Разработка технологического процесса монтажа механизма.
На судостроительные предприятия ДВС поступают как в разобранном состоянии, так и в сборе. До погрузки двигателя на судовой фундамент должны быть завершены следующие работы:
- сборка и сварка секций блока машинного отделения;
- испытания отсеков в районе машинного отделения (особенно в районе фундамента под двигатель);
- подготовка (обработка и окраска) фундаментов под двигатель;
- установка (предварительная или окончательная) вспомогательных механизмов, аппаратов и оборудования, погрузка которых возможна после установки дизеля.
Монтаж двигателей выполняют в такой последовательности:
- установка фундаментной рамы;
- установка картерной части;
- установка коленчатого вала и центровка дизеля;
- установка блока цилиндров;
- установка поршней и сборка кривошипно-шатунного механизма;
- установка цилиндровых крышек в сборе с выпускными клапанами, форсунками и коромыслами;
- установка распределительных валов привода выпускных клапанов;
- установка топливных насосов, воздухораспределителей, турбокомпрессора;
- монтаж системы газоотвода, топливной, масляной, охлаждения и т.д.;
- крепление дизеля к судовому фундаменту.
Вследствие податливости коленчатого вала в процессе монтажа двигателя необходимо соблюдать следующие требования:
- несмотря на относительно малую жесткость, остов должен оставаться прямолинейным после установки ДВС;
- шейки вала должны плотно прилегать к рамовым подшипникам;
- должна быть обеспечена соосность двигателя и валопровода;
- нагрузка на кормовой подшипник дизеля не должна превышать допускаемого значения.
Проверку плоскостности опорной поверхности фундаментов производят с помощью линеек, проверочных или оптических приборов, соблюдая следующие допуски:
Непараллельность оси фундамента относительно теоретической оси валопровода (в горизонтальной плоскости)………….. не более 1 мм на 1 м длины фундамента
Непараллельность опорной поверхности фундамента теоретической оси валопровода (в вертикальной плоскости) ………….. не более 1 мм на 1 м длины фундамента
Допускаемые отклонения:
От теоретической оси до опорной поверхности фундамента по высоте 10÷3 мм
От поперечной переборки до фундамента ± 10 мм
Уклон опорной поверхности фундамента в поперечном направлении … не более 1: 300
Обработанная поверхность фундамента должна иметь не менее 15 равномерно расположенных пятен на площади 100×100 мм.
Монтаж дизеля начинают с погрузки (по специально разработанной схеме) и установки фундаментной рамы, базами для которой являются теоретическая ось валопровода, нанесенная на носовой и кормовой переборках, и ось последнего цилиндра. После погрузки фундаментной рамы и укладки коленчатого вала раму перемещают в поперечном и осевом направлениях до совпадения ее оси с осью валопровода, при этом смещение не должно быть более 0,1 мм, а излом – 0,15 мм/м. Выравнивание производят с помощью отжимных болтов, боковых упоров и домкратов. Наклон рамы с борта на борт не должен превышать 1 мм/м, а неплоскостность ее опорной поверхности- 0,2-0,3 мм.
Замеры раскепов в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной) выполняют после затяжки анкерных связей, окончательного крепления дизеля к фундаменту и присоединения валопровода. Допустимые значения раскепов в зависимости от типа двигателя составляют 0,1-0,18 мм.
До спуска судна на воду необходимо предварительно прицентровать двигатель к валопроводу, соблюдая допуски: на смещение 0,1 мм, на излом 0,1 мм/м. Допуски на центровку фланцев двигателя и валопровода должны быть: на смещение 0,03 мм, на излом 0,05 мм/м. Центровку выполняют с помощью стрел. Измерение зазоров производят в четырех положениях вала: при 0; 90; 180 и 270 ̊. Изломы и смещения осей валов, определяемые по зазорам а1 и а2 ; b1 и b2 не должны превышать соответственно 0,15 мм/м и 0,7 мм. По окончании центровки раскеп кривошипа кормового цилиндра не должен измениться более чем на 0,05 мм.
Заключительной операцией монтажа двигателя является его окончательное крепление к судовому фундаменту с помощью клиньев из стали Ст 3. При высоте клиньев более 25 мм допускается их изготовление из чугуна СЧ 18-36. Припуск на окончательную обработку клина – 0,1 мм при шероховатости рабочих поверхностей не грубее 5-го класса, причем допуск на длину и ширину составляет ±5 мм.
Таблица №1 Технологический процесс монтажа.
№ | Содержание операции | Инструменты и приспособления | Требования |
Подготовка монтажных баз | |||
Установить мишени, что материализуют положение пазовых точек оси валопровода | Шергер, мишени, шланговый уровень, рулетка | Мишени установить с точностью ± 1 мм от базовых плоскостей суда | |
Проверить положение опорных поверхностей под фундаментную раму дизеля | Струна с натяжным устройством, стальная рулетка | — | |
Зачистить фундамент от ржавчины, окалины и других включений | Пневматическая машина со шлифовальним кругом | Зачистка к металлическому блеску | |
Визуально проверить наличие разметочных черточек на фундаменте | — | Установочная черточка – параллельная плоскости мидельшпангоута | |
Расконсервировать опорную поверхность двигателя | Ветошь, керосин | Опорная поверхность остова должна быть без повреждений | |
Снять упорный вал | Гаечные ключи | ||
Выполнить спаривание упорного вала и промежуточного вала валопровода | І.ч.т. | Фланцы должны быть развернуты относительно друг друга так, чтобы места с максимальным торцевым боем располагались через 180° | |
Развернуть фланцы относительно друг друга на 180° | |||
Устранить торцевой бой | Фиксирующая шайба | ||
Стянуть фланцы временными болтами, обработать отверстия обоих фланцев | Гаечные ключи | ||
Погрузить упорный вал на двигатель | Кран | ||
Соединить упорный и коленчатый вал | Ключи | ||
Нагрузка | |||
Установить деревянные подкладки | |||
Установить отжимные приспособления | Ключи | — | |
Снять детали и арматуру, что мешают погрузке | Гаечные ключи | — | |
Расконсервировать опорные поверхности и исходный фланец двигателя. Проверить их состояние. | Ветошь, керосин | Опорная поверхность должна быть чистой, без механических повреждений | |
Погрузить двигатель | Кран, гаечные ключи | погрузку выполнять такелажникам под наблюдением мастера монтажных работ | |
Установить детали и арматуру, снятые при нагрузке | Гаечные ключи | — | |
Базирование ГД | |||
Поднять двигатель, установить его соответственно координатам чертежа | Гидропакет, отжимные приспособления | — | |
Нагрузить корпус судна нагрузками, что имитируют поддержку судна на воде | Специальные приспособления | — | |
Установить кронштейн и прибор для центрирования двигателя по теоретической осе | Гаечные ключи | — | |
Установить вспомогательные мишени так, чтобы их перекестия совпадали с перекрестиями прибора | Гаечные ключи | Погрешность не должна превышать толщину линии мишени | |
Отцентровать прибор по оси вращения вала двигателя в верт. и гор. положении. | Прибор для центрования | — | |
Проверить центровку ГД по теоретической осе | Нивелир, штихмасс | — | |
Проверить не плоскость рамы двигателя | Оптический уровень | Допускаеми отклонения устанавливаются предприятием-поставщиком | |
Проверить раскепы кривошипов коленвала и привести их в соответствие с техническими нормами | Роскепник | Допуск [0,1 – 0,12мм] | |
Определить толщину подкладок и вложить их | Метр стальной | ||
Крепление двигателя на фундаменте | |||
Снять отжимные приспособления | Гаечные ключи | Отвернуть болты через 24 ч. (t>16 °C) после установления подкладок на место | |
Через отверстия в фундаментной раме сделать сверление отверстий в судовом фундаменте и расточить их | Сверлильная машина УСМ-50 | — | |
Завести шпильки с самоустанавливающими шайбами и гайками | — | — | |
Установить удлинительные втулки | — | — | |
Установить круглые гайки | — | — | |
Обжать шпильки | Гидродомкрат, щуп | Щуп 0,05 мм не должен проходить под гайку болта | |
Проверить центрование деталей движения | |||
Проверить зазор между поршнем и втулкой цилиндра | Приспособление для дистанционного определения радиальных зазоров | ||
Проверить зазор между крейцкопфом и направляющими | Приспособление для дистанционного определения радиальных зазоров | ||
Проверить затягивание анкерных связей и затянуть на одинаковую величину | Гидродомкрат | — | |
Технический контроль | |||
Правильность положения двигателя на судне | |||
Качество узлов крепления | — | ||
Отсутствие деформаций двигателя | Значение реперних ординат и роскепов должны быть в допустимых границах | ||
Сдать монтаж главного двигателя ОТК и представителю Регистра | — | ||
Окрашивание | |||
Окрасить крепление, компенсирующие звенья свинцовым суриком | Мерные емкости, кисть | — |