Теории управления человеком: теории X и Y Д. Макгрегора, теории A и Z У. Оучи, их практическая реализация.
Д. Макгрегор выделил два типа лидерства, сформулировав две противоположные теории управления человеком: «теория Х» и «теория Y».
Теория Х: человек изначально не любит работать и будет избегать работы; человека следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать ему наказанием, чтобы заставить работать для достижения цели организации; средний человек предпочитает, чтобы им руководили; он избегает ответственности, у него мало честолюбия и ему нужна безопасность.
Теория Y: работа также естественна, как и игра; человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен. Это появляется как результат наград, связанных с достижением целей; средний человек стремится к ответственности, он наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, и если эти качества недостаточно используются в современной индустриальной жизни, то это приводи к разочарованию
Данные теории являются диаметрально противоположными и взаимоисключающими, но на их основе возникли теории, имеющие большую практическую направленность. Эти теории нашли свое развитие в теориях A и Z (У. Оучи).
Теория Z – это японский стиль управления, когда фирма рассматривается как одна семья, в основу положены доверие, такт, близость, не декларируется, а систематически воспитывается дух равноправия ее членов. Ей свойственны крупные вложения в обучение, общее обучение, неформализованная оценка. На первом месте – внутренние факторы (чувство компетентности, удовлетворения и самоуважения).
Теория А характерна для американских фирм. Ей свойственны малые вложения в обучение, обучение конкретным навыкам, формализованная оценка. На первом месте – внешние стимулы (премии, похвала руководителей и т.д.).
Стили управления: характеристика авторитарного, демократического, либерального стиля руководства; управленческая решетка Моутон-Блейка.
Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть авторитарным, демократичным и либеральным.
Авторитарный стиль управления - совокупность приёмов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели.
Демократичный стиль управления - руководство компанией или ее подразделением на основе решений, одобренных большинством сотрудников.
Либеральный стиль управления - мягкое руководство, не стесняющее действия, инициативу подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.
Управленческая решетка Моутон-Блейка наиболее полно характеризует и дает возможность оценить характер управления на предприятии.
Положение в решетке определяет степень развития методов управления предприятием. В данной системе управленческая деятельность характеризуется комбинацией двух цифр (1 и 9). Одна ось отражает ориентацию руководителя на коллектив, а вторая - производственную направленность деятельности руководящего состава.
1.1.Данное положение на схеме характеризует руководителя, который уделяет мало внимания как своим сотрудникам, так и работе. 1.9. Положение, отражающее деятельность руководителя, который особое внимание уделяет потребностям и интересам подчиненных и мало заботится о производственном процессе. 9.1. Данный вид руководства характеризуется максимальным вниманием к производственной деятельности и минимальным к коллективу. 9.9. Данное положение на "управленческой решетке" характерно для руководителя, который уделяет значительное внимание как самому производственному процессу, так и потребностям сотрудников. 5.5. Руководитель, которому отводится данное положение в "управленческой решетке", проявляет умеренный интерес как к своим подчиненным, так и к хозяйственной деятельности и явл идеальным (что на практике почти не встречается).