Корпоративные библиотечные проекты. Проблемы и перспективы создания.
Корпоративный проект – это оптимальное увеличение качества производительности труда на предприятии, в том числе и в библиотеке.
Особенностями проекта можно считать:
1) Ориентированность на достижение поставленных целей. Проект предполагает сформулированную результативную цель, которая будет направлена на успешную реализацию всего проекта. Эта цель интегрирует в себе всевозможные этапы достижения и представляет собой эффективное содействие для деятельности библиотеки. Реализация проекта происходит в несколько этапов направленных на достижение цели, такие этапы осуществляются от низкого уровня и заканчиваются высшим – результативным достижением.
2) Координированная реализация взаимосвязанных действий. Существуют действия, которые предполагают четкое проследование друг за другом. В этой же системе проекта встречаются этапы выполняемые параллельно между собой. В случае нарушения системы реализация проекта может быть под угрозой.
3) Локальность времени. Проекты реализуют в определенных временных рамках, определяя его начало и завершение. Существуют два основных критерия успешной реализации проекта:
- равноправное распределение труда, направленное на порядок выполняемых работ за определенное время;
- распределение ресурсов между действующими участниками проекта, которое зависит от временных рамок.
4) Уникальность. Проект по своей природе не может повторяться и выполнять идентичные действия. Все проекты разные и несут различный характер и свойства.
Для формирования интегрированных библиотечных и информационных ресурсов, корпоративные проекты имеют два определенных условия:
• Создать всевозможно доступную информацию для пользователей, при этом сократить расход финансов как можно больше. Такое стремление является возможным для объединения информационных систем и единственного информационного пространства.
• С помощью программного обеспечения снизить расход финансов в библиотеке. Достижение цели возможно при внедрениив нее корпоративных технологий (электронный каталог, электронная библиотека).
При интеграции организаций в корпоративное сообщество, которые прежде не входили в корпорацию, происходит развитие проблем организационного и психологического характера:
• . Корпоративная сеть является единой системой, которая подчиняется вполне определенным правилам. То есть, участники проекта прекращают являться зависимыми друг от друга. Они становятся самостоятельными членами по решению корпоративных задач: реализация решений по созданию, построению, развитию и функционированию действующих вопросов и проблем;
• . Стенический переход с автономных правил деятельности на кооперативные условия работы;
• . Исходный уровень библиотек по состоянию материально - технической базы, уровню подготовки персонала является неопределенным и тем самым затрудняет работу сотрудников.
В связи с вышесказанным, необходимо определить ряд основных тезисов, без принятия которых невозможно эффективное создание и функционирование корпоративных библиотечно - информационных систем (КБИС):
• Вхождение библиотеки в корпорацию происходит на добровольном уровне. В случае принятия нового члена в корпорацию, необходимо составить приказ его о вступлении в сообщество, в котором он будет участвовать в определенной деятельности. Выполнять все указанные функции и решать поставленные задачи.
• Корпорация не должна вмешиваться в административно - хозяйственную деятельность входящих в ее состав библиотек.
• КБИС создается, развивается и функционирует, как единая автоматизированная ИБС по правилам определенным в ГОСТе, а также действующей в корпорации организационной, технологической, технической и плановой документации.
• Программные, технические, технологические, лингвистические и информационные средства обеспечения КБИС в целом и отдельных ее узлов должны соответствовать комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам.
• Каждая КБИС должна систематически организовывать работу централизованной системы повышения квалификации персонала.
• В основе любой КБИС стоит руководитель, в обязанности которого входит распределять работу и следить за качеством ее выполнения. [1]
Следует сделать вывод, что корпоративный проект библиотеки - это совместная реализация какой-либо идеи (задачи, проблемы) с целью достижения желаемого результата в экономической, технической, технологической или организационной сфере силами библиотечного объединения. Под корпоративной библиотечной сетью (системой) можно понять непринужденное объединение свободных в административном и хозяйственном отношениях библиотек для совместного решения их функциональных задач, включая совместное создание и использование библиотечно - информационных ресурсов.
Библиотеки, используя корпоративный проект, подразумевают поддерживание установленных условий для формирования библиотечных и информационных ресурсов. Каждый проект имеет определенные этапы и длительность выполнения, которые напрямую зависят от ожидаемого результата. Любой проект не имеет периодичности и повтора, он может быть только единичным.
В настоящее время, существует достаточно большое количество разнообразных библиотечных объединений. Результатом их деятельности становятся библиотечные корпоративные проекты.