Описание работы по принципиальной схеме
Подключениеэлектросхемы к сети осуществляется пакетными выключателями Q1. Для пуска главного двигателя нажимается кнопка SB2, включается магнитным пускателем КМ1. Его нормально открытый блок-контакт в точках 1-4 открываясь шунтирует кнопку SB2 и ставит катушку КМ1на самопитание. Дальнейшие нажатия кнопки не требуются. Силовые контакты КМ1 закрываются, включают электродвигатель М1
Рукояткой 9 включается сцепление фрикциона с валом двигателя. Одновременно с помощью кулачка происходит переключение выключателя SQ1. Его нормально замкнутый контакт 4-10 размыкается и катушка реле времени КТ теряет питание, одновременно замыкает контакт SQ2 4-11 и через цепь 1-4-11-3 получает питание катушка электромагнитаYB. Она втягивает якорь, и колодка тормоза отходит от шпинделя, освобождая его.
При переводе рукоятки 9 на нейтральное положение двигатель переходит в режим холостого хода. Цепь 4-11 разрывается, якорь и колодка тормоза под воздействием пружины возвращается в первоначальное положение и двигатель М1 останавливается.
Двигатель М2 быстрого хода суппорта включается кнопкой SB3, при этом срабатывает катушка магнитного пускателя КМ2 и силовые контакты замыкаются.Двигатель М3насос охлаждения включается выключателем Q2.
С целью уменьшения времени работы главного двигателя на холостом ходу в схеме предусмотрено реле времени КТ, автоматически отключающее двигатель от сети. Катушка КТ получает питание при холостом ходе, т.е при нейтральном положении рукоятки 9, когда контакты 4-10 выключателяSQ1закрыта. При этом КТ питается через цепь 1-4-10-3 и спустя 30-40 секунд, если на станке не включает фрикцион, нормально закрытый контакт КТ в цепи 9-3 открывается. Катушка пускателя КМ1 обесточивается и его контакты возвращаются в нормальное состояние, отключая электрический двигатель.
Для легкого проветривания шпинделя, после остановки станка, служат пакетный выключатель S2, один контакт которого 1-11 включает электромагнит, освобождая шпиндель, а другой5-7 в целях техники безопасности разрывает цепь пускателя главного двигателя. Защита электрооборудования станка от коротких замыканий обеспечивается плавкими предохранителямиFU. Для защиты главного двигателя от перегрузок предусмотрены тепловые реле КК.
Магнитный пускатель КМ1 обеспечивает нулевую защиту электродвигателя М1.
7.Система планово-предупредительного ремонта
Под системой планово-предупредительного ремонта (ППР) следует понимать восстановление работоспособности машин путем рационального технического ухода, замены и ремонта изношенных деталей и узлов позаранее составленномуплану.При составлении планов ремонта оборудования промышленных предприятий руководствуются положениями «Единой системы планово-предупредительного ремонта и эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий».
Система планово-предупредительного ремонта оборудования охватывает следующие виды ухода, обслуживания и надзора за эксплуатацией оборудования и ремонта:
- текущее профилактическое обслуживание и надзор за оборудованием;
- плановые осмотры и проверки;
- плановый малый и средний ремонты;
- плановый капитальный ремонт.
В системе планово-предупредительного ремонта приняты следующие определения.
Ремонтным циклом называется период работы оборудования между двумя капитальными ремонтами или период работы оборудования от начала его эксплуатации до первого капитального ремонта.
Под структурой ремонтного цикла понимают определенный порядок и последовательность чередования видов ремонтных работ и работ по техническому уходу в период между двумя капитальными ремонтами.
Продолжительность ремонтного цикла зависит от сложности оборудования, условий его эксплуатации и определяется количеством часов, отработанных оборудованием. Так, при работе в массовом и крупносерийном производстве металлорежущие станки имеют меньший ремонтный цикл, чем в мелкосерийном и индивидуальном.
Ремонтный цикл может быть продлен улучшением условий эксплуатации оборудования, повышением износоустойчивости и прочности его деталей.
Виды ремонтов
На протяжении одного ремонтного цикла каждая машина и ее двигатель проходят несколько средних, малых ремонтов и осмотров.
Малый ремонт (М) — вид планового ремонта, при котором нормальная эксплуатация агрегата до очередного планового ремонта обеспечивается заменой или восстановлением незначительного количества изношенных деталей и регулированием механизмов.
Средний ремонт (С) — вид планового ремонта, при котором производится частичная разборка агрегата, капитальный ремонт отдельных узлов, замена и восстановление значительного количества изношенных деталей, сборка, регулирование и испытание под нагрузкой.
Капитальный ремонт (К)— вид планового ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, замена изношенных деталей и узлов, ремонт базовых и других деталей и узлов, сборка, регулирование и испытание агрегата под нагрузкой.
Во время среднего и капитального ремонтов восстанавливают предусмотренные стандартами или техническими условиями геометрическую точность деталей, мощность и производительность агрегата на срок до очередного среднего или капитального ремонта.
В периоды между капитальным и средним, малым и средним ремонтами проводят осмотры и текущий ремонт.
Кроме того, может возникнуть необходимость в проведении аварийного (внепланового) ремонта. Авария вызывает вынужденную остановку машины из-за повреждения ответственных узлов, механизмов и отдельных деталей.
Незначительное повреждение узлов или деталей машины, не нарушающее производственного процесса на участке или в цехе, называют поломкой. Много аварий и поломок происходит вследствие нарушения правил эксплуатации оборудования. Другими причинами может быть низкое качество ремонта, установка бракованных деталей, плохое выполнение пригоночных и сборочных работ. Причиной аварий может быть и нарушение правил эксплуатации оборудования: работа на завышенных режимах резания, недостаточность смазки, переключение зубчатых колес коробки скоростей и подач во время работы станка и др.
Для предупреждения аварий и поломок необходимо:
- строго придерживаться правил эксплуатации, а также не
допускать к работе на агрегате рабочего без удостоверения на право самостоятельной работы; - рабочему не приступать к работе на неисправном оборудовании;
- строго соблюдать инструкцию по уходу и эксплуатации оборудования.
Техническую документацию, которой пользуются при ликвидации аварий, снабжают надписью: «Аварийно».
Межремонтное обслуживание
Этот вид обслуживания (осмотр и текущий ремонт) включает наблюдение за выполнением правил эксплуатации оборудования, указанных в технических руководствах заводов-изготовителей, особенно механизмов управления, ограждений и смазочных устройств, а также своевременное устранение мелких неисправностей и регулирование механизмов. Межремонтное обслуживание выполняют во время перерывов в работе агрегата, не нарушая процесса производства.
Межремонтное обслуживание выполняют рабочие, обслуживающие агрегаты, и дежурный персонал ремонтной службы цеха (слесари, электрики, смазчики и др.).
Межремонтное обслуживание автоматических линий проводят ежесуточно либо реже в зависимости от назначения линии. При работе линии в две смены осмотр и текущий ремонт осуществляют в нерабочую смену, а при работе линии в три смены межремонтное обслуживание» выполняют на стыке двух смен.
Межремонтное обслуживание автоматических линий проводят наладчики и операторы, в случае необходимости привлекают слесарей цеховой ремонтной службы.
В период между ремонтами все оборудование, работающее в условиях загрязненности, промывают. Эту работу проводят слесари-ремонтники, не нарушая процесса производства, используя для этой цели перерывы в работе агрегата, нерабочие смены и выходные дни.
В эти же периоды меняют масло или пополняют его в оборудовании с централизованной и картерной системами смазки. Работу осуществляют по специальному графику.
Между плановыми ремонтами периодически проверяют геометрическую точность деталей, а также проводят профилактическую проверку прецизионного оборудования по особому плану-графику.
Проверку геометрической точности выполняет контролер отдела технического контроля, кроме того, к этой работе привлекают слесарей-ремонтников.
Плановый осмотр оборудования производят с целью проверки его состояния, устранения мелких неисправностей и выявления объема подготовительных работ, выполняемых при очередном плановом ремонте.
Осмотры между плановыми ремонтами оборудования провозят слесари-ремонтники по месячному плану, в случае необходимости привлекают работающих на этом оборудовании.
Профилактические испытания электрооборудования и электросетей проводят слесари-электрики, руководствуясь «Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий».
Подготовка к пуску, настройка, регулировка и испытание электрооборудования
Под наладкой электрооборудования принято понимать комплекс работ по приводу в действии всех элементов электрооборудования. Припусконаладочных работах проверяют:
1.Соответствие электрооборудования и выполненного монтажа согласнопроекту.
2.Настраивают и регулируют аппараты и приводы.
3.Состояние изоляции и заземляющих устройств.
4.Параметры измерительных приборов.
5.Запускают и испытывают работу электрооборудования во всех положенных режимах работы.
Наладочные работы являются заключительным этапом монтажных работ и способствуют надежной и безаварийной работе станка. Для сохранения времени наладки существует несколько методов:
1.Метод наблюдения.
2.Метод исключения.
3.Метод сравнения.
4.Метод обратной последовательности.
Метод наблюдения является самым простым и заключается в наблюдении за действием элементов схемы и сцепки правильности её работы.
Метод исключения заключается в сокращении объёма участка содержащего неисправный элемент. Снятие ремня и проверка электродвигателя на холостомходу позволяет узнать, что именно неисправно двигатель или механизм.
Метод сравнения заключается в замене проверяемого элемента или узла исправных.
Метод обратнойпоследовательности заключается последовательной проверке всехэлементов неисправной части отпоследнего звенак первому.
Для наладки электрооборудования необходимы следующие приборы и
приспособления:
1.Индикатор напряжения.
2.Секундомер.
3.Омметр или мегомметр.
4.Универсальныйизмерительный прибор (тестер).
При наладке электросхемынужно помнить, что у понижающего трансформатора вторичная обмотка должна быть соединена с корпусом станка. У теплового реле эксцентрик должен находиться в положении указанном в паспорте. При правильной регулировке реле должно срабатывать через 20 мин. Изоляцию проверяют мегомметром. Сопротивление между двумя обмотками и обмоткой корпуса должно быть не менее 0,5Мом.
Заземление проверяют наружным осмотром. Замеряют сопротивление
между корпусами и винтом заземления, которое должно быть не более 4Ом.
При осмотре проверяют исправность заземляющих проводов, аккуратность
их прокладки и надежность контактных соединений.
Заключительным этапом наладки является испытание на холостом ходу и под нагрузкой.
На холостом ходу следует проверить:
1.Исправность электроаппаратов в цели управления, сигнализации местного освещения.
2.Исправность электрооборудования, муфт в режимах пуск, остановка, реверс, торможение, переключение скоростей.
3.Исправность и надежность аппаратуры аварийного отключения.
После пусконаладочных работ станок предъявляется проверочной комиссии.