Системы целей и их организационная инфраструктура.

Системный подход дает возможность выявить в целевой картине организации ряд систем, которые или взаимодополняют друг друга или конкурируют. Наиболее распространенной является система, получившая название «дерево целей». В этой системе реализуется принцип иерархии целевых ориентиров (пирамида): самые общие - организационные цели, далее – цели подразделений, затем цели рабочих групп и на нижнем уровне – цели сотрудников (задачи).

Однакоструктурирование целевых ориентиров может осуществляться и по принципу открытой динамичной системы: цели входа, цели процесса, цели выхода и цели всей организационной системы.

Еще одной разновидностьюцелевой системы может быть структурирование по степени значимости и масштабности (стратегические, тактические, оперативные цели) или по временным основаниям (долгосрочные, средне и краткосрочные).

Качественное описание системы целей связано с получением ответов на следующие вопросы:

• какие цели конфликтуют друг с другом – т.е. максимизация достижения одних целей приводит к минимизации достижения других. Это так называемые зоны антагонизма;

• какие цели не могут быть максимизированы одновременно. Это так называемые зоны несогласованности. В этих зонах достижение одних целей никак не влияет на достижение других, даже если они являются взаимоподчиненными; здесь цели не противоречат друг другу до определенного уровня, после кото­рого антагонизм возможен;

• какие цели не имеют деятельностного обеспечения — т.е. цели не имеют конкретных мероприятий по их достижению;

• какиецели нечетко сформулированы;

• какие цели не понимаются и не разделяются лицами, осущест­вляющими действия по их достижению;

• какие цели организационно не обеспечены.

Ответы на эти вопросы невозможно без знакомства с обеспечивающихих инфраструктурой – совокупностью организационных механизмов и инструментов, к которым можно отнести стратегии, политики, программы, проекты, мероприятия.

Стратегия – основной путь, обобщенная программа действий, общий план наиболее эффективного использования ресурсов для достижения поставленной цели. Специалисты по стратегическому менеджменту обращают внимание на необходимость различения намечаемой стратегии, продуманной стратегии, неосуществленной стратегии, развивающейся стратегии и реализуемой стратегии. Они рассматривают стратегию как план, принцип поведения, перспективу, позицию и прием. В литературе обсуждают плюсы и минусы школ стратегий[46].

Для каждой группы целей и для целей различных фаз жизненного цикла организации можно определить группу стратегий, из которых выбирается лучшая в данных условиях. Для открытых организационных систем характерны стратегии жесткого регулирования (отсекания ненужного, выживания), гибкой адаптации (приспособления) и средообразования. Так, для организаций, занимающих лидирующие позиции на рынке основными стратегиями будут:1) расширение рынказа счет создания новых групп потребителей, новых способов потребления товара, выхода на другие территориальные рынки и/или 2) стратегия защиты своей доли продукта на рынке с помощью определенных приемов.

Политика – согласованная позиция, линия поведения, утверждение намерений по поводу достижения целей. Это правила и нормы, по которым будет осуществляться реализация стратегий и решение поставленных задач. Политика задает принципы в области принятия решений и делегирования полномочий. Например, решения, относящиеся к кадровой политике, могут быть такими:

- при заполнении вакансий и продвижении по службе обеспечивать преимущество уже работающих в организации;

- незамедлительно отправлять сотрудника на пенсию по достижению им установленного правительством возраста; и др.

ОАО «ТРАНСМАШ»

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Политика в области качества является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии Открытого акционерного общества «Транспортное машиностроение» (ОАО «Трансмаш»). Она направлена на обеспечение точно и в срок конкурентоспособной продукции, которая отвечает всем заявленным и предполагаемым потребностям, требованиям национальных, международных норм или превосходит их и удовлетворяет потребителя по качеству, надежности, долговечности, безопасности.

Главной целью ОАО «Трансмаш» является улучшение благосостояния каждого работника предприятия, основанное на получении наибольшей прибыли посредством максимального удовлетворения требований внешних потребителей.

Для достижения поставленной цели и поддержания имиджа надежного предприятия необходимо:

ü обеспечение соответствия системы менеджмента качества требованияммеждународного стандарта ИСО 9001 действующей редакции;

ü обеспечение и эффективное управление необходимыми ресурсами людскими, инфраструктурой, производственной средой), выполнение кадровой, технической и социальной политики; выполнение запланированных экономических показателей;

ü вовлечение поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий вдеятельность по повышению качества;

ü интенсивное обучение и повышение квалификации и компетенцииперсонала, вовлечение его в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии предприятия;

ü определение ответственности и полномочий за качество на всех уровняхуправления предприятием;

ü обеспечение улучшения системы менеджмента качества дляудовлетворения потребностей потребителей;

ü доведение Политики и целей в области качества до каждого работникапредприятия.

Руководство ОАО «Трансмаш» берет на себя обязательства по обеспечению необходимыми ресурсами, эффективному их управлению для выполнения Политики в области качества, в соответствии с действующим законодательством..

Реализация стратегии и политики осуществляется посредством разработки тактик – последовательности действий, обеспеченных необходимыми ресурсами, проектов и мероприятий по решению конкретных задач. Согласование этих компонентов целевой инфраструктуры представлено на схеме «Структурированное дерево целей организации и его инфраструктура»[47]

Миссия фирмы
Долгосрочное благосостояние максимального количества клиентов фирмы посредством качественного их обслуживания
Цели фирмы
Доля рынка
Прибыльность
Торговый оборот
Стратегии
Стратегия сбыта
Маркетинговая стратегия
Продуктовая стратегия
Проекты/ программы
Мероприятия
С 2
С 3
М 1
М 2
П 1
П 2
П 3
М 1.1
М 1.2
Положительный образ компании
С 1 1ф1111111
М 1.3


Наши рекомендации