Принципы управления: общие (кибернетические) принципы управления (принципы обратной связи, внешнего дополнения, закон необходимого разнообразия и др.); специфические принципы управления.
Принципы управления – это требования к построению органов управления, методам осуществления управленческих функций, характеру отношений предприятий с государством и обществом.
Группы принципов управления:
1)общие для всех видов управления, относящиеся ко всем компонентам системы управления;
2)специфические, используемые для управления конкретным производством;
3)принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления.
Общие принципы управления:
- Принцип обратной связи. Базируется на выводах о замкнутости систем управления. Обратная связь – это получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения достигнутого состояния управляемого объекта с заданным.
- Принцип внешнего дополнения. Действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, которые не входили бы в саму модель, но оказали положительное влияние на результаты деятельности системы (реклама, внедр. сист.контроля, маркетинг.исслед.).
- Принцип необходимого разнообразия. Применительно к управлению разнообразие – это характеристика поведения системы, которая изменяется под воздействием факторов внешней и внутренней среды.
- Принцип иерархичности. Этот принцип рассматривает сложные и большие системы как многоуровневые пирамиды, в которых выделяются элементы уровней управления (кажд. ступень осущ.управление низлежащей, но и сама управляется вышележащей).
Специфические принципы управления:
- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении тесно связан с общим принципом иерархичности. Его сущность заключается в распределении полномочий на принятие решений на каждом уровне управленческой иерархии.
- Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. В фирмах этот принцип проявляется в форме «единой команды», где вырабатывается взаимная ответственность за состояние дела всех работников, входящих в орган управления.
- Принцип демократизации управления. Данный принцип основан на корпоративной собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, находятся под единым административным управлением.
10. Целеполагание в управлении: философия организации, ее миссия, примеры миссий, свойства целей, методы целеполагания, преимущества метода управления по целям.
Целеполагание— один из важнейших компонентов управленческой деят-ти, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Философия организации — совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм, система ценностей и убеждений, разделяемая всеми сотрудниками и посвященная глобальной цели организации. Основные элементы философии предприятия — это декларация прав членов трудового коллектива, качество работника, условия труда, оплата труда, социальные блага и гарантии, поощрения и запреты.
Миссия в широком смысле рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение причины существования организации, смысл ее существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Пример миссии:Обувная фабрика «Вестфалика». Цель – создать лучшее предприятие в России.
Свойства целей:
соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего (практический вывод – цели должны формироваться сверху вниз);
развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными.
соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.
В методике системного анализа процесс формирования целей представляется тремя этапами:
1. Анализ исходной информации (законодательных документов, программ; схем размещения производительных сил; проектных материалов; прогнозных данных; мирового и отечественного опыта);
2. Написание сценария (1. описание существующих тенденций (модель современного состояния), как негативных, так и позитивных; 2. описание будущего состояния (модель будущего состояния), т.е. анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть в будущем и оказать влияние на развитие системы);
3. Декомпозиция целей(основываясь на главных свойствах целей – развертываемости и соподчиненности, – конечная цель раскладывается на составляющие подцели таким образом, чтобы реализация целей нижнего уровня обеспечивало достижение цели верхнего уровня).
Значение метода управления по целям:
Метод управления по целям явл. одним из эффективных практических подходов в управлении. Этот метод обладает потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов.
Для руководителей всех подразделений предприятия (фирмы) определяется главная область их ответственности, выраженная в конкретных заданиях. Сравнение фактического состояния дел с заданными целями является оценкой успеха.
Главными положениями управления по целям являются:
- Деятельность управляющих должна оцениваться по их достижениям.
- Управляющие должны знать свои цели.
- Управляющие и подчиненные должны иметь право голоса при определении своих собственных целей.
- Цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его руководителя.
Особенностью метода управления по целям является то, что руководитель и его подчиненный достигают соглашения относительно целей, ради которых подчиненный работает. Подчиненный при этом воспринимает задание как свое собственное, которое он способен реализовать. В данном случае руководитель выступает по отношению к подчиненному, прежде всего, в роли консультанта.