Информационные ресурсы органов государственной и муниципальной власти и проблемы их использования
В настоящее время в органах государственной власти федерального и регионального уровней накоплены значительные объёмы информационных ресурсов.
Для современного этапа развития информационных ресурсов в сфере государственного и муниципального управления характерны следующие тенденции:
- во-первых - резкое возрастание потребностей в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в той или иной отрасли, секторе экономики, регионе, городе, предприятии;
- во – вторых активное создание БД, внедрение в повседневную практику современных информационных технологий;
- в-третьих - недостаточность сегодня только значительных объёмов информации, поскольку принятие эффективных управленческих решений возможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата, позволяющего вскрывать причинно - следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их контролировать исполнение принятых решений.
Информационные ресурсы в сфере государственного и муниципального управления проблемно ориентированы на такие предметные области данных, как экономика, социальная сфера. Орган власти является своего рода «нервным центром», приемником и распределителем информации, получаемой от всех служб и организаций города или субъекта.
Основные направления информатизации органов государственной власти:
· автоматизация службы информационного обеспечения Президента РФ;
· автоматизация службы информационного обеспечения Правительства РФ;
· информатизация счетной палаты РФ;
· информатизация Совета Безопасности РФ;
· информатизация Конституционного суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры РФ;
· информатизация федеральных министерств, служб, агенств;
· информатизация Федерального собрания;
· информатизация Центральной избирательной комиссии РФ.
Информация и технология ее обработки является важным ресурсом местной администрации. Проблема ее формирования и использования требует специальных разнопрофильных знаний. Для исполнительных органов местного самоуправления вопрос эффективности ИТ в муниципальном управлении является одним из самых актуальных. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, возрастающие требования к управленческой культуре обязывают муниципальных служащих активно применять в своей работе новые ИТ, оптимизировать уже имеющиеся, исходя из технических и финансовых возможностей органа власти.
Основные направления информатизации муниципального управления:
· ИТУ ЖКХ;
· геоинформационные системы;
· ИТУ муниципальной недвижимостью;
· автоматизация делопроизводства;
· ИТУ городскими финансами;
· АИС регистрации юридических лиц предпринимателей;
· АИС социальной защиты населения;
· АИС обработки статистической информации;
· АИС управления энергосбережением и ресурсами;
· внутридомовые компьютерные сети;
· муниципальный Интернет-портал.
До сих пор информация, являющаяся основой для решения социально-экономических задач, разобщена по различным ведомствам, результаты их решения оторваны друг от друга и часто совместно не используются. Близость тематики баз данных, которыми пользуются органы государственной власти, часто приводит к дублированию сбора информации, а значит, и к увеличению затрат всех видов, большинство баз данных дублируется на локальных вычислительных сетях (ЛВС) или автономных персональных компьютерах, и коллективный информационный ресурс составляет всего лишь незначительную часть общегоресурса.
В области информатизации государственного и муниципального управления существуют проблемы:
· повышения уровня компьютеризации органов управления государственной и муниципальной власти;
· распространения современных информационных и коммуникационных технологий;
· повышения эффективности использования существующих мощностей;
· создания единых информационных систем муниципального образования;
· интеграции муниципальных информационных систем в системы более высокого уровня;
· обмена опытом, координации при планировании и выполнении работ по информатизации и автоматизации между различными муниципальными образованиями и организациями внутри муниципального образования.
Материально- технической основой консолидированного информационного ресурса должна стать информационно - телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), предназначенная для информационной поддержки процессов принятия решений в сфере государственного управления, обеспечения информационного обслуживания и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также для информационного взаимодействия со странами СНГ.
В то же время не реализован эффективный доступ к информационному фонду ИТКС. Информационный обмен между министерствами и ведомствами осуществляется только по взаимным соглашениям, не разработаны нормативно-методические документы, регламентирующие порядок доступа к этим фондам.
Пути создания ИТКС
Для упорядочения использования информационных ресурсов органов государственной власти необходимо законодательно закрепить единый перечень видов информации, определив их соотношение, механизмы реализации и установления ответственности за нарушение режимов доступа к ней, а также технологию изменение этих режимов. При этом должна быть создана четкая нормативная база обеспечения доступа «внешних» пользователей к общественно значимой информации, генерируемой в ведомственных структурах.
Наиболее перспективным путем преодоления технологических препятствий для доступа внешних пользователей к общественно значимой информации из информационных ресурсов органов государственной власти и организаций сферы государственного управления является ее размещение в сети Интернет. Однако процессы отбора такой информации, ее обработки для представления в виде удобном для «внешнего» пользователя, ее размещение в сети, обеспечения доступа, организации обслуживания пользователей представляют co6oй весьма сложный комплекс технологических и организационных задач, не свойственных большинству организаций рассматриваемой сферы.
Выполнение этих функций и непосредственное предоставление информационных услуг может осуществляться либо специально выделенными подразделениями или функциональными группами самих организаций - держателей информационных ресурсов, либо может быть на договорных условиях передано специализированным организациям, в том числе негосударственным. Источником финансирования этих подразделений и организаций может быть предусмотренная в бюджетной классификации, но до сих пор весьма слабо наполнявшаяся статья «Информатика» («Информационное обеспечение»). На всех уровнях государственного управления следует осознать, что организация и ведение информационного обеспечения граждан и организаций, резкое повышение эффективности использования накопленных информационных ресурсов является важным, имеющим особое значение, самостоятельным направлением деятельности государственных органов и организаций, которое должно быть выделено в организационном и финансовом отношении.