Информация, информационная система, таможенная информационная система. Основные аспекты, применяемые при оценке информации. Виды информационных моделей.

Принципы взаимодействия пользователя и информационных таможенных технологий. Понятие интерфейса. Системный и прикладной интерфейс. Командный, WIMP и SILK интерфейсы. Пакетные и диалоговые функциональные информационные технологии.

Интерфейс — совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.Интерфейсы являются основой взаимодействия всех современных информационных систем.

· Системный интерфейс — это конструктивная часть ЭВМ, предназначенная для взаимодействия ее устройств и обмена информацией между ними.

В ЭВМ в качестве системного интерфейса используются сложные устройства, имеющие встроенные процессоры ввода-вывода, именуемые каналами. Такие устройства обеспечивают высокую скорость обмена данными между компонентами ЭВМ.

· Прикладной интерфейс - интерфейс, определяющий характеристики прикладной программы, погружаемой в операционную систему.

Командный интерфейс − самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной системе UNIX – это обычно знак доллара.

WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows (окно) Image(образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно,содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из нихиспользуется указатель.

SILK-интерфейс расшифровывается − Spich (речь) Image (образ)Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейсана экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковыхобразов к другим по смысловым семантическим связям.

Общественный интерфейс будет включать в себя лучшие решенияWIMP- и SILK-интерфейсов. Предполагается, что при использованииобщественного интерфейса ненужно будет разбираться в меню. Экранныеобразы однозначно укажут дальнейший путь. Перемещение от однихпоисковых образов к другим будет проходить по смысловым семантическимсвязям.

Большинство обеспечивающих и функциональных информационныхтехнологий могут быть использованы сотрудником таможенных органов бездополнительных посредников (программистов). При этом пользовательможет влиять на последовательностьприменения тех или иных технологий. Т.о., с точки зрения участия или неучастия пользователя впроцессе выполнения функциональных информационных технологий все

они могут быть разделены на:

· Пакетные

· диалоговые.

Традиционно, задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуютсяследующими свойствами:

• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требуетвмешательства человека;

• имеется большой объем входных и выходных данных, значительная частькоторых хранится на магнитных носителях;

• расчет выполняется для большинства записей входных файлов; большоевремя решения задачи обусловлено большими объемами данных;

• регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.

Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а егоразвитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшитьвмешательство пользователя впроцесс решения задачи, то диалоговыйрежим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательностиопераций обработки данных (если она не обусловлена предметнойтехнологией).

ИСТОРИЯ

Предшественником ОС следует считать служебные программы (загрузчики и мониторы), а также библиотеки часто используемых подпрограмм, начавшие разрабатываться с появлением универсальных компьютеров 1-го поколения (конец 1940-х годов). Служебные программы минимизировали физические манипуляции оператора с оборудованием, а библиотеки позволяли избежать многократного программирования одних и тех же действий (осуществления операций ввода-вывода, вычисления математических функций и т. п.).

В 1950—1960-х годах сформировались и были реализованы основные идеи, определяющие функциональность ОС: пакетный режим, разделение времени и многозадачность, разделение полномочий, реальный масштаб времени, файловые структуры и файловые системы.

Основные понятия классификации. Иерархическая, фасетная системы.

Для кодирования объектов необходимо их упорядочить по некоторым признакам. Результат упорядоченного распределения объектов заданного множества носит название классификации, а совокупность правил распределения объектов множества на подмножества называется системой классификации.

Основанием классификации называется признак, по кот. ведется разбитие множества на подмножества на определенной ступени классификации. Ступень классификации – результат очередного распределения объектов этой классификационной группировки. Уровень классификации – это совокупность классификационных группировок, расположенных на одних и тех же ступенях классификации. Глубина сис-мы классификации –это кол-во уровней классификации, допустимое в данной сис-ме.

Каждая сис-ма классификации характеризуется следующими свойствами:

· Гибкостью сис-мы

· Емкостью сис-мы

· Степенью заполненностисис-мы.

Гибкость сис-мы – это способность допускать включение новых признаков, объектов без разрушения стрктуры классификатора.

Емкость сис-мы – это наибольшее число классификационных группировок, допускаемое в данной сис-ме классификации.

Степень заполненностисис-мы определяется как частное от деления фактического кол-ва группировок на величину емкости сис-мы.

Иерархическая сис-ма.Иерархическую сис-му классификации всегда можно представить в виде древовидной структуры, ее характерными особенностями яв-ся:

· Наличие в сис-ме неограниченного кол-ва признаков классификации;

· Соподчиненность признаков классификации, что выражается разбиением каждой классификационной группировки, образованной по одному признаку, на множество классификационных группировок по нижестоящему(подчиненному) признаку.

Примером яв-ся ТН ВЭД.

При построении иерархической сис-мы классификации сначала выделяется некоторое множество объектов, подлежащее классифицированию, для кот. определяются полное множество признаков классификации и их соподчиненность друг другу, затем производится разбиение исходного множества объектов на классификационные группировки на каждой ступени классификации.

К положительным сторонам данной системы следует отнести логичность, простоту ее построения и удобство логической и арифметической обработки.

Однако, эта сис-мы характеризуется жесткой структурой классификации, не позволяющей вносить новые признаки или изменять их последовательность.

Фасетнаясис-ма характеризуется следующими особенностями построения:

· Имеется некоторое множество классифицируемых объектов;

· Устанавливается некоторый порядок следования фасетов с помощью фасетной формулы

· Определяется кол-во подмножеств классификационных группировок, число кот.определяется числом задач, обращающихся при своем решении к тем или иным фасетам.

Внутри фасета значения признаков могут просто перечисляться по некоторому порядкуили образовывать сложную иерархическую структуру, если существует соподчиненность выделенных признаков.

К преимуществам данной сис-мы следует отнести большую емкость сис-мы, высокую степень гибкости, поскольку при необходимости можно вводить дополнительные фасеты и изменять их место в формуле.К недостаткам данной сис-мы можно отнести сложность структуры и низкую степень заполненностисис-мы.

Цели создания системы:

Система поддержки принятия решений «Аналитика 2000» создавалась с целью обеспечения оперативного анализа данных о внешнеэкономической деятельности России, стран Евросоюза и СНГ, а также подготовки и формирования публикаций таможенной статистики внешней торговли России и Союзного государства.

Основные цели создания СППР «Аналитика 2000», которая способствует оптимизации деятельности ФТС России:

• Сокращается время и трудозатраты, необходимые для получения оперативной агрегированной информации.

• Повышается производительность труда сотрудников ФТС России.

• Улучшается качество аналитических данных, выдаваемых по запросам вышестоящих организаций.

• Руководители высшего и среднего звена, а также аналитики могут легко ориентироваться в огромных объемах данных и выбирать информацию, необходимую для принятия решений.

• Обеспечивается возможность графического представления данных, а также получения отчетов сводной информации.

Структура СППР "Аналитика"представляет собой классическую систему с хранилищем данных и зависимыми витринами данных.

Информационные массивы СППР "Аналитика" делятся на три основные группы:

• База данных системы оперативной обработки информации (внутренние источники информации)

• Базы данных внешних источников

• Хранилище и Витрины Данных

Программный комплекс «Аналитика-2000» обеспечивает решение следующих функциональных задач в технологии OLAP:

-Оперативный анализ агрегированных данных ГТД по товарам, учитываемым в статистике внешней торговли России;

-Оперативный анализ агрегированных данных ГТД по товарам, не учитываемым в статистике внешней торговли России;

-Оперативный анализ агрегированных данных ГТД по товарам, учитываемым в статистике внешней торговли России в региональном аспекте;

-Оперативный сопоставительный анализ агрегированных данных России и стран СНГ;

-Оперативный анализ агрегированных данных ТПО;

-Формирование публикаций таможенной статистики внешней торговли;

-Оперативный анализ данных статистики внешней торговли за счет реализации технологии анализа данных «от агрегата к детали».

Документальные информационно-поисковые системы. Основные понятия теории информационного поиска. Пертинентность и релевантность. Критерий смыслового соответствия.

Классические OLTP — системы ориентированы на организацию хра­нения и обработки детально структурированных данных, чаще всего представляющих собой числовые значения, описывающие те или иные Цнрактеристики информационных объектов.

I Однако необходимость работы с текстовыми документами определи­ла появление специальных документальные БД Системами, ориентированные на работу с текстовыми документами, - информационно-поисковые системы (ИПС). Хотя, если быть точ­нее, их следует называть документальными ИПС (ДИПС), поскольку традиционные СУБД также являются ИПС, только фактографически­ми (ФИПС). Документальные базы данных ориентированы на частичное, при­ближенное представление данных, имеющих значительно более слож­ную смысловую структуру, представленных на входе в форме текста. Основной функцией любой ДИПС является информационное обеспечение потребителей на основе выдачи ответов на их запросы. Осуществление выдачи системой требуемых данных реализуется с по­мощь главной операции ДИПС — проведения информационного поис­ка. Информационный поиск является процедурой отыскания документов, содержащих ответ на заданные потребителем вопросы. ДИПС в результате проведения информационного поиска предоставляют пот­ребителю совокупность документов, смысловое содержание которых соответствует его запросу.

Информационный поиск в системе проводится на основе поступив­шего от потребителя запроса на отыскание необходимой ему информа­ции. Потребность человека в определенной информации в процессе его практической деятельности носит название информационной потребности. Частное значение информационной потребности потребителейв определенные моменты времени, выраженное на естественном языке представляет собой информационный запрос, с которым пользователь обращается к системе.

Однако запрос может быть неправильно сформулирован потребителем и не отражать его истинной информационной потребности в момент обращения к системе. Таким образом, при проведении ипформационного поиска в системе фактически рассматривается не информационная потребность пользователя, а только информационным запрос, в ответ на который и выдаются те или иные документы системы. Следовательно, реакцию системы необходимо рассматривать не только по отношению к информационной потребности, но и по отношению к информационному запросу.

Для выражения данных отношений в теории ДИПС введены два фундаментальных понятия: пертинентность и релевантность. Подпертинентностью понимается соответствие смыслового содержания документа информационной потребности потребителя. Документы, содержание которых удовлетворяет информационной потребности, называют пертинентными. Релевантность представляет собой соответствие содержания документа информационному запросу в том виде, в каком он сформулирован, а документы, содержание которых отвечает защмзапросам потребителя, носят название релевантных.

Автоматизация процесса информационного поиска потребовала формализации представления основного смыслового содержания информационного запроса и документов в виде соответствен но поискового предписания (ПП) и поисковых образов документом (ПОД). Для записи ПП и ПОД применяются специальные языки, называемые информационно-поисковыми. В процессе проведения информационного поиска в ДИПС определяется степень соответствия содержания документов и запроса пользователя путем сопоставления ПОД с ПП. А на основе такого сопоставлении принимается решение о выдаче документа (он признается релевантным) Или его невыдаче (он считается нерелевантным). Решение о выдаче или невыдаче документа в ответ на запрос при­нимается на основе некоторого набора правил, по которому данной ДИПС определяется степень смысловой близости между ПОД и ПП. Набор правил получил название критерия смыслового соответс­твия (КСС). Критерий может задаваться явно или неявно. На самом деле КСС базируется не на ранее введенном понятии релевантности; а на понятии формальной релевантности — соответствии содержания ПОД и ПП. Фактическая релевантность, понимаемая как смысловое соответствие содержания документа информационному запросу, может быть установлена только человеком в процессе осмысления содержания документа и запроса.

Компьютерные сети. Назначение, классификация, характерные особенности. Основные топологии компьютерных сетей их достоинства и недостатки. Способы коммутации и передачи данных в компьютерных сетях. Сетевое программное обеспечение.

Компьютерная сеть (вычислительная сеть, сеть передачи данных) — система связи компьютеров и/или компьютерного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи информации могут быть использованы различные физические явления, как правило — различные виды электрических сигналов, световых сигналов или электромагнитного излучения. По назначению компьютерные сети распределяются: вычислительные, информационные, смешанные

Вычислительные сети предназначены главным образом для решения заданий пользователей с обменом данными между их абонентами.
Информационные сети ориентированы в основном на предоставление информационных услуг пользователям.
Смешанные сети совмещают функции первых двух.

Для классификации компьютерных сетей используются разные признаки, выбор которых заключается в том, чтобы выделить из существующего многообразия такие, которые позволили бы обеспечить данной классификационной схеме такие обязательные качества:

  • возможность классификации всех, как существующих, так и перспективных, компьютерных сетей;
  • дифференциацию существенно разных сетей;
  • однозначность классификации любой компьютерной сети;
  • наглядность, простоту и практическую целесообразность классификационной схемы.

Определенное несоответствие этих требований делает задание по выбору рациональной схемы классификации компьютерной сети достаточно сложной, такой, которая не нашла до этого времени однозначного решения. В основном компьютерные сети классифицируют по признакам структурной и функциональной организации.

Основные топологии компьютерных сетей: шина,кольцо, двойное кольцо,звезда,решетка,дерево.

Звезда — базовая топологиякомпьютерной сети, в которой все компьютеры сети присоединены к центральному узлу (обычно сетевой концентратор), образуя физический сегмент сети. Достоинства:выход из строя одной рабочей станции не отражается на работе всей сети в целом; хорошая масштабируемость сети; лёгкий поиск неисправностей и обрывов в сети; высокая производительность сети (при условии правильного проектирования);,гибкие возможности администрирования. Недостатки: выход из строя центрального концентратора обернётся неработоспособностью сети (или сегмента сети) в целом; для прокладки сети зачастую требуется больше кабеля, чем для большинства других топологий; конечное число рабочих станций в сети (или сегменте сети) ограничено количеством портов в центральном концентраторе.

Топология типа общая шина, представляет собой общий кабель (называемый шина или магистраль), к которому подсоединены все рабочие станции. На концах кабеля находятся терминаторы, для предотвращения отражения сигнала. Типичная шинная топология имеет простую структуру кабельной системы с короткими отрезками кабелей. Поэтому по сравнению с другими топологиями стоимость ее реализации невелика. Однако низкая стоимость реализации компенсируется высокой стоимостью управления. Фактически, самым большим недостатком шинной топологии является то, что диагностика ошибок и изолирование сетевых проблем могут быть довольно сложными, поскольку здесь имеются несколько точек концентрации. Так как среда передачи данных не проходит через узлы, подключенные к сети, потеря работоспособности одного из устройств никак не сказывается на других устройствах. Хотя использование всего лишь одного кабеля может рассматриваться как достоинство шинной топологии, однако оно компенсируется тем фактом, что кабель, используемый в этом типе топологии, может стать критической точкой отказа. Другими словами, если шина обрывается, то ни одно из подключенных к ней устройств не сможет передавать сигналы.

Кольцо — это топология, в которой каждый компьютер соединен линиями связи только с двумя другими: от одного он только получает информацию, а другому только передает. На каждой линии связи, как и в случае звезды, работает только один передатчик и один приемник.Достоинства:Простота установки; Практически полное отсутствие дополнительного оборудования; Возможность устойчивой работы без существенного падения скорости передачи данных при интенсивной загрузке сети, поскольку использование маркера исключает возможность возникновения коллизий.

Недостатки: Выход из строя одной рабочей станции, и другие неполадки (обрыв кабеля), отражаются на работоспособности всей сети; Сложность конфигурирования и настройки; Сложность поиска неисправностей

Коммута́ция — процесс соединения абонентов коммуникационной сети через транзитные узлы.Коммуникационные сети должны обеспечивать связь своих абонентов между собой. Абонентами могут выступать ЭВМ, сегменты локальных сетей, факс-аппараты или телефонные собеседники. Как правило, в сетях общего доступа невозможно предоставить каждой паре абонентов собственную физическую линию связи, которой они могли бы монопольно «владеть» и использовать в любое время. Поэтому в сети всегда применяется какой-либо способ коммутации абонентов, который обеспечивает разделение имеющихся физических каналов между несколькими сеансами связи и между абонентами сети. Передача информации между компьютерами существует с самого момента возникновения ЭВМ. Она позволяет организовать совместную работу отдельных компьютеров, решать одну задачу с помощью нескольких компьютеров, совместно использовать ресурсы и решать множество других проблем. По методу передачи информации различают сети с коммутацией каналов, сообщений, пакетов и со смешанной коммутацией. Чаще используются сети с коммутацией пакетов

Сетевое программное обеспечение предназначено для организации совместной работы группы пользователей на разных компьютерах. Позволяет организовать общую файловую структуру, общие базы данных, доступные каждому члену группы. Обеспечивает возможность передачи сообщений и работы над общими проектами, возможность разделения ресурсов.

Информация, информационная система, таможенная информационная система. Основные аспекты, применяемые при оценке информации. Виды информационных моделей.

Сам термин информация происходит от латинского слова information –разъяснение, осведомление, изложение. В соответствии со ст.2 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Применительно к обработке данных на средствах вычислительной техники – произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей инфо.

Так же в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системыФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об инфо, информационных технологиях и о защите инфо»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных инфо и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Там. инфо характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной инфо.

Таможенная информационная система по составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной инфо.

Получатель таможенной инфо оценивает инфо в зависимости оттого, для какой задачи инфо будет использована. Поэтомуинфо имеет свойство относительности. При оценке инфо различают различные ее аспекты, как синтаксический, семантический ипрагматический.

Синтаксический аспект связан со способом представленияинфо вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств.На синтаксическом уровне рассматриваются формы представленияинфо для передачи и хранения. Обычно инфо,предназначенная для передачи, называется сообщением. Характеристикипроцессов преобразования сообщения для его передачи определяютсинтаксический аспект инфо. Инфо, рассмотренную только относительно синтаксического аспекта часто называют данными.

Семантический аспект передает смысловое содержание инфо исоотносит ее с ранее имевшейся инфо. Смысловые связи междусловами или др.элементами языка отражает словарь – тезаурус.

Прагматический аспект отражает возможность достиженияпоставленной цели с учетом полученной инфо.

Классификация моделей по временному фактору

1)Статическая модель — это как бы одномоментный срез инфо по объекту. Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает картину состояния их ротовой полости на данный момент времени: число молочных и постоянных зубов, пломб, дефектов и т.п.

2) Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. В примере с поликлиникой карточку школьника, отражающую изменения, происходящие с его зубами за многие годы, можно считать динамической моделью.

Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы.

Для отражения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей:

1) табличные,

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.

2) Иерархические

В такой модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня (генеалогическое дерево, классификация объектов).

3) сетевые.

В сетевых моделях компактно отображаются наиболее существенные отношения между объектами. Обычно сетевые модели изображаются в наглядном графическом виде. Пример сетевой модели – схема линий метрополитена.

Знаковые и вербальные информационные модели

К информационным моделям можно отнести:

1) Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме.

2) Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Принципы взаимодействия пользователя и информационных таможенных технологий. Понятие интерфейса. Системный и прикладной интерфейс. Командный, WIMP и SILK интерфейсы. Пакетные и диалоговые функциональные информационные технологии.

Интерфейс — совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.Интерфейсы являются основой взаимодействия всех современных информационных систем.

· Системный интерфейс — это конструктивная часть ЭВМ, предназначенная для взаимодействия ее устройств и обмена информацией между ними.

В ЭВМ в качестве системного интерфейса используются сложные устройства, имеющие встроенные процессоры ввода-вывода, именуемые каналами. Такие устройства обеспечивают высокую скорость обмена данными между компонентами ЭВМ.

· Прикладной интерфейс - интерфейс, определяющий характеристики прикладной программы, погружаемой в операционную систему.

Командный интерфейс − самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной системе UNIX – это обычно знак доллара.

WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows (окно) Image(образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно,содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из нихиспользуется указатель.

SILK-интерфейс расшифровывается − Spich (речь) Image (образ)Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейсана экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковыхобразов к другим по смысловым семантическим связям.

Общественный интерфейс будет включать в себя лучшие решенияWIMP- и SILK-интерфейсов. Предполагается, что при использованииобщественного интерфейса ненужно будет разбираться в меню. Экранныеобразы однозначно укажут дальнейший путь. Перемещение от однихпоисковых образов к другим будет проходить по смысловым семантическимсвязям.

Большинство обеспечивающих и функциональных информационныхтехнологий могут быть использованы сотрудником таможенных органов бездополнительных посредников (программистов). При этом пользовательможет влиять на последовательностьприменения тех или иных технологий. Т.о., с точки зрения участия или неучастия пользователя впроцессе выполнения функциональных информационных технологий все

они могут быть разделены на:

· Пакетные

· диалоговые.

Традиционно, задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуютсяследующими свойствами:

• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требуетвмешательства человека;

• имеется большой объем входных и выходных данных, значительная частькоторых хранится на магнитных носителях;

• расчет выполняется для большинства записей входных файлов; большоевремя решения задачи обусловлено большими объемами данных;

• регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.

Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а егоразвитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшитьвмешательство пользователя впроцесс решения задачи, то диалоговыйрежим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательностиопераций обработки данных (если она не обусловлена предметнойтехнологией).

Наши рекомендации