Семиуровневая система стандартов OSI.
В нач. 80-х гг. разработана модель взаимодействия открытых систем (OpenSystemInterconnection, OSI). Модель OSI определяет различныеуровни взаимодействия систем, дает им стандартные имена и указывает,какие функции должен выполнять каждый уровень.
В модели OSI средства взаимодействия делятся на 7 уровней: прикладной, представительский, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный и физический. Каждый уровень имеет дело с 1 опред. аспектом взаимодействия сетевых устройств.
Физ. уровеньимеет дело с передачей битов по физ. каналам связи, таким, как коаксиальный кабель, витая пара, оптоволоконный кабель. Ф-ции физ. Ур. реализуются во всех устройствах, подключенных к сети. Со стороны компа ф-цииур. выполняются сетевым адаптером или последовательным портом.
Канальный.Биты группируются в кадры. Обеспечивается корректность передачи каждого кадра путем помещения спец. последовательности бит в начало и конец каждого кадра для его выделения, а также путем вычисления контрольной суммы, добавляемой к кадру.
Сетевойслужит для образования единой транспортной системы, объединяющей несколько сетей. Сети соединяются м/у собой спец. устройствами, называемыми маршрутизаторами. Маршрутизатор – это уст-во, кот. собирает инфо о топологии межсетевых соединений и на ее основании пересылает пакеты сетевого уровня в сеть назначения. Проблема выбора наилучшего пути, называемая маршрутизацией, и ее решение является одной из главных задач сетевого уровня. Сообщения сетевого уровня принято называть пакетами.
Транспортныйобеспечивает приложениям или верхнимуровням стека – прикладному и сеансовому – передачу данных с требуемойстепенью надежности. Модель OSI определяет 5 классов сервиса,предоставляемых транспортным уровнем. Эти виды сервиса отличаются
качеством предоставляемых услуг: срочностью, возможностьювосстановления прерванной связи, способностью к обнаружению иисправлению ошибок передачи, таких как искажение, потеря и дублированиепакетов. Выбор уровня сервиса определяется качеством каналов связи.
Сеансовыйобеспечивает управление диалогом: фиксирует,какая из сторон является активной в настоящий момент, предоставляет ср-ва синхронизации.
Представительский.Преодолеваются различия в кодировкесимволов. Осуществляется шифрование и дешифрование данных.
Прикладнойпредставляет собой набор разнообразныхпротоколов, с пом.кот. пользователи сети получают доступ кразделяемым ресурсам, таким как файлы, принтеры или гипертекстовые
страницы, а также реализуют совместную работу, например, с помощью протокола электр. почты.
3 нижних ур-ня – физ-ий, канальный и сетевой являютсясетезависимыми, т.е. протоколы этих уровней тесно связаны с технич. реализацией сети и используемым коммуникационным оборудованием. 3 верх. ур-ня – прикладной, представительский и сеансовый –ориентированы на приложения и мало зависят от технич. особенностейпостроения сети.Транспортный уровень является промежуточным, он скрывает деталифункционирования нижних уровней от верх.
Понятие открытая система.В широком смысле открытой системойм.б. названа любая система (компьютер, вычислительная сеть, ОС,программный пакет, другие аппаратные и программные продукты), кот. построена в соответствии с открытыми спецификациями. Спецификация - формализованное описаниеаппаратных и программных компонентов, способов их функц-ия,взаимодействия с др. компонентами, условий эксплуатации,ограничений и особых хар-ик.Под отрытыми спецификациями понимаются опубликованные,общедоступные спецификации, соответствующие стандартами и принятые врезультате достижения согласия после всестороннего обсуждения всемизаинтересованными сторонами.
41. Сходства и различия локальных и глобальных вычислительных сетей. Виды глобальных сетей. Intranet. Элементы структуры глобальных сетей. Высокоуровневые услуги глобальные сетей. Информационные ресурсы Internet.По территориальному признаку сети делятся на глобальные и локальные.
К локальным сетям относят сети компьютеров, сосредоточенные на небольшой территории (обычно в радиусе 1-2 км). В общем случае локальная сеть представляет коммуникационную систему, принадлежащую одной организации.
Глобальные сети – объединяют территориально распределённые компьютеры, кот. могут находиться в разных городах и страна.
Корпоративные сети наз. также сетями масштаба предприятия. Такие сети могут быть сложно связаны и покрывать город, регион и даже континент. Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями. Хотя в основе локальных и глобальных вычислительных сетей лежит один и тот же метод - метод коммутации пакетов, глобальные сети имеют достаточно много отличий от локальных сетей. Эти отличия касаются как принципов работы (например, принципы маршрутизации почти во всех типах глобальных сетей, кроме сетей TCP/IP, основаны на предварительном образовании виртуального канала), так и терминологии. Поэтому целесообразно изучение глобальных сетей начать с основных понятий и определений. в основном она используется как транзитный транспортный механизм, предоставляющий только услуги трех нижних уровней модели OSI. Действительно, при построении корпоративной сети сами данные хранятся и вырабатываются в компьютерах, принадлежащих локальным сетям этого предприятия, а глобальная сеть их только переносит из одной локальной сети в другую. Поэтому в локальной сети реализуются все семь уровней модели OSI, включая прикладной, которые предоставляют доступ к данным, преобразуют их форму, организуют защиту информации от несанкционированного доступа.Однако в последнее время функции глобальной сети, относящиеся к верхним уровням стека протоколов, стали играть заметную роль в вычислительных сетях. Это связано в первую очередь с популярностью информации, предоставляемой публично сетью Internet. Список высокоуровневых услуг, который предоставляет Internet,достаточно широк. Кроме доступа к гипертекстовой информации Web-узлов с большим количеством перекрестных ссылок, которые делают источником данных не отдельные компьютеры, а действительно всю глобальную сеть, здесь нужно отметить и широковещательное распространение звукозаписей, составляющее конкуренцию радиовещанию, организацию интерактивных «бесед» - chat, организацию конференций по интересам (служба News), поиск информации и ее доставку по индивидуальным заказам и многое другое.Информационные услуги Internet оказали влияние на традиционные способы доступа к разделяемым ресурсам, на протяжении многих лет применявшиеся в локальных сетях. Все больше корпоративной информации «для служебного пользования» распространяется среди сотрудников предприятия с помощью Web-службы, заменив многочисленные индивидуальные программные надстройки над базами данных, в больших количествах разрабатываемые на предприятиях. Появился специальный термин - intranet, который применяется в тех случаях, когда технологии Internet переносятся в корпоративную сеть. К технологиям intranet относят не только службу Web, но и использование Internet как глобальной транспортной сети, соединяющей локальные сети предприятия, а также все информационные технологии верхних уровней, появившиеся первоначально в Internet и поставленные на службу корпоративной сети.В результате глобальные и локальные сети постепенно сближаются за счет взаимопроникновения технологий разных уровней - от транспортных до прикладных.В данной книге основное внимание уделяется транспортным технологиям глобальных сетей, как основе любой высокоуровневой службы верхнего уровня. Кроме того, глобальные сети при построении корпоративных сетей в основном пока используются именно в этом качестве.