Основные пути решения проблем использования информационных ресурсов
Основным направлением технологического развития российских информационных ресурсов стал интенсивный процесс их размещения в Интернете. Расширяется использование Интернет -технологий информационными центрами и библиотеками для обслуживания потребителей информации.
Однако, состояние и качественный уровень научно-справочного аппарата архивов, библиотечных каталогов, справочно-информационных фондов и т.д нe всегда соответствуют задачам улучшения информационного обеспечения пользователей. Рост количества информационных ресурсов Интернета не сопровождается соответствующими усилиями по эффективной организации этих ресурсов, в частности, по координации государственных генераторов ресурсов по развитию систем метаданных, каталогизации ресурсов и их архивированию.
Существующая система государственной регистрации информационных ресурсов не содержит механизмов контроля полноты и актуальности регистрации и, в результате, не обеспечивает необходимой полноты и качества навигации.
Преодоление существующих проблем в области организации использования информационных ресурсов возможно лишь в результате применения всего арсенала имеющихся у государства средств, в том числе:
- совершенствования правового обеспечения процессов информационного обслуживания граждан и организаций, производства и распространения информационных продуктов и услуг;
- создания административных механизмов, в частности организации системы надзора за сферой информационных услуг;
- проведения целенаправленной технической политики, в том числе при помощи стандартизации;
- формирования экономических стимулов, повышающих эффективность использования информационных ресурсов;
- создания и развития методов мониторинга информационных ресурсов и систем навигации в информационном пространстве, включая совершенствование системы учета и регистрации ресурсов.
Комплексное решение задач организации использования информационных ресурсов может быть обеспечено в рамках существующих и планируемых государственных программ в сфере информатизации, прежде всего Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010гг»., утвержденная Постановлением Правительства РФ №65 от 28.01.2002г., от 15.08.2006г. Постановлением Правительства РФ №502 в нее внесены изменения. Данная программа должна обеспечить:
· формирование нормативно-правовой базы в сфере информационно-коммуникационных технологий;
· развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
· формирование условий для подключения к открытым информационным системам;
· эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйственными субъектами.
Развитие технологического обеспечения доступа к информационным ресурсам должно базироваться на проведении единой технической политики, включающей решение следующих задач:
- стандартизации основных технических и программных средств, обеспечивающих доступ к государственным информационным ресурсам, облегчающей работу многочисленных слабо подготовленных пользователей и одновременно допускающей существование широкого спектра технологических возможностей для решения разнообразных информационно телекоммуникационных задач;
- разработки стандартного набора комплексных информационно - телекоммуникационных услуг, доступных для большинства населения;
- создания сети общественных пунктов доступа к информационным ресурсам.
Как уже отмечалось, многие организации, осуществляющие генерацию и эксплуатацию государственных информационных ресурсов, не заинтересованы в расширении использования этих ресурсов. В связи с этим государственная политика в информационной сфере должна включать экономическое стимулирование расширения возможностей доступа к информационным ресурсам. Принимаемые для этого налоговые, инвестиционные и иные мероприятия в ближайшее время представляется целесообразным нацелить на решение следующих задач:
- создание стимулов для развития специализированных конкурирующих организаций, занимающихся производством информационных продуктов и услуг на основе существующих государственных информационных ресурсов;
- выделение в общей смете расходов ведомств и государственных организаций затрат на предоставления информации из государственных информационных ресурсов;
- стимулирование участия хозяйствующих субъектов в инвестициях вразвитие сети общественных пунктов доступа к информационным ресурсам, в частности, путем предоставления льготных условий получения деловой и экономической информации.
Важнейшим условием реализации возможностей использования информационных ресурсов широкими кругами пользователей является наличие эффективной системы навигации в информационном пространстве.