Создание единого художественного образа
Художественный одраз- форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понимания сущности Xудожественный ообраз является марксистско-ленинская теория отражения. В художественный образ осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем ее эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Xудожественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой художественный образ связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства посредством системы художественный образ проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.
Технологическая часть
Подготовка волос клиента
Подготовка рабочего места. От подготовки рабочего места мастера зависит производительность труда, качество работ, культура обслуживания посетителей. Поэтому при подготовке к работе необходимо убедиться в наличии нужных инструментов; разложить их в определенном порядке; проверить исправность аппаратуры; наличие чистого белья, горячей воды и дезинфицирующего раствора, парфюмерии и химикатов; продезинфицировать требуемый инструмент; проверить остроту режущего инструмента и при необходимости заменить вставные лезвия бритв.
В жаркое время года при использовании вентилятора отрегулировать силу и направление воздушной струи так, чтобы она не мешала работе.
В настоящее время рабочие места парикмахеров выполнены в стандартной модификации (в некоторых мастерских с определенными отклонениями). Поэтому основной инструмент мастера располагается на туалете. От того, как часто применяется инструмент, зависит и его расположение. Под рукой, т. е. справа на туалете, располагаются наиболее употребляемые инструменты. Поскольку инструменты мужского и дамского мастера существенно отличаются, как и виды выполняемых работ, то и их расположение не идентично.
Весь инструмент мужского мастера вполне умещается на туалете. Инструмент дамского парикмахера более обширен, громоздок и поэтому требует дополнительной площади. Размещение его в тумбочках и ящиках связано с неудобствами. Поэтому целесообразно иметь передвижные столики. Устройство их позволяет размещать на нескольких уровнях пластмассовые сетчатые коробки с необходимым набором инструментов и приспособлений. На туалетном столике должны располагаться только следующие принадлежности: спиртовка, дезинфицирующий раствор, вата (в ватнице), перекись водорода (во флаконе), туалетная вода (одеколон), пудра и шампунь. Если в парикмахерской имеются раковины для мытья головы, встроенные в туалет, то на каждой из них должно быть туалетное мыло. Мастер обязан вымыть руки перед обслуживанием клиента в его присутствии.
Правила и очередность приема посетителей. Анализ работы парикмахерских показывает, что плохая организация приема посетителей приводит к ряду недочетов, отрицательно влияющих на общий микроклимат в парикмахерской, взаимоотношения мастеров и клиентов, на качество работы, ритмичность и загрузку в течение всего рабочего дня.
Работа парикмахеров должна быть организована с учетом максимального удовлетворения потребностей как клиента, так и мастера. Для этого необходимо организовать предварительную запись к мастеру (главным образом в женском зале) в удобное для клиента время (запись координирует мастер). Для обслуживания по предварительной записи в парикмахерской выделяется примерно 60% работников, а 40% осуществляют обслуживание ЖИЕОЙ очереди, т. е. клиентов, по разным причинам не пользующихся услугами в порядке предварительной записи. В больших дамских салонах за очередностью обязан следить администратор. Он учитывает при этом виды выполняемых работ, их сложность и стоимость. Необходимо, чтобы более сложные работы (завивки, окраски) выполнялись в порядке очередности всеми мастерами, для чего вводится журнал. В нем фиксируется сменная выработка мастеров, выполняющих сложные операции.
В мужских залах предварительная запись не исключается, но используется реже, так как продолжительность обслуживания клиента здесь значительно короче и колеблется в среднем около 15 - 20 мин.
Ответственность мастера за качество обслуживания. Мастер несет непосредственную ответственность за культурное и качественное обслуживание клиента. Условием успеха в этом деле является проявление профессионального мастерства, создание благоприятной обстановки и умение дать четкую и исчерпывающую информацию. Внешний вид мастера, наличие необходимого ассортимента инструментов, соблюдение санитарных норм и производственной этики убеждают клиента в том, что работы будут выполнены хорошо.
Вышеизложенные условия могут сформироваться только в том случае, если мастер прошел необходимый курс обучения, обладает хорошо развитым вкусом и чувством меры.
Учитывая изменчивость моды и разнообразие форм причесок, вызванных индивидуальностями клиентуры, мастер должен следить за информационной литературой, быть пропагандистом современной моды и воспитателем эстетического вкуса клиенток. Важно, чтобы познания мастера были разносторонними и не ограничивались каким-либо одним видом работ. Он должен в совершенстве выполнять все виды стрижек, причесок из длинных и коротких волос, окраску волос, термическую и химическую завивку по совершенной технологии.
Ответственность мастера за качество обслуживания включает в себя и ответственность за состояние рабочего места, инструмента и парикмахерского белья.
Большое значение для хорошей работы парикмахерской имеет правильная организация оплаты услуг.
В настоящее время существует два вида - предварительная и оплата после выполнения работы.
Предварительная оплата производится только в дамских залах. Клиентка оговаривает в кассе требуемый перечень услуг, оплачивает их и с чеком идет к мастеру. Он записывает в рабочую карточку виды работы, сумму денег, номер чека и приступает к обслуживанию клиента. Чек должен находиться у клиентки до конца обслуживания.
Оплата после выполнения работы производится преимущественно в мужских залах. В этом случае мастер имеет возможность убедить клиента в необходимости выполнения добавочных процедур, например, таких, как мытье волос, профилактическое лечение волос и кожного покрова головы, применение одеколона лучших сортов и прочее. Это, с одной стороны, приносит клиенту пользу, а с другой - способствует выполнению производственного плана.
После обслуживания клиента мастер записывает в рабочий лист перечень выполненных работ с указанием общей суммы. Оплату клиент производит через кассу, а рабочий лист возвращает мастеру.
Предварительная оплата имеет существенный недостаток, так как клиент оговаривает лишь основной вид работы (стрижка, завивка и т. д.) и оплачивает только его. Если потребуются добавочные работы, клиенту приходится производить доплату, но чаще всего он просто отказывается от дополнительных услуг. Кроме того, предварительная оплата отнимает у мастера определенное время на оформление рабочего листа, где необходимо, кроме перечисленных услуг, произвести запись номера чека, доплату и т. д.
Имеет свои недостатки и второй вид оплаты услуг - клиент должен идти в кассу с рабочим листом, а после оплаты относить его мастеру.
В последние годы заметно прогрессирует метод оплаты услуг, построенный на взаимном доверии, т. е. работа по договору. Клиент согласно прейскуранту рассчитывается непосредственно с мастером. Отпадает необходимость ведения рабочего листа, значительно экономится время мастера, упраздняется должность кассира, облегчаются расчетные операции в бухгалтерии, а главное - такой метод больше удовлетворяет клиента. Все расчетные операции сводятся к получению денег от клиента с последующей сдачей их в конце смены бригадиру или заведующему.
Для учета работы в парикмахерской имеется график, в котором отмечается доводимый мастеру план и его выполнение по дням. Это дает парикмахеру возможность контролировать и корректировать выполнение производственного плана.
Применение парикмахерского белья. Белье используется в целях предохранения одежды клиентов от загрязнения, связанного со спецификой работы парикмахера. Пеньюар (простыню) используют всегда в комплекте с салфеткой. Сначала шею и воротник одежды покрывают салфеткой, затем берут пеньюар и закрывают им клиента до подбородка. Перейдя за спинку кресла, мастер закладывает концы пеньюара слева направо так, чтобы левый конец был несколько выше, а правый прижимал левый к шее. Свободный правый конец закладывается за левый (сверху). При этом пеньюар не должен туго стягивать шею и не образовывать грубых складок в месте закрепления.
Пеньюар закрепляется так, чтобы оставался свободным верхний край салфетки, лежащей внизу. Впоследствии этот край отворачивается назад и закрывает собой концы закрепленного пеньюара. После этого шею слегка припудривают и между ней и салфеткой прокладывают тонкий слой ваты. Это предохраняет клиента от попадания срезанных при стрижке волос за ворот рубахи и облегчает удаление их с кожного покрова шеи. Удаление производится только чистой салфеткой.
При выполнении стрижки бритвой (на мокрых волосах) припудривание шеи не производится. При укладке волос феном в мужском зале пеньюар снимают и на плечи клиента кладут чистое полотенце.
При бритье мастер использует только салфетки. Одной покрывается подголовник кресла, а второй оборачивается шея клиента. Края ее закладываются за воротник рубашки. Салфетку кладут с правой стороны шеи, затем у середины ее перегибают под углом 90° и располагают с левой стороны.
При окраске коротких волос в дамском зале на плечи клиентки дополнительно кладется полотенце, которое сверху покрывается полиэтиленовой косынкой для предохранения парикмахерского белья от краски. Длинные волосы красят с помощью "крыла".
Полотенца в дамском зале используются преимущественно тогда, когда работа связана с мытьем головы (окраска, завивка, укладка и т. д.). Более практичными являются вафельные полотенца, так как с махровых трудно удалять срезанные волосы.
Выполняя причесывание сухих волос, мастер покрывает плечи клиентки легкой пелеринкой из синтетической ткани. С кожей пелерина не соприкасается и может применяться неоднократно, к тому же она создает определенные удобства для парикмахера.
В подготовительные работы входит довольно разнообразный перечень операций; например, если стрижка, бритье и выполнение прически требуют минимума вспомогательных операций, то для выполнения завивки, окраски, профилактического лечения волос необходимо значительное время. Надо правильно приготовить раствор, определить группу волос, их структуру, сделать пробу на чувствительность.
Расчесывание и вычесывание волос. Терминология парикмахерского дела требует конкретного определения отдельных операций по обработке волос. Необходимо отличать расчесывание от вычесывания, так как назначение этих операций различно.
Расчесывание - первичная стадия любых операций, связанных с обработкой волос и входит в подготовительные работы. Оно означает распутывание их и придание им взаимно параллельного положения. Процесс расчесывания надо выполнять по направлению роста волос, что в значительной мере облегчает устранение спутанности волос. Плохо расчесанные волосы затрудняют выполнение последующих операций - накрутку на бигуди, на коклюшки, распределение на пряди для окраски.
Расчесывание надо производить расческой с редкими зубьями. Хорошо выполнять ее массажной щеткой. Амортизационная резиновая подушка в ней позволяет производить расчесывание безболезненно. Мокрые и тонкие волосы (после мытья) лучше расчесывать прядями. Перед этим целесообразно слегка смазать их эмульсией типа "Лонда-витал". Волосы, окрашенные с применением пергидроля или завитые продолжительной завивкой, легче расчесываются, если после мытья ополоснуть их мягкой водой.
Если волосы не моются, их перед накруткой на бигуди смачивают водой или специальным раствором из пульверизатора или ватным тампоном, чтобы не нарушать параллельности волос, достигнутой расчесыванием, и не усложнять себе работу.
Расчесывание сильно спутанных длинных волос облегчается, если их предварительно разделить на участки - сначала на прямой пробор, а затем на пробор от уха до уха через макушку. В дальнейшем участки делят на пряди. Чем сильнее спутаны волосы, тем меньшие пряди берутся для расчесывания.
Вычесывание предназначается для того, чтобы придать прическе пышность и естественный вид. Вычесывание выполняется после сушки и снятия бигуди. Производится оно расческой и щеткой. При этом надо соблюдать направление движения расчески и щетки (согласно накрутке бигуди, чтобы не нарушать формы и линии задуманной прически. Хорошие результаты получаются при работе щеткой со щетиной.
Мытье головы (рис.24). Этот процесс в работе парикмахера должен рассматриваться в общей связи с технологией последующих операций, а не только как удаление грязи с поверхности волос и кожи головы. Таким образом, кроме этой, ОСНОЕНОЙ цели, мытье головы уничтожает остатки Рис.24
предыдущей прически и подготавливает внешний слой волос для последующих операций (завивки, окраски и т. д.).
Фактором, определяющим состояние волос после мытья, является качество воды и мыла. Известно, что в воде растворены соли кальция, магния, железа и т. д. Большая концентрация их делает ее жесткой. После мытья такой водой кожа и волосы становятся шероховатыми, В жесткой воде плохо мылится мыло, образуются нерастворимые соединения с солями кальция, магния и т. д. От оседания их на поверхности волос последние тускнеют и трудно расчесываются.
Жесткую воду можно сделать мягкой. Для этой цели в нее добавляют буру (1/2 чайной ложки на 1 л воды), питьевую соду (1/2 чайной ложки на 1 л воды), глицерин, лимонную или уксусную кислоту. Длительное кипячение разлагает бикарбонат кальция, в результате чего вода становится мягкой и хорошо промывает волосы.
В настоящее время широко используются моющие синтетические средства. Они не только хорошо очищают кожу, но и обладают бактерицидным свойством. При употреблении бесщелочных шампуней нет необходимости смягчать воду. Процесс споласкивания волос производится без кислотных добавок.
Заключительные работы. Перечень заключительных работ во всех случаях определяется конечными операциями, не связанными с основным технологическим процессом. Это значит, что мастер, обслужив клиента, выполняет вспомогательные операции: очищает его лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снимает пеньюар, предоставляет клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, рассчитаться за услугу. Затем мастер благодарит его за посещение и приступает к уборке рабочего места. После наведения должного порядка мастер приглашает пройти следующего посетителя.
Подготовка клиента. Во первых поздороваться с клиентом и представиться самой, потом проводить его до своего рабочего места надеть воротничок и пеньюар на клиента и узнать у клиента его желание по поводу стрижки и окраски волос.Дать свои рекомендации по типу лица клиента, той или иной стрижки и окрашиванию волос.Смазываем краевую линию роста волос защитным кремом.