Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ)
В настоящее время автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) находят широкое применение в народном хозяйстве и обеспечивают дальнейшее развитие фундаментальных направлений в науке.
АСНИ отличаются от других типов автоматизированных систем; (АСУТП, АСУП, САПР и т. д.) характером информации на выходе системы. Прежде всего, это получаемые в результате научной деятельности человека, а также создаваемые на основе этих данных математические модели, исследуемых объектов, явлений или процессов, адекватность и точность таких моделей обеспечиваются всем комплексом методических, программных и других средств. Поэтому АСНИ являются системами для получения, корректировки или исследования моделей, используемых затем в других типах автоматизированных систем для управления, проектирования.
При проработке общей части дипломного проекта следует учитывать, что системный подход требует рассмотрения процесса проектирования автоматизированной системы, его целей и логики как единого целого, подчинения частных общей цели системы и интеграции представлений о системе с различных точек зрения на каждом ее этапе проектирования. На этой основе должны создаваться требуемые практикой конкретные методы и соответствующие инженерные методики проектирования.
Ниже приводятся возможные варианты тем дипломных проектов.
а) Разработка технической структуры АСНИ. Цель дипломного проекта по данной теме - это выработка технических решений, дающих полное представление о создаваемой АСНИ и ее подсистемах. Последовательность работ на стадии разработки технического проекта АСНИ следующая:
1. Разработка предварительной технической структуры АСНИ.
2. Анализ характеристик функционирования АСНИ.
3. Разработка базовой технической структуры АСНИ.
4. Разработка структуры информационного обеспечения АСНИ.
5. Разработка структуры математического обеспечения АСНИ.
В дипломном проекте чаще всего проводятся разработки одной из стадий создания технического проекта АСНИ, или же некоторых стадий, но для какой-то конкретной подсистемы.
При разработке предварительной технической структуры АСНИ решаются следующие вопросы:
1. Определение числа уровней АСНИ и совокупности алгоритмов, выполняемых на каждом уровне.
2. Определение трудоемкости и сложности алгоритмов каждого уровня.
3. Определение технической структуры АСНИ и распределение функций по подсистемам.
4. Определение параметров устройств каждой функциональной группы технических средств.
Решение задач анализа характеристик функционирования АСНИ должно учитывать, что процесс функционирования. АСНИ имеет информационный характер, в котором учитывают 4 основных звена: объект исследований, АСНИ, исследователь и внешняя среда. Процедура анализа состоит из следующих составных частей:
1. Анализ входящих и выходящих потоков в АСНИ. Входящие потоки образуются из контролируемой информации, поступающей от объекта, исследователя и внешней среды. Выходящие состоят из потоков, выдаваемых системой на объект автоматизации, исследователю и во внешнюю среду.
2. Выбор параметров для описания функционирования АСНИ. Производится выбор и обоснование выбора характеристик, связанных с производительностью системы, эффективностью использования в системе накопителей и вероятностных характеристик. Выбор совокупности характеристик определяется спецификой разрабатываемой АСНИ.
3. Составление модели функционирования АСНИ в целом. Производится детальное описание функционирования АСНИ (как правило, в терминах теории массового обслуживания).
4. Разработка и анализ моделей подсистемы АСНИ. При решении данного вопроса в качестве базовых принимаются типовые конфигурации подсистем.
5. Анализ модели функционирования АСНИ в целом. Анализ проводится снизу-вверх и осуществляется компоновка и уточнение параметров подсистем каждого уровня.
6. Разработка рекомендаций по выбору средств автоматизации.
При разработке базовой технической структуры АСНИ разрабатываются следующие вопросы:
1. Определение специфических требований к отдельным подсистем. Корректировка состава технических средств.
2. Сопоставление требований информационной и программной частей с технической частью АСНИ.
3. Построение загрузочной диаграммы АСНИ.
4. Определение производительности отдельных подсистем и системы в целом.
Разработка структуры информационного обеспечения АСНИ основываемся на базовой технической структуре АСНИ и характеристиках входящих в нее средств автоматизации. Информационное обеспечение должно строиться с учетом методологических положений проектирования АСНИ.
Разработка информационного обеспечения складывается из следующих стадий:
1. Выбор структуры данных. Здесь разрабатывается способ размещения данных в памяти, выбирается вид структуры записей и дается обоснование его выбора.
2. Выбор структуры и типа массива. При выборе преимущество имеет та структура, при которой коэффициент использования памяти выше.
3. Анализ общей схемы организации массива. При организации работы с массивами необходимо учитывать следующие основные требования: единство использования информационной базы всеми решаемыми в системе задачами; типовые схемы оперирования с массивами, позволяющие разработать общий программный аппарат для работы с ними. При составлении общей схемы разрабатываются следующие структуры: входного документа; входного массива; основного массива; подмассивов для соответствующих задач; выходных массивов; выходных документов.
4. Выбор и обоснование метода сортировки данных.
5. Анализ распределения данных по информационной базе. При распределении данных по информационной базе центральным моментом является сохранение принятой для нее структуры. Для эффектного поиска и ориентации в массивах необходимо организовать каталоги для всех массивов данных.
6. Анализ организации доступа к данным. Здесь разрабатываются вопросы использования поступающей и хранимой в системе информации. Для этого должно быть определено, какая информация требуется для функционирования АСНИ и где она хранится.
7. Оценка работ по созданию банков данных. Для сложных АСНИ необходимо разрабатывать банки данных, состоящих из совокупности данных большого объема и сложной структуры и комплекса программных средств для создания, обновления, поддержания и использования содержимого БД.
На стадии разработки структуры программного обеспечения АСНИ должны рассматриваться, в основном, вопросы выбора и создания прикладного программного обеспечения, т. е. программ и пакетов прикладных программ, предназначенных для осуществления процедур исследований для испытаний. Здесь можно выделить следующие основные моменты:
1. Определение набора типовых (стандартных) программ обработки. Составление списка программ. На основании анализа видов обработки данных и анализа объектов автоматизации определяется необходимый состав стандартного математического обеспечения.
2. Определение списка программ, которые необходимо разработать.
3. Разработка алгоритмов и программ. Разработка производится согласно списку, определенному в п. 2. Алгоритм; разрабатывается на основании математической модели автоматизированного процесса. При этом должна учитываться структура используемых информационных массивов и особенности используемых технических средств.
б) Проектирование автоматизированной системы, комплексных испытаний сложных объектов.
При комплексных испытаниях сложных объектов АСНИ решают задачи получения н анализа совокупности рабочих параметров объектов, их агрегатов и узлов, управления технологическими процессами при подготовке и проведении исследований. Основной целью создания подобных систем является повышение производительности труда при подготовке и проведении испытаний, сокращение исследовательского цикла обработки объектов и их агрегатов, уменьшение количества экспериментальных изделий за счет уплотнения программ испытаний, сокращения потерь от качественного проведения ряда технологических операций и т. д.
При разработке комплексных испытаний в дипломном проекте разрабатываются вопросы:
1. Сбора данных, измерения, регистрации и индикации отдельных параметров, контроль состояний отдельных узлов; отработка законов регулирования; регистрация аварийных ситуаций; экспресс-обработка информации с целью выдачи управляющих действии.
2. Вопросы обработки данных с целью анализа группы взаимосвязанных параметров; формирования промежуточных массивов с целью организации режима “визуального контроля”, выдачи массивов на устройства отображения; анализа аварийных ситуаций с целью выдачи данных оператору;
3. Задачи реализации алгоритмов на конкретном вычислительном комплексе.
При разработке названных вопросов необходимо учитывать особенности регистрации данных испытаний, обработки данных и организации оперативного контроля за ходом испытаний и ряд других особенностей.
Необходима проработка количественных значений информационных показателей:
- объем экспериментальных данных за одно испытание;
- среднее количество экспериментальных данных, требующих долговременного хранения;
- среднее количество операций по обработке данных, приходящихся на одно измерение (операций/измерение);
- средняя интенсивность потока информации и т. д.
Дипломные проекты могут быть посвящены решению вопросов общего характера по отношению к рассмотренным системам. В этом случае можно предложить следующие варианты тем:
I. Оптимизация решений в АСУ.
II. Статистическое моделирование объектов и процессов управления.
III. Выбор оптимальной структуры и согласование элементов вычислительного комплекса (ВК).
IV. Проектирование и модернизация программного обеспечения микропроцессорных структур, ВК, АСУ.
V. Исследование, разработка и повышение эффективности информационного обеспечения человека в АСУ.
VI. Выбор и согласование средств периферийной техники разработка интерфейса микропроцессорных систем.
VII. Решение задач, связанных с технологией программирования.
VIII. Задачи автоматизации программирования.
IX. Разработка программного обеспечения обработки информации в АСУ.
X. Автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ.
XI. Использование пакетов прикладных программ (ППП) для постановки и решения задач АСУ.
XII. Выбор параметров настройки и генерации комплексов системных программ ППП.
Тема проекта может пересекаться с несколькими из перечисленных вариантов. Допускаются и другие варианты тем, однако они не должны выходить за рамки специальности 220200. В таких ситуациях вопрос решается с руководителем. В особых случаях тема и содержание дипломного проекта согласуются с заведующим кафедрой.
Ниже приводится примерный перечень вопросов, которые могут составить содержание специальной части по предложенным вариантам.
I. Оптимизация решений в АСУ
1. Системный анализ объекта управления (оптимизаций): определение целей, уточнение границ объекта, анализ связей со средой, параметризация объекта, выявление существенных факторов и ограничений и т. п.
2. Выбор и обоснование критериев эффективности, построение математической модели. Определение или оценка численных значений всех параметров модели.
3. Анализ модели, проверка адекватности, исследованию возможности упрощения.
4. Разработка вопросов коррекции модели.
5. Выбор метода оптимизации.
6. Разработка алгоритмов и программ решения задачи или привязка существующих ПИЛ.
7.Разработка интерактивных процедур принятия решений.
8. Апробирование системы оптимизации, оценка полученных результатов.
9. Разработка мероприятий и рекомендаций по внедрению результатов решений.
В качестве объекта оптимизации могут выступать как составляющие обеспечивающей части АСУ (системы хранения и поиска информации, структуры КТC и т. д.), так и функциональные задачи или подсистемы.
II. Статистическое моделирование объектов и процессов управления
1. Обоснование целесообразности применения статистического моделирования для исследования объекта управления .
2. Выбор способа моделирования, обоснование применения технических средств, моделирование с использованием реальных звеньев, с участием человека- оператора. Выбор масштаба времени.
3. Построение имитационных моделей. Составление общей структуры модели, алгоритмов и программ.
4. Планирование эксперимента и автоматизированная обработка результатов эксперимента. Оценка характеристик стохастической взаимосвязи случайных величин н процессов (точное и интервальное оценивание параметров распределений, проверка гипотез, регрессионные модели и т. д.).
5.Анализ результатов эксперимента. Оценка эффективности производственного или технологического процессов, организационно-технических систем.
III Выбор оптимальной структуры и согласование элементов вычислительного комплекса
1. Анализ набора задач, предназначенных для решений на вычислительном комплексе. Анализ результатов алгоритмизации технологического объекта управления.
2. Определение требований, которые предъявляются к основным показателям качества ВК (стоимость, надежность, время).
3. Решение вопросов модернизации ВК для обеспечения необходимых показателей качества и требуемого режима работы. Выбор исходной структуры управляющего вычислительного комплекса.
4. Обоснование необходимого числа ВМ и ВК. Определение необходимого количества и номенклатуры внешних устройств. Анализ и обоснование структуры УВК. Определение структуры внешних устройств и устройства связи с объектом.
5. Обоснование и разработка технологических вопросов связи ВМ и ВК. Формирование требований к линиям связи в УВК, исходя из различных критериев.
6. Построение математической модели ВК и ее анализ. Построение граф -схемы функционирования УВК.
7. Разработка вопросов информационной и программной совместимости ВМ и ВК.
8. Разработка вопросов, связанных с изменением или расширением внутреннего и внешнего программного обеспечения ВК и УВК.
9.Оценка ВК и УВК по основным показателям качества.
IV. Проектирование и модернизация программного обеспечения микропроцессорных структур, ВК, АСУ.
1. Построение графа набора задач, приведенного к ярусно-параллельной форме.
2. Решение вопросов мультипрограммного преобразования алгоритмов.
3. Разработка алгоритмов мультипрограммного обеспечения. Особенности уровней программирования систем реального времени. Разработка моделей надежности программного обеспечения.
4. Разработка других системных программ, расширяющих возможности операционной системы. Расширение стандартных языков для программирования УВК. Разработка программ моделей надежности.
5. Разработка системных сервисных программ. Работы по кросс-системам микроЭВМ.
6. Взаимодействие со средствами, обеспечивающими ввод-вывод информации об объекте управления. Диспетчеризация внешних устройств.
7. Информационный обмен между оператором УВК и техническими средствами.
8. Оценка надежности программных средств.
V. Исследование, разработка и повышение эффективности информационного обеспечения человека в АСУ
1. Обследование функции и деятельности управленческого персонала предприятий, цехов, участков с точки зрения количества и содержания информации. Специфика функционирования УВК в режиме советчика и при супервизорном управлении.
2. Разработка и выбор средств, методов исследования систем с человеком. Определение объема информационных потоков оператора в АСУ.
3. Разработка модели производственной ситуации (при исследовании в лабораторных условиях). Исследование режимов работы объекта в различных ситуациях, обоснование полноты набора задач АСУ, решаемых человеко-машинным комплексом.
4. Выбор способов количественной оценки эффективности системы с человеком. Разработка моделей для оценки законов управления в супервизорном управлении.
5. Составление и проведение инженерно-психологического эксперимента.
6. Анализ результатов эксперимента. Рекомендации по улучшению информационного обеспечения человека в АСУ.
VI. Выбор и, согласование средств периферийной техники, разработка интерфейса микроЭВМ
1. Определение точек возникновения, объема, формы и вида информации; разработка технологической схемы сбора первичной информации. Анализ технологического процесса как объекта измерения.
2. Анализ возможности использования тех или иных периферийных устройств сбора данных в каждом источнике информации. Использование стандартных интерфейсов.
3. Обоснование выбора и расчет необходимого количества периферийных устройств сбора информации.
4. Сопряжение периферийных устройств с вычислительным комплексом и УВК. Разработка требований к интерфейсу в части механического, логического и электрического стандарта. Разработка контроллеров для управления внешними устройствами. Разделение аппаратурных частей сопряжения и программно-управляемых блоков.
5. Анализ функциональных обязанностей различиях отделов, служб и должностных лиц с целью определения необходимых объемов входной и выходной информации, форм ее представления, способов кодирования, приоритетов поступления - выдачи.
6. Выбор средств отображения информации(СОИ), расчет необходимого их количества, определение режимов работы. Организация контроля внешних устройств (аппаратурный и программно-логический).
7. Разработка алгоритмов (или программ) математического обеспечения периферийных устройств и СОИ.
VII. Решение задач, связанных с технологией программирования
1. Анализ недостатков существующих технологий программирования или конкретной технологии, которою предполагается усовершенствовать.
2. Решение организационных и экономических вопросов, связанных с внедрением новой технологии.
3. Разработка методических аспектов программирования больших программных систем.
4. Разработка вопросов тестирования и отладки программ.
5. Решение технологических вопросов проектирования программ.
6. Решение вопросов документирования программной разработки.
7. Разработка программной поддержки технологии.
8. Решение вопросов адаптации технологии и программной поддержки к конкретному языку программирования.
9. Анализ перспектив развития технологии.
VIII. Задачи автоматизации программирования.
1. Обоснование необходимости совершенствования систем автоматизации программирования.
2. Разработка расширений (препроцессоров, макрогенераторов) для выбранного языка программирования.
а) разработка синтаксиса и семантики проблемно-ориентированного языка;
б) создание программного обеспечения препроцессорной обработки.
3. Разработка проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ.
4. Разработка элементов кросс-системы для малых ЭВМ.
5. Разработка фрагментов программного обеспечения диалоговых систем.
6.Разработка методических вопросов и программной поддержки функциональных систем программирования.
7. Разработка декларативных моделей объектов управления.
8. Разработка фрагментов программного обеспечения систем автоматизированного синтеза программ.
IX. Разработка программного обеспечения обработки информации в АСУ
1. Выбор и обоснование структуры базы данных, систем файлов для хранения и использования информации в АСУ.
2. Разработка фрагментов пакетов прикладных программ для ведения базы данных, систем слайдов.
3. Решение задач обработки информации, хранящейся в базе данных или в системе файлов.
4. Разработка программного обеспечения теледоступа к базам данных или отдельным файлам.
5. Разработка системы хранения и обработки информации с использованием реляционного подхода.
6. Разработка систем представления знаний (интеллектуальных банков).
7. Применение методов теории распознавания образов для организации процедур поиска информации в АСУ.
8.Анализ перспективных методов хранения и обработки данных.
X. Автоматизированные системы обучения (АСО) на базе ЭВМ
1. Анализ задач, решаемых АСО.
2. Анализ возможности использования стандартного оборудования вычислительных комплексов в АСО и разработка специальных терминальных устройств.
3. Разработка методики и алгоритмов решения задач программированного контроля и обучения.
XI. Использование пакетов прикладных программ (ППП)
1. Характеристика и постановка задачи.
2. Обоснование применения конкретного ППП.
3. Требования к оформлению задачи в рамках ППП.
4. Описание входных и выходных переменных задачи для работы с ППП.
5. Составление контрольных примеров.
6. Решение задачи с получением выходных форм. Анализ результатов.
XII. Выбор параметров настройки и генерация комплексов системы программ ППП
1. Назначение ППП, характеристика особенностей, связанных с генерацией программных модулей.
2. Анализ подмножества задач, для решения которых настраивается ППП.
3. Структура пакета, описание этапов генерации.
4. Выбор и описание параметров генерации.
5. Составление программ генерации.
6. Проведение генерации.
7. Анализ результатов генерации. По уровню проработки общая и специальная части дипломного проекта должны соответствовать требованиям, предъявляемым к техническому и рабочему проекту.
Экономическая часть
Задание по данной части дипломного проекта выдает консультант по экономической части проекта.
Расчет экономической эффективности АСУ. АСНИ, САПР производится для обоснования экономической целесообразности создания этих систем на конкретном объекте и осуществляется путем сопоставления капитальных и эксплуатационных затрат с экономией, достигаемой в результате создания АСУ, АСНИ, САПР.
Расчет экономической эффективности систем управления производится в соответствии с методикой и рекомендациями кафедры экономики.
В некоторых случаях по указанию консультанта по экономической части проекта может рассчитываться не экономическая эффективность, а себестоимость создания проекта АСУ, АСНИ, САПР.
Вопросы охраны труда
В пояснительной записке на основе анализа производственных вредностей и опасностей по всему объекту (например, ВЦ, пункт оперативного управления АСУ и т.п.) излагаются принципы создания здоровых и безопасных условий труда в разрезе всего дипломного проекта, и детально решается один-два наиболее важных вопроса охраны труда с полным инженерным обоснованием. Затей производится оценка принятых решений с точки зрения социальной и экономической эффективности.
Объем данного раздела основной части не должен превышать 6-10 страниц текста.
Более конкретное содержание раздела согласуется с консультантом по охране труда. Раздел выполняется в соответствии с положениями и рекомендациями кафедры БЖД КГТУ.
Заключение
Заключение дипломного проекта содержит окончательные выводы по всей работе и показывает степень выполнения поставленных перед дипломником задач. Выводы даются на основе сравнения технико-экономических показателей действующего производства и проектируемого варианта. Наряду с этим дипломник обязан показать в заключительной части проекта и другие преимущества, связанные с реализацией проектных предложений, например, повышение общей культуры производства, рост квалификации кадров, улучшение условий труда и т. п., а также охарактеризовать содержание и методы проведения подготовительных работ. Если при решении задачи, поставленной перед дипломником, он по каким-то причинам не принял самое оптимальное решение, в заключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.
Список литературы
В списке литературы должна быть указана вся использованная литература, а по тексту пояснительной записки-ссылки на нее. Все перечисленные в списке работы нумеруются. Допускается два варианта расположения источников: в порядке появления ссылок в тексте и по алфавиту.
При ссылке на источник литературы в тексте приводится номер источника по списку литературы, заключенный в квадратные скобки. При ссылке одновременно на несколько источников номера их разделяются запятой внутри одних квадратных скобок. При включении в текст цитаты следует приводить в квадратных скобках, кроме номера источника, также номер страницы, на которой помещен цитируемый материал, разделяя их запятой. При оформлении списка литературы необходимо руководствоваться “ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления”. Образец оформления списка литературы приведен в приложении 2.
Оформление пояснительной записки к дипломному проекту
Дипломный проект оформляется в соответствии с требованиями данного методического руководства и ГОСТов, и также методических материалов.
6.1. Общие требования
Пояснительная записка печатается на машинке (через 1,5 интервала) на стандартных листах бумаги (297х210), сброшюровывается, переплетается жестким переплетом. На одном листе должно быть 20-25 строк текста. Объем проекта (листов без приложений) не должен превышать 80с. Страницы работы должны иметь поля: верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - не менее 10 мм.
Общие требования к пояснительной записке к дипломному проекту:
1) четкость и логическая последовательность изложения материала;
2) убедительность аргументации;
3) краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
4) конкретность изложения результатов работы;
5) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Если в пояснительной записке принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в пояснительной записке в виде отдельного списка под заголовком “ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ”. Список должен быть помещен после содержания (перед введением).
Если в пояснительной записке специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку.
6.2. Рубрикация проекта, нумерация страниц, содержание (оглавление).
Главы пояснительной записки разделяются на параграфы и пункты.
Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы (знак § не ставится). Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенные точкой. В конце номера параграфа также ставят точку.
Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенные точками. В конце номера пункта также должна быть точка, например: “2.1.3. (третий пункт первого параграфа второй главы)”.
Заголовки глав пишутся прописными буквами. Заголовки параграфов – строчными буквами (кроме первой – прописной). Переносить слова в заголовках не допускается.
Нумерация страниц проекта должна быть сквозной, включая графики, таблицы и т. п. Первой страницей является титульный лист, второй – лист задания, но на них номер не ставится. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в правом верхнем углу.
Рисунки и таблицы, если они располагаются на отдельных страницах, необходимо включить в общую нумерацию. Приложения и список литературы необходимо включить в сквозную нумерацию.
В содержании (оглавлении) последовательно перечисляют заголовки глав, параграфов и приложений и указывают номера страниц, на которых они помещены.
Иллюстрации
Количество иллюстраций, помещенных в дипломном проекте, определяется его содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы передать излагаемому тексту ясность и конкретность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи т. п.) именуют рисунками. Рисунки нумеруются последовательно в пределах глав арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенные точкой, например: “Рис. 1.2.” (второй рисунок первой главы).
При ссылке на рисунок следует указывать его полный номер, например: “Рис. 2.6.”.
Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте проекта. Номер и наименование рисунка помещают под ней, например: “Рис. 2.2. Структура базы данных”.
Надписи на рисунках выполняют чертежным шрифтом единообразно по размеру на протяжении всего проекта.
Фотографии и схемы размером меньше формата 11 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Листы формата более 11 помещают в приложении в порядке их упоминания в тексте, но после листов стандартного формата.
Таблицы
Цифровой материал, помещенный в проект, рекомендуется оформлять в виде таблиц.
Каждая таблица должна иметь содержательное название.
Название помещают над соответствующей таблицей. Слово “Таблица” и заголовок начинают с прописной буквы.
Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. При переносе таблицы на следующую страницу заголовки столбцов таблицы следует повторить, и над ней помещают слово “Продолжение табл.” с указанием номера. Если заголовок таблицы громоздкий, допускается его не повторять; в этом случае, пронумеровывают столбцы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Название таблицы не повторяют.
Таблицы должны нумероваться в пределах главы – арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись “Таблица” с указанием порядкового номера таблицы. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенные точкой. При ссылке на таблицу указывают ее полный номер и слово “Таблица” пишут в сокращенном виде, например: “(табл. 1.2)”. Если в проекте одна таблица, то ее не нумеруют и слово “Таблица” не пишут. Если повторяющийся в графе текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух слов и более, то при первом повторении его заменяют словом “то же”, а далее – кавычки. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается, если цифровые или иные данные в какой-либо строке не приводятся, то в ней ставят прочерк.
Формулы.
Значения символов и числовых коэффициентов должны приводиться в экспликации (разъяснении) непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку экспликации начинают со слова “где”, двоеточие после него не ставят.
Размерность одного и того же параметра в пределах проекта должна быть постоянной.
Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумероваться в пределах главы арабскими цифрами. Номер формулы должен состоять из номера главы и порядкового номера формулы, разделенные точкой. Номер формулы следует заключать в скобки и помещать правее на уровне нижней строки формулы, к которой они относятся. При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать ее полный номер в скобках, например: “В формуле (1.2)”.
Оформление приложений
Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу помещается слово “ПРИЛОЖЕНИЕ” и номер приложения арабскими цифрами, например: “Приложение 1”. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок.
Если одно приложение занимает несколько страниц, то на каждой странице (кроме первой) в верхнем правом углу пишутся слова “Продолжение приложения”.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на параграфы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: “П. 1.2.3.” (третий пункт второго параграфа первого приложения).
Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: “Рис. П.1.2. Блок-схема сортировки” (второй рисунок первого приложения).
Распечатки с ЭВМ, включаемые в пояснительную записку, приводят в приложении и должны соответствовать формату А4 (должны быть разрезаны).
Графическая часть
Фотографии наклеиваются на стандартный лист и сопровождаются необходимой надписью.
Чертежи, выносимые на защиту, выполняются на ватманской бумаге формата А1 (594х841).
При этом должна быть обеспечена высокая контрастность линий. Каждый чертеж снабжается штампом.
Конкретное содержание графической части дипломного проекта зависит от темы проекта (работы) и согласуется с руководителем проекта.
Один лист графического материала должен отражать общую часть дипломного проекта. По специальной части дипломного проекта рекомендуется представлять чертежи схем функционирования объектов управления, информационных схем, алгоритмов, структуры программного обеспечения, структуры комплекса технических средств и т. д. Объем чертежей по специальной части не должен превышать 4-6 листов.
Один лист графического материала отводится под экономическую часть проекта. Конкретное содержание его согласовывается с консультантом по экономической части.
При составлении методических указаний авторы использовали методические разработки Тульского, Челябинского, Пермского и Пензенского политехнических институтов.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение............................................................................................................................................ 3
1. Преддипломная практика................................................................................................ 3
2. Организация дипломного проектирования........................................................ 6
3. Организация защиты дипломного проекта........................................................ 7
4. Основные требования к дипломному проекту............................................... 10
4.1. Тематика дипломного проекта............................................................................................ 10
4.2. Исходные данные к дипломному проекту........................................................................ 11
4.3.Объем дипломного проекта.................................................................................................. 12
4.4.Структура пояснительной записки...................................................................................... 12
5. Методические указания к выполнению отдельных частей................. 13
дипломного проекта.............................................................................................................. 13
5.1. Введение................................................................................................................................... 13
5.2. Общая часть............................................................................................................................. 13
5.3.Специальная часть.................................................................................................................. 14
5.4. Экономическая часть............................................................................................................. 36
5.5. Вопросы охраны труда.......................................................................................................... 36
5.6. Заключение.............................................................................................................................. 37
5.7. Список литературы................................................................................................................ 37
6. Оформление пояснительной записки к дипломному проекту........... 37
6.2. Рубрикация проекта, нумерация страниц, содержание (оглавление)........................ 38
6.3. Иллюстрации........................................................................................................................... 39