Б1.В.ОД.5. Экономика и инвестиции в строительстве
для магистерской программы «Проектирование и строительство зданий и сооружений на Крайнем Севере»
по направлению 08.04.01 Строительство
Составитель:
Федоров Афанасий Афанасьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры ФиБД, ФЭИ, e-mail: [email protected]
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ПК-2. Владение методами оценки инновационного потенциала, риска коммерциализации проекта, технико-экономического анализа проектируемых объектов и продукции | Знать: * системную организацию философского и научно-технического знания; * современные проблемы науки и техники; * особенности инженерно-технического творчества |
Уметь: * ориентироваться в мире науки и техники; * применять общефилософскую методологию и методологию научного познания; * преодолевать ограниченность эмпирического мышления, субъективизм, стремиться находить объективную научную истину; * излагать мысли последовательно, логически и доказательно * анализировать и синтезировать получаемые результаты | |
Владеть: * навыками философских и междисциплинарных исследований; * системным анализом в области научных и технических знаний | |
ПК-13 способностью анализировать технологический процесс как объект управления, вести маркетинг и подготовку бизнес-планов производственной деятельности | Знать: Основные виды управления и маркетинга Основные социально-экономические показатели |
Уметь: * Создавать бизнес-план ; *Провести маркетинговое исследование * формулировать новые методы научного познания | |
Владеть: *необходимые навыки для обоснования бизнес-плана *теоретическим способом мышления, в т.ч. в нестандартных ситуациях | |
ПК-14 способность к адаптации современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов | Знать: * роль науки и техники в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы |
Уметь: * использовать нестандартные способы мышления; * формулировать новые методы научного познания | |
Владеть: *теоретическим способом мышления, в т.ч. в нестандартных ситуациях | |
ПК-17 умением разрабатывать программы инновационной деятельности, организовать профессиональную переподготовку, повышение квалификации, аттестацию, а также тренинг персонала в области инновационной деятельности | Знать: *Основные направления инновационной деятельности *Системы управления персоналом |
Уметь: * использовать нестандартные способы мышления; * формулировать программы инновационной деятельности | |
Владеть: *Навыками разработки систем управления персоналом *Теоретическими знаниями для обоснования новых инновационных программ |
Показатели, критерии и шкала оценивания обучающихся по дисциплине (модулю) Б1.В.ОД.5. «Экономика и инвестиции в строительстве»
Коды оцениваемых компетенций | Показатель оценивания (дескриптор) (по п.1.2.РПД) | Уровни освоения | Критерий оценивания | Оценка |
ПК-2, ПК-13, ПК-14, ПК-17 | Знать: * системную организацию философского и научно-технического знания; * современные проблемы науки и техники; * особенности инженерно-технического творчества *Основные виды управления и маркетинга *Основные социально-экономические показатели * роль науки и техники в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы Уметь: * ориентироваться в мире науки и техники; * применять общефилософскую методологию и методологию научного познания; * преодолевать ограниченность эмпирического мышления, субъективизм, стремиться находить объективную научную истину; * излагать мысли последовательно, логически и доказательно * анализировать и синтезировать получаемые результаты * Создавать бизнес-план ; *Провести маркетинговое исследование * формулировать новые методы научного познания * использовать нестандартные способы мышления; * формулировать новые методы научного познания * использовать нестандартные способы мышления; * формулировать программы инновационной деятельности Владеть: * навыками философских и междисциплинарных исследований; * системным анализом в области научных и технических знаний *необходимые навыки для обоснования бизнес-плана *теоретическим способом мышления, в т.ч. в нестандартных ситуациях *теоретическим способом мышления, в т.ч. в нестандартных ситуациях *Навыками разработки систем управления персоналом *Теоретическими знаниями для обоснования новых инновационных программ | Освоено | ü Хорошее знание терминов и понятий по курсу «Экономика и инвестиции в строительстве» ü Владение методами экономического анализа ü Последовательное изложение инновационного потенциала ü Определение рисков коммерциализаци. ü Определение технико-экономических показателей Достаточно полные ответы на зачетные вопросы. Подготовить бизнес план ü Провести маркетинговое исследование ü Обосновать бизнес план. Знание международных стандартов ü Знание современных систем управления ü Хорошее знание терминов управления производств ü Знания систем управления персоналам ü Основные направления инновационной деятельности ü Разработка новых программ повышения квалификации персонала | зачтено |
Не освоено | ü Неудовлетворительное знание основных терминов и понятий курса ü Неумение определять риски ü Неспособность провести технико-экономический анализ ü Неумение использовать необходимые понятия из базовых естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин при обосновании инновационного потенциала Неудовлетворительное знание основных терминов и понятий курса ü Невладения необходимыми данными для проведения маркетингового исследования Неспособность формулирования решений проблем при нестандартных ситуациях ü Неудовлетворительные знания по курсу ü Незнание основных направлений инновационной политики | незачтено |
Рейтинговый регламент по дисциплине
Вид выполняемой учебной работы (контролирующие мероприятия) | Количество баллов (min) | Количество баллов (max) |
Устный опрос (коллоквиум) | ||
Защита реферата | ||
Защита доклада | ||
Итоговый контроль | ||
Количество баллов для получения зачета (min-max) |
Типовые контрольные задания (вопросы) для промежуточной аттестации
Коды оцениваемых компетенций | Оцениваемый показатель (ЗУВ) | Тема | Образец типового (тестового или практического) задания (вопроса) |
ПК-2, ПК-13, ПК-14, ПК-17 | Знать: * системную организацию философского и научно-технического знания; * современные проблемы науки и техники; * особенности инженерно-технического творчества *Основные виды управления и маркетинга *Основные социально-экономические показатели * роль науки и техники в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы Уметь: * ориентироваться в мире науки и техники; * применять общефилософскую методологию и методологию научного познания; * преодолевать ограниченность эмпирического мышления, субъективизм, стремиться находить объективную научную истину; * излагать мысли последовательно, логически и доказательно * анализировать и синтезировать получаемые результаты * Создавать бизнес-план ; *Провести маркетинговое исследование * формулировать новые методы научного познания * использовать нестандартные способы мышления; * формулировать новые методы научного познания * использовать нестандартные способы мышления; * формулировать программы инновационной деятельности Владеть: * навыками философских и междисциплинарных исследований; * системным анализом в области научных и технических знаний *необходимые навыки для обоснования бизнес-плана *теоретическим способом мышления, в т.ч. в нестандартных ситуациях *теоретическим способом мышления, в т.ч. в нестандартных ситуациях *Навыками разработки систем управления персоналом *Теоретическими знаниями для обоснования новых инновационных программ | Тема1.Строи-тельство как вид экономической деятельности и как отрасль материального производства. | Строительство как вид экономической деятельности: основные категории «строительство», «объект строительства», «строительная продукция», «незавершенное строительство». Строительство как отрасль материального производства. Технико-экономические и организационно-экономические особенности строительства. Влияние особенностей строительства на экономику строительных организаций. |
Тема 2. Рынок строительной продукции. | 1. Каковы особенности строительной продукции как товара?2. Что включает в себя маркетинговые исследования рынка строительной продукции?3. Что такое подрядные торги (тендер)?4. Что такое прямой сбыт?5Что такое непрямой сбыт? | ||
Тема 3. Инвестиции и инвестиционная деятельность | 1. Перечислите наиболее существенные характеристики инвестиций.2. Приведите классификацию инвестиций.3. Кто является участниками инвестиционной деятельности в РФ? 4.Дайте определение финансовых активов, раскройте их сущность как объекта инвестирования.5. Приведите классификацию финансовых активов.6. Перечислите основные этапы процесса финансового инвестирования, раскройте его содержание. 7. Дайте определение понятия «портфель», охарактеризуйте его сущность.8. Какие виды портфелей вы знаете?9. Сформулируйте основные стратегии портфельного управления. 10. Дайте общую характеристику диверсификации. Какие риски можно устранить, сформировав хорошо диверсифицированный портфель?11. Каким условиям должен удовлетворять эффективный портфель? Что такое эффективная граница? | ||
Тема 4. Инвестиционно-строительная деятельность. | 1. Как называются средства, вкладываемые в долгосрочные проекты?2. Что такое продукт-инновация?3. Какую роль в инновационной деятельности играют малые фирмы?4. Каковы важнейшие показатели оценки эффективности инновационных проектов? - | ||
Тема 5. Экономическая оценка инвестиций в строительстве. | 1.Формирование денежного потока инвестиционных проектов и программ. 2. Простейшие методы оценки эффективности инвестиций. 3. Методы анализа и оценки рисков инвестиционных проектов. Учет инфляции при оценке эффективности инвестиций. 4. Система планов предприятия, их взаимосвязь. Разновидность планов предприятия. 5. Методы прогнозирования: качественные и количественные. Выбор метода прогнозирования. 6. Оценка уровня платежеспособности предприятия. 7. Эффективность использования активов. 8. Эффективность использования основных производственных фондов в строительстве. 9. Содержание и формы инвестирования в отрасли: сущность и методы оценки эффективности инвестиций в отрасли; оценка эффективности инвестиционных проектов в отрасли. | ||
Тема 6. Инновационно-инвестиционная деятельность в строительстве. | 1.Инновационная деятельность в строительстве 2. Инвестиционная деятельность в строительстве 3. Инновации: понятие, сущность 4. Жизненный цикл инновации5. Инновационная инфраструктура 6. Инновационная деятельность предприятия 7. Зависимость способа и направления инновационной деятельности от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, рынка и др. факторов.8. Основные направления технического и инновационного развития в строительстве9. Государственная инновационная политика10. Сущность и роль предпринимательской деятельности в условиях инновационного развития страны |
Содержание СРС и практических (семинарских) занятий по дисциплине
№ | Наименование раздела (темы) дисциплины | Вид СРС | Трудо- емкость (в часах) | Формы и методы контроля |
Тема 1. Строительство как вид экономической деятельности и как отрасль материального производства | Перечень заданий для СРС: Капитальные вложения. Удельные капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Статистическое наблюдение за строительной деятельностью. | Проверка знаний путем проведения устного опроса (коллоквиума). Выполнение ситуационных заданий. | ||
Тема 2. Рынок строительной продукции | Примерные вопросы для самоконтроля: 1. Каковы особенности строительной продукции как товара?2. Что включает в себя маркетинговые исследования рынка строительной продукции?3. Что такое подрядные торги (тендер)?4. Что такое прямой сбыт?5Что такое непрямой сбыт? Перечень заданий для СРС: Строительная продукция в системе маркетинга.Особенности сбыта строительной продукции Тема семинарского занятия: представление о маркетинговой деятельности в области строительства; цель и задачи проведения конкурсных торгов (тендеров). | Проверка знаний путем проведения устного опроса (коллоквиума). Выполнение ситуационных заданий. | ||
Тема 3. Инвестиции и инвестиционная деятельность. | Перечень заданий для СРС:сущность и объекты финансовых инвестиций.методы оценки инвестиционных решений. Тема семинарского занятия: Доклады на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». . | Проверка знаний путем проведения устного опроса и защита докладов. | ||
Тема 4. Инвестиционно-строительная деятельность. | Перечень заданий для СРС: Нормативно-правовая базав инветиционно-строительной сфере. Методика государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности.Классификация и структуры капиталообразующих инвестиций Тема семинарского занятия: Этапы инвестиционного процесса. Показатели эффективности инвестиций. | Проверка знаний путем проведения устного опроса (коллоквиума). Выполнение ситуационных заданий. | ||
Тема 6. Экономическая оценка инвестиций в строительстве. | Перечень заданий для СРС: Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов Тема семинарского занятия: Доклад на тему «Оценка эффективности инвестиционных проектов. Система показателей эффективности инвестиционных проектов». | Проверка знаний путем проведения устного опроса и защита докладов. | ||
Тема 6. Инновационно-инвестиционная деятельность в строительстве. | Перечень заданий для СРС: Привлечение иностранных инвестиций в инновационное развитие Инновационный потенциал предприятий в строительстве Структура инновационного процесса Тема семинарского занятия: Состояние и перспектива активизации инновационной деятельности. Основные направления активизации инновационной деятельности | Проверка знаний путем проведения устного опроса (коллоквиума). Выполнение ситуационных заданий. | ||
Всего часов: |