Информационные ресурсы органов государственной и муниципальной власти и проблемы их использования

В настоящее время в органах государственной власти федерального и регионального уровней накоплены значительные объёмы информационных ресурсов.

Для современного этапа развития информационных ресурсов в сфере государственного и муниципального управления характерны следующие тенденции:

- во-первых - резкое возрастание потребностей в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном по­ложении дел в той или иной отрасли, секторе экономики, регионе, городе, предприятии;

- во – вторых активное создание БД, внедрение в повседневную практику современных информационных технологий;

- в-третьих - недостаточность сегодня только значительных объёмов информации, поскольку принятие эффективных управленческих решений возможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата, позволяющего вскрывать причинно - следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их контролировать исполнение принятых решений.

Информационные ресурсы в сфере государственно­го и муниципального управления проблемно ориентированы на такие пред­метные области данных, как экономика, социальная сфера. Орган власти является своего рода «нервным центром», приемником и распределителем информации, получаемой от всех служб и организаций города или субъекта.

Основные направления информатизации органов государственной власти:

· автоматизация службы информационного обеспечения Президента РФ;

· автоматизация службы информационного обеспечения Правительства РФ;

· информатизация счетной палаты РФ;

· информатизация Совета Безопасности РФ;

· информатизация Конституционного суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры РФ;

· информатизация федеральных министерств, служб, агенств;

· информатизация Федерального собрания;

· информатизация Центральной избирательной комиссии РФ.

Информация и технология ее обработки является важным ресурсом местной администрации. Проблема ее формирования и использования требует специальных разнопрофильных знаний. Для исполнительных органов местного самоуправления вопрос эффективности ИТ в муниципальном управлении является одним из самых актуальных. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, возрастающие требования к управленческой культуре обязывают муниципальных служащих активно применять в своей работе новые ИТ, оптимизировать уже имеющиеся, исходя из технических и финансовых возможностей органа власти.

Основные направления информатизации муниципального управления:

· ИТУ ЖКХ;

· геоинформационные системы;

· ИТУ муниципальной недвижимостью;

· автоматизация делопроизводства;

· ИТУ городскими финансами;

· АИС регистрации юридических лиц предпринимателей;

· АИС социальной защиты населения;

· АИС обработки статистической информации;

· АИС управления энергосбережением и ресурсами;

· внутридомовые компьютерные сети;

· муниципальный Интернет-портал.

До сих пор информация, являющаяся основой для решения социально-экономических задач, разобщена по различным ведомствам, результаты их решения оторваны друг от друга и часто совместно не используются. Близость тематики баз данных, которыми пользуются органы госу­дарственной власти, часто приводит к дублированию сбо­ра информации, а значит, и к увеличению затрат всех видов, большинство баз данных дублируется на локальных вычислительных сетях (ЛВС) или автономных персональ­ных компьютерах, и коллективный информационный ресурс составляет всего лишь незначительную часть общегоресурса.

В области информатизации государственного и муниципального управления существуют проблемы:

· повышения уровня компьютеризации органов управления государственной и муниципальной власти;

· распространения современных информационных и коммуникационных технологий;

· повышения эффективности использования существующих мощностей;

· создания единых информационных систем муниципального образования;

· интеграции муниципальных информационных систем в системы более высокого уровня;

· обмена опытом, координации при планировании и выполнении работ по информатизации и автоматизации между различными муниципальными образованиями и организациями внутри муниципального образования.

Материально- технической основой консолидированного информационного ресурса должна стать информационно - телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), предназначенная для информационной поддержки процессов принятия решений в сфере государственного управления, обеспечения информационного обслуживания и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также для информационного взаимодействия со странами СНГ.

В то же время не реализован эффективный доступ к информационному фонду ИТКС. Информационный обмен между министерствами и ведомствами осуществляется только по взаимным соглашениям, не разработаны нормативно-методические документы, регламентирующие порядок дос­тупа к этим фондам.

Пути создания ИТКС

Для упорядочения использования информационных ресурсов органов государственной власти необходимо законодательно закрепить единый перечень видов информации, определив их соотношение, механизмы реализа­ции и установления ответственности за нарушение режимов доступа к ней, а также технологию изменение этих режимов. При этом должна быть создана четкая норматив­ная база обеспечения доступа «внешних» пользователей к общественно значимой информации, генерируемой в ведомственных структурах.

Наиболее перспективным путем преодоления техно­логических препятствий для доступа внешних пользователей к общественно значимой информации из информационных ресурсов органов государственной власти и органи­заций сферы государственного управления является ее размещение в сети Интернет. Однако процессы отбора такой информации, ее обработки для представления в виде удобном для «внешнего» пользователя, ее размещение в сети, обеспечения доступа, организации обслужива­ния пользователей представляют co6oй весьма сложный комплекс технологических и организационных задач, не свойственных большинству организаций рассматриваемой сферы.

Выполнение этих функций и непосредственное пре­доставление информационных услуг может осуществляться либо специально выделенными подразделениями или функциональными группами самих организаций - держа­телей информационных ресурсов, либо может быть на договорных условиях передано специализированным организациям, в том числе негосударственным. Источником финансирования этих подразделений и организаций может быть предусмотренная в бюджетной классификации, но до сих пор весьма слабо наполнявшаяся статья «Информатика» («Информационное обеспечение»). На всех уровнях государственного управления следует осознать, что организация и ведение информационного обеспечения граждан и организаций, резкое повышение эффективнос­ти использования накопленных информационных ресур­сов является важным, имеющим особое значение, само­стоятельным направлением деятельности государствен­ных органов и организаций, которое должно быть выделено в организационном и финансовом отношении.

Наши рекомендации