Полезные модели и промышленные образцы: понятия, виды, порядок защиты, роль в научно-техническом развитии организации и государства.
Полезная модель – новое решение технической задачи, относящееся к устройству. Объект, защищаемый в качестве полезной модели, должен иметь явно выраженные пространственные формы (компоновку). Поэтому ни способы (технологические процессы), ни вещества в качестве полезных моделей не защищаются. В сущности, полезная модель - название, применяемое к изобретениям в области механики. Требование к полезным. моделям – новизна и промышленная применимость.
Охрана полезных моделей в РФ:
- 2 критерия патентоспособности: новизна и промышленная применимость;
- срок действия патента 10 лет (можно продлить, но не более, чем на 3 года);
- по заявке на полезную модель проводится только формальная экспертиза.
Роль в научно-техническом развитии организации и государства Поддержка изобретателей! Любой изобретатель, если не может в силу каких-то причин запатентовать свою разработку, как изобретение, то ему представляется возможность запатентовать его в качестве полезной модели.
Промышленным образцом явл. художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарного производства, определяющее его внешний вид. Требования к пром. образцам – новизна и оригинальность.
Виды промышленных образцов:
- Объемные (Композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно- пространственная структура) (напр., форма авто, телефона, кресла);
- Плоскостные (Двухмерное линейно-цветографическое соотношение элементов) (напр., внешний вид ковра, галстука, рисунок ткани);
- Комбинированные (Признаки, присущие объемным и плоскостным промышленным образцам) (напр., внеш. вид посуды, на кот. рис.).
Охрана промышленных образцов в РФ:
- 2 критерия патентоспособности: новизна и оргинальность;
- срок действия патента (исключительного права) 15 лет (можно продлить, но не более, чем на 10 лет);
- по заявке на промышленный образец проводится формальная экспертиза и экспертиза по существу.
Роль в научно-техническом развитии организации и государства Промышленные образцы позволяют защитить дизайнеров! Государство, принимая такие меры (выдача патентов на полезные модели и промышленные образцы), создает основу мотивации изобретателей.
Лицензии на передачу прав на объекты промышленной собственности. Содержание и виды лицензионных договоров (простые, полные и исключительные лицензии, опционы, сублицензии, перекрестные лицензии).
Лицензия – это разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, коммерческой или иной информации в течение определенного срока, в обусловленных соглашением пределах, за соответствующее вознаграждение.
Предоставление лицензии является коммерческой операцией, в которой участвуют лицензиар и лицензиат.
Лицензиар – юридическое или физическое лицо, владелец объектов промышленной собственности, который выступает продавцом. Лицензиар принимает на себя обязательства по поддержанию в силе патента в течение всего срока договора, а также по защите интересов лицензиата в случае неправомерного использования разработки другими лицами.
Лицензиат – юридическое или физическое лицо, которое приобретает право на использование объектов промышленной собственности.
Лицензирование осуществляется на основе заключения заинтересованными сторонами лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение – договор в соответствии с которым собственник изобретения, технологии, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.
По объему передаваемых лицензиату прав лицензии делятся на:
Неисключительные (простые) – лицензиар, предоставляя лицензиату право на исп. объекта промыш. собст-ти, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в т.ч. и на право предоставления лицензий третьим лицам;
Полные лицензии – полная уступка всех прав по использованию объекта промышл. собственности в течение всего срока действия договора, при этом сам лицензиар лишается права использования предмета лицензии;
Исключительные – лицензиату предоставляется исключительное право на исп-ие объекта промыш. собст-ти в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права самому исп-ть предмет соглашения в части, не передаваемой лицензиату;
Опционы – форма лицензионного соглашения, предметом которого является предоставление лицензиату права ознакомления с технической документацией на изобретение или ноу-хау с тем, чтобы после ознакомления принять решение о целесообразности приобретения лицензии. В условия опционного соглашения может включаться также возможность посещения лицензиатом предприятий лицензиара и получения дополнительной информации, относящейся к объекту, предлагаемому для продажи.
Сублицензии – лицензии, выдаваемые лицензиатом (покупателем лицензии) другому лицу, на право использования изобретения от имени лицензиата, владеющего полной или исключительной лицензией, если такая выдача не противоречит условиям лицензионного соглашения;
Перекрестные лицензии Сущность перекрестных лицензий, которые также называются взаимосвязанными или зависимыми, заключается в том, что изобретения, передаваемые по этим лицензионным соглашениям, взаимно дополняют друг друга и для промышленного использования изобретения одного патентовладельца необходимо использовать изобретения другого патентовладельца, и наоборот. По одному лицензионному соглашению патентовладелец является лицензиаром, а по другому – лицензиатом, соответственно другой патентовладелец по первому является лицензиатом, а по второму – лицензиаром. Взаимная передача прав может быть оформлена одним лицензионным соглашением.
19. Подходы к определению цены лицензионного договора: на основе среднеотраслевых ставок роялти, правила 25%, расчета верхней и нижней границы лицензии и др.; факторы, повышающие и понижающие цену лицензии.
Главная проблема при подготовке соглашения – цена лицензии, определить которую довольно сложно, так как на эту оценку влияет большое число конъюнктурных, непрогнозируемых экономических факторов. Поэтому стороны очень взвешенно и гибко подходят к согласованию цены лицензии, что находит отражение в определении видов и размеров лицензионных платежей.
Платежи по роялти - фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения.
На практике применяют следующие методы определения роялти:
1)определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов лицензии;
2)определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.
Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%, наиболее часто устанавливается в пределах 2-6%. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя величина роялти по отраслям может существенно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии - 2-10%, во Франции – 4-5%.
Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении производства – возрастают. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение также не ухудшается вследствие общего роста прибыли.
Ставки текущих отчислений могут быть дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных и внутренних продаж.
В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.
Ставка роялти по различным отраслям в % от балансовой прибыли лицензиата: в химической промышленности 2 - 5% в фармацевтической 10-15% при производстве товаров народного потребления 2 - 3% в % от валового объема реализации лицензионной продукции: в химической промышленности 1,5% в фармацевтической 2 - 5% при производстве потребительских товаров массового спроса с малым сроком использования 0,2-1,5% |
Недостатки метода: во многих ситуациях средние размеры ставок роялти не учитывают специфику каждой лицензии, хотя именно она существенно влияет на размер роялти. Так, ставка роялти в 5% для исключительной лицензии не пригодна при определении цены неисключительной лицензии (несмотря на родственность технологии).
Ставка роялти в 1,5% на технологию, которая может быть легко модифицирована в обход патента, не может использоваться при оценке пионерного патента.
Правило двадцати пяти процентов. За предшествующий опыт патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой конкурент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги), заработанной конкурентом благодаря лицензии.
Недостатки метода: лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет.
При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.
Затратный подход к оценке лицензии основан на исчислении затрат патентообладателя на исследования. В данном случае оценка изобретения для целей бизнеса замещается данными бухгалтерского учета, т.е. затратами на разработку, производство и испытание опытного образца, его доведение до требуемого уровня и т.д.
Этот метод часто подвергается критике, так как имеет большие недостатки:
- затраты на исследования не связаны с оценкой технологии через прибыль конкурента. Количество усилий, вложенных в исследования, может намного превысить оценку созданного этими усилиями рынка;
- игнорируется мастерство, индивидуальность изобретателя и предполагается, что такая же технология может быть воссоздана конкурентом;
- затраты на успешные исследования должны быть скорректированы с учетом издержек на неудачные НИОКР.
Тем не менее, учет затрат полезен при назначении цены лицензии. Например, на руководство организации-патентообладателя может произвести впечатление предполагаемый размер отдачи от затрат на исследования и развитие, получаемой в виде роялти. Оно может использовать фактор затрат при заключении соглашения о величине роялти, хотя при таком подходе есть существенный риск недо- или переоценить лицензируемую технологию.
Определение диапазона рыночной цены лицензии. Рыночная цена лицензии определяется пригодностью патента для подавления конкурента. Оценка этой способности зависит от:
емкости рынка, на который распространяется исключительность прав, вытекающих из патента (область технической исключительности должна быть описана в конечном счете в терминах конечных продуктов, продаваемых на рынке или потенциально пригодных для продажи и потребления);
уровня затрат на пресечение нарушений патента.
Оценка патента рассчитывается как патентообладателем, так и его конкурентами - потенциальными покупателями лицензий исходя из собственных представлений о возможностях и перспективах использования новшества.
Для определения диапазона рыночной цены патента или лицензии выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает патентообладатель благодаря патенту, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.
Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для патентообладателя оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой строится стратегия патентообладателя при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы цены патента в зависимости от видов рынка приведены в табл.
Таблица - Основные этапы расчета нижней границы цены патента
№ этапа | Расчет для растущего рынка | Расчет для поделенного рынка | |
Минимальная оценка патента, приемлемая для патентообладателя, определяется через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии. | Так как возможности для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентами, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования. | ||
Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.). | |||
При анализе дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производственные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а также риски, возникающие при любом расширении рынка | Учет изменений производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт. |
Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента-потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
Конкурент, уже находящийся в рыночной нише, перекрываемой патентом, может производить аналоги, не нарушающие патента. Однако, это повлечет за собой дополнительные затраты на исследования и опытно-конструкторские разработки, оборудование, маркетинг альтернативного продукта, а также более высокие цены при производстве новшества. Разность между оценкой этой альтернативы и оценкой доступа конкурента к занимаемой патентообладателем рыночной нише есть верхняя граница стоимости лицензии для конкурента.
Таким образом, в процессе определения цены существуют:
--две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
--две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.
Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками. Типичная стартовая точка в переговорах со стороны патентообладателя - запросить у конкурента рассчитанную патентообладателем максимально возможную стоимость патента, приемлемую для конкурента, т.е. полную оценку проникновения в охраняемую патентом нишу. Конкурент, вероятно, сначала предложит вычисленную им минимально возможную оценку, которая может удовлетворить патентообладателя.
По мере того как проясняются фактические предпосылки расчетов каждой из сторон, позиции должны сближаться. Для окончательного устранения расхождений между сторонами могут рассматриваться другие альтернативные варианты оценки патента.
Подход от общего профиля бизнеса. Данный подход к определению цены патентов и лицензий, который появился относительно недавно, основан на стремлении доверять общим представлениям, интуиции и знаниям менеджеров и бизнесменов. При таком подходе, реализуемом в США и в европейских странах, менеджеры ориентируются на свои ожидания относительно серии продуктов или бизнеса в целом, а не только влияния отдельной лицензии на сбыт готового продукта. Главная цель - покрыть затраты на исследование и развитие предприятия (фирмы) в целом за счет продажи патентов и лицензий. Издержки на эти цели устанавливаются как процент от продаж для бизнеса в целом.
Факторы, влияющие на стоимость лицензии:
- Повышающие стоимость лицензии:
1.Предоставление брэнда лицензиара для использования при продаже лицензионной продукции
2.Наличие ценного ноу-хау, особенно производственного характера, основанного на применении передовых технологических процессов и оборудования
3.Широкое промышленное освоение объекта лицензии, подтверждающее технико-экономическую значимость объекта лицензии и гарантию качества продукции
4.Благоприятная оценка продукции на внешнем рынке, полученная при осуществлении экспортных поставок
5.Возможность использования покупателем полученных по лицензии научно-технических знаний для выпуска других видов продукции и др.
- Понижающие стоимость лицензии:
1. Отсутствие запатентованных изобретений
2. Публикация ценного ноу-хау в открытой печати
3. Отсутствие широкого промышленного использования объекта лицензии
4. Опубликованные в печати неблагоприятные данные о качестве продукции (сведения об авторах, так называемая «антиреклама»)
5. Невозможность демонстрации объекта лицензии в промышленных условиях и др.
На формирование цены лицензии влияет характер использования изобретения, который зависит от темпов устаревания техники и технологии и замены их новыми, более совершенными, а также от скорости распространения новшеств. Особенности цены лицензии следующие:
-цена не определяется затратами труда на создание технологии;
-предельным значением цены лицензии является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления объекта промышленной собственности