Восстановление деталей электролитическим наращиванием.
Электролитическое наращивание металла основано на явлениях электролиза и применяется в настоящее время для восстановления размеров изношенных поверхностей деталей, повышения их износостойкости, а также в качестве декоративной отделки металлических изделий.
К гальваническим способам нанесения покрытия наращиванием относят хромирование, никелирование, осталивание, меднение, цинкование. Наиболее распространенными методами, позволяющими получить покрытия нужной толщины, достаточной прочности и износостойкости, являются хромирование, осталивание и меднение.
Подготовка деталей к гальваническому покрытию заключается в обработке с целью получения правильности геометрических форм и необходимой шероховатости поверхности, с последующим обезжириванием деталей перед загрузкой в ванну гальванопокрытия. Обезжиривание поверхностей производят в электролитических ваннах со щелочными электролитами в течение 2-4 мин, после чего деталь промывают в горячей и холодной проточной воде. Последняя операция подготовки к покрытию — декапирование, т. е. удаление окислительной пленки с поверхности детали травлением в 2-3%-ном растворе серной кислоты.
Использование эпоксидных составов и пластмасс при судоремонте
Удачное сочетание механических, физических, химических и других свойств эпоксидных составов позволяет широко применять их при ремонте в качестве покрытий, клеящих материалов, для заделки раковин, трещин, устранения протечек и др.
Для восстановления деталей, склеивания и исправления дефектов применяют состав, приготовленный из эпоксидных смол ЭД-5, ЭД-6 или их заменителя Э-40, состоящий из следующих компонентов:
- эпоксидные смолы ЭД-5, ЭД-6 или Э-40 (основа клея);
- отвердители, вызывающие затвердение эпоксидных смол;
- наполнители (бронзовые, стальные, чугунные и другие порошки), повышающие прочность места склеивания на сжатие и стойкость к изменениям температур;
- пластификаторы, улучшающие механические свойства затвердевшей смолы.
При исправлении или склеивании производят предварительную подготовку дефектных деталей. Дефектные участки и склеиваемые поверхности очищают от ржавчины, окалины и грязи; чистота поверхности должна соответствовать 6-му классу. После очистки поверхности обезжиривают бензином, ацетоном, растворителем Р-4 или другим и просушивают прогревом или на воздухе. При небольших размерах дефектов (трещины, поры, раковины до 1 мм) обязателен подогрев дефектных мест до 60—80° С.
Непосредственно перед использованием в смесь добавляют отвердитель и перемешивают в течение 2-3 мин.
Технология ремонта и склеивания определяется характером дефекта и его величиной. Для устранения дефектов больших размеров применяют высоковязкую пасту. Для удаления тонких трещин используют смесь без добавки наполнителя. Смесь наносят под давлением или с обратной стороны дефектной стенки создают вакуум.
ЛЕКЦИЯ № 10
Способы повышения износостойкости
И долговечности деталей
Важнейшим фактором, определяющим срок службы и износостойкость деталей механизмов, является физическое состояние их поверхностного слоя, зависящее от физико-механических свойств материала, шероховатости поверхности, способов обработки и нанесения покрытий.
Точностью обработки называют степень соответствия геометрической формы и размеров изготовленной детали геометрической форме и размерам, указанным в чертеже. В результате нарушения технологического процесса при обработке деталей и их износа при эксплуатации возможны искажения геометрических поверхностей. В поперечном сечении могут возникать овальность (эллиптичность) — отклонение, при котором диаметры в поперечном сечении в различных направлениях неодинаковы, и огранность - многогранное сечение, контур которого вписывается в окружность. В продольном сечении могут быть бочкообразность - непрямолинейность образующих, при которой диаметры поперечных сечений возрастают от краев к середине; вогнутость - непрямолинейность образующих, при которой диаметры поперечного сечения увеличиваются от середины к краям; и конусность - непараллельность образующих в продольном сечении. Чтобы оценивать величину. допустимых отклонений, ГОСТ устанавливает 11 классов точности.
1-й класс характеризует обработку деталей измерительного инструмента, топливной аппаратуры и др.; 2-й класс - обработку шеек валов, деталей топливных и масляных насосов; 3-й класс - обработку рабочих поверхностей втулок цилиндров и поршней; 4-й класс - обработку деталей двигателей и вспомогательных механизмов. Остальные классы определяют более грубую обработку.
Шероховатость (чистоту обработки) поверхности характеризуют 14 классами, которые разделены на три группы. Первая группа: 1-4-й классы (грубо обработанные поверхности); вторая группа: 5-12-й классы; третья группа: 13-14-й классы.
Чтобы повысить точность и улучшить шероховатость деталей судовых механизмов, применяют различные способы тонкой и доводочной обработки. К ним относят тонкое точение, тонкое шлифование, хонингование, отделочное шлифование (суперфиниш), притирку и другие.
Высокоточным процессом отделки поверхностей является притирка. Она позволяет получить чистоту поверхности от 11 до 14-го класса и точность выше 1-го класса. Притирку производят вручную на плоских притирах (плитах, дисках и т. п.) или на станке с закреплением притира в цанговом патроне, навернутом на шпиндель станка. Притиры изготовляют в виде пробок, разрезных колец или брусков. Перечисленные методы обеспечивают получение точных размеров деталей и высокое качество обработки сопрягаемых поверхностей, повышая их износостойкость и долговечность.
Основные причины сокращения эксплуатационного срока и долговечности деталей машин - износ поверхности и коррозия металла. Для повышения сопротивляемости деталей износу необходимо, чтобы их поверхностный слой был прочным, хорошо противостоял усталостным напряжениям, отличался способностью хорошо удерживать смазку, а также чтобы обеспечено было наивыгоднейшее соотношение твердости поверхностей сопрягаемых трущихся пар.
Для упрочнения и повышения износостойкости деталей судовых механизмов применяют следующие методы обработки:
- механический - получение поверхностного наклепа специальными инструментами (обработка наружных и внутренних поверхностей деталей шариками или роликами, вставленными в специальные оправки; дробеструйный метод и т. д.);
- термический и химико-термический — обычная закалка изакалка токами высокой частоты (т. в. ч.), отпуск, отжиг, нормализация, цементация, обработка деталей холодом и др.;
- гальванический - нанесение тонкого слоя более прочного металла на поверхность детали электролизом.
Для предохранения металла деталей от коррозии применяют металлические и неметаллические покрытия. Металлические покрытия — защита детали от коррозии нанесением тонкого слоя металла, стойкого к воздействию данной эксплуатационной среды. Неметаллические покрытия — краски, лаки, смазка, эмали, смолы, резина, пластмассы и т. д. Выбор вида неметаллического покрытия поверхности детали зависит от условий ее эксплуатации в узле, узла в механизме, а также от характера воздействия окружающей среды.
ЛЕКЦИЯ №11