, представляющая собой всемирное объединение локальных сетей, шлюзов, серверов и компьютеров, использующее единый набор правил и процедур (протоколов), регулирующих порядок осуществления связей между ними. World Wide Web , WWW , Web , (англ.) – веб, Всемирная паутина, глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Сети. То есть интернет обеспечивает аппаратный и программный уровни коммуникации, веб – социальный.
Технологические и коммуникационные характеристики дигитальности, интернета и веб различны. В данной цепочке дигитальность есть явление первого уровня, интернет – второго, веб – третьего, явления линейно детерминированы технологически, а также по исторически-временной шкале. Коммуникационные особенности, которые они определяют, отличаются существенно. Таким образом, данные явления не равнозначны, понятия не являются синонимами. (Однако на практике «интернет» используется как синоним обоих понятий.)
При этом в условиях формирования конвергентного пространства – технологического и коммуникационного – взаимовлияние дигитальности, интернета и веб несомненны.
Данная понятийная и терминологическая проблема существует достаточно давно, однако так и не нашла своего разрешения; причиной оказывается смешение в исследовании уровней коммуникации – технологического и антропоцентрического. Усугубляет проблему все более широкое распространение перенесенных из англоязычной интернет-практики и автоматически калькированных при переводе на русский язык терминов. Например, PR как «пиар», social media как «социальные медиа» или digital PR как полного синонима связей с общественностью в интернете. В последнем случае de facto понятие «дигитальность» приравнивают к понятию «интернет», что является ошибочным по существу. В научной работе подобная некорректность понятийного аппарата недопустима и требует прояснения, которое мы постарались провести.