Поточные методы постройки судов.

Требования повышения производительности труда и сокращения сроков строительства судов обусловливают необходимость улучшения организации производ­ства в судостроении и развития его технологии.

Основой для улучшения организации всех видов работ судо­строительной верфи, в том числе и судомонтажных, при серийной постройке судов является применение поточных методов производ­ства со специализацией рабочих участков и бригад. Если приме­няется секционно-блочная постройка, то поточность достигают перемещением судна по позициям на специальных тележках. На каждой позиции специализированные бригады выполняют строго определенный объем работ, после окончания которых судно или блок передвигают на следующую позицию. С последний позиции блок передвигается на стапельное место или на склад хранения, а. судно с его последней позиции спускают на воду.

Такой метод называют поточно-позиционным. Он широко при­меняется при серийной постройке мелких и средних судов.

Если производится серийная постройка крупных - и средних судов, что обусловлено наличием стапельных мест на заводе, которые перемещать по позициям невозможно, применяют поточно-бригад­ный методпостройки. Он состоит в том, что специализированные рабочие бригады после выполнения закрепленного за ними опреде­ленного объема работ переходят с одного судна на другое. Однако этот способ не позволяет четко разграничить окончание работы одной бригады и начало работы другой, а также обеспечить бригаде постоянные рабочие места; это является недостатками данного способа.

Поточные методы постройки судов. - student2.ru

Рис. 1. Схема формирования корпуса: пирамидальным (а) и остров­ным (б) способом

I, II, III, IV, - пирамиды; VI - носовой остров; VII - кормовой остров; VIII - забойные секции

Поточные методы постройки судов. - student2.ru

Рис. 1.2. Схема формирования корпуса блочным спо­собом I, II, III, IV -блоки

ЛЕКЦИЯ №4

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА

1. Разработка технологической документации для планирования

и подготовки производства

Судомонтажные, как и все другие судовые работы, проходят технологическую подготовку. Задача технологической подготовки производства сводится к своевременной и полной разработке тех­нологической документации, а также к проектированию и изготовле­нию технологической оснастки.

Разработка технологической документации для строительства новых судов производится в два этапа: в ЦКБ (Центральное кон­структорское бюро) с участием технологов судостроительного завода на стадии разработки технического проекта судна и на заводе по мере выпуска рабочих чертежей.

На стадии технического проектирования разрабатывают основные положения по технологии постройки судна, которые определяют: метод постройки корпуса и разбивку его на секции и блоки; раз­бивку на технологические этапы и комплекты; составление ведомости кооперированных поставок и вновь проектируемых механизмов и оборудования; перечень механизмов, поставляемых в агрегатированном виде; проектные нормы расхода материалов и полуфабрика­тов; схемы или способы погрузки и выгрузки (при ремонте) меха­низмов и др.

В период выпуска рабочих чертежей технологи завода, исходя из производственных возможностей и специализации цехов, распре­деляют работы между ними, устанавливая в производственных на­рядах на работу или других документах перечень и последователь­ность операций, их трудоемкость. Определяют также удельное зна­чение (долю участия) каждого цеха в общем объеме работ по судну.

Для управления, планирования и организации производства отдел главного технолога завода разрабатывает ряд графиков, основные из которых — технологический, генеральный и график подго­товки производства.

Технологический график — основной документ, определяющий все этапы строительства судна. Он содержит общие указания по строи­тельству судна, схему разбивки корпуса на секции, рабочую схему формирования корпуса, таблицу удельных значений и распределения трудоемкости между цехами, перечень работ по этапам постройки, таблицу участия в постройке рабочих по цехам и специальностям, ведомость контрагентских поставок комплектующего оборудования, таблицу платежных этапов.

Генеральный график постройки составляют для головного судна, когда его строительство связано с большой организационно-техни­ческой подготовкой. В нем укрупненно определяют все основные этапы, мероприятия и сроки подготовки и постройки судна. Назначают сроки конструкторской, технологической и организационно-технической подготовки производства, а также сроки обеспечения материалами и комплектующим оборудованием. Генеральный график определяет сроки закладки судна, спуска на воду, испытания и сдачи его заказчику.

График подготовки производства разрабатывается тогда, когда судостроительному заводу поручено строительство новой серии судов. В графике перечисляют следующие этапы подготовки произ­водства:

- конструкторский — определение сроков поставки технической документации и рабочих чертежей;

- технологический — разработка технологической документа­ции, освоение новых видов оснастки, приспособлений, инструмента;

- опытные работы - отработка отдельных головных образцов оборудования, механизмов, арматуры;

- макетирование — изготовление в натурном виде или масштабе отсеков, наиболее насыщенных механизмами и трубопроводами;

- материально-техническая подготовка — установление номен­клатуры, сроков поставок материалов и оборудования;

- организационно-технический — создание новых участков про­изводства, подготовка стапелей и мест стоянки судна на плаву;

- строительство и ввод в эксплуатацию новых производствен­ных мощностей, новых зданий и сооружений, нового кранового оборудования и транспортных средств, технологического оборудо­вания для новых производственных участков и др.

2. Основные виды технологической планово-учетной документации, применяемой в судостроении и судоремонте

В ходе планово-технологической подготовки на основании нормативных документов или инструкций разрабатываются типовые технологические процессы для таких видов работ, как изготовление труб для различных систем, монтаж арматуры и приводов к ней, монтаж систем и трубопроводов, вспомогательных механизмов и др.

Работа каждого предприятия характеризуется производственным процессом, охватывающим как методы изготовления и обработки, сборки и монтажа механизмов, так и методы контроля качества, транспортировку материалов и изделий, хранение продукции, опе­рации по кооперированным поставкам и т. д. Частью производствен­ного процесса, непосредственно связанной с изменением свойств ма­териалов, формы и размеров деталей и их взаимного расположения, является технологический процесс.

В технологическом процессе подробно перечисляют операции и последовательность их выполнения, указывают пооперационную трудоемкость, технологическую оснастку, а также требования, предъявляемые к качеству выполнения отдельных операций и к мон­тажу механического оборудования в целом.

Технологический процесс монтажа должен удовлетворять тре­бованиям новой техники по механизации трудоемких операций. Однако при механизации технологического процесса следует всегда исходить из экономической целесообразности. Предусматривая тех­нологическую оснастку в проектируемом технологическом процессе, нужно учитывать ее стоимость и окупаемость.

Четкая система производственного планирования и учета, а также материально-технического снабжения при серийной постройке судов достигается созданием необходимой планово-учетной документации, к которой относятся: таблица платежных этапов, ведомости техно­логических комплектов, комплектации изделий для цехов верфи, изделий, поставляемых цехами машиностроения, подетальных норм, специфицированных норм расхода материалов, график поставки контрагентского оборудования.

Применяемая в настоящее время конструкторско-технологическая и планово-учетная документация при ремонте серийных судов весьма разнообразна и многочисленна; на каждом судоремонтном заводе разрабатывается документация применительно к конкретным условиям. Основная рабочая документация — это типовая ремонтная ведомость (ТРВ), ведомость специфицированных норм расхода мате­риалов и ведомость комплекта поставляемых, изделий.

Типовая ремонтная ведомость разрабатывается заблаговременно до постановки судна в ремонт. Основанием для разработки ТРВ служат ремонтные ведомости заказчика, опыт предыдущих ремонтов, изучение износов машин и механизмов и судна в целом. Обычно ТРВ содержит номер технологического комплекта, номер сборочного или монтажного чертежа или технических условий (ТУ); перечень работ по механизму (по отдельным его узлам). В ведомости указывают также цех-исполнитель, специальность рабочих, трудоемкость, рас­ценки, марку, размеры, единицу измерения и количество материала.

Ведомость специфицированных норм расхода материалов состав­ляется на основании ТРВ для каждого вида ремонта по каждому механизму и содержит подробную характеристику потребного ма­териала, общую норму его расхода, разбивку ее по цехам, стоимость единицы материала и общую стоимость.

Ведомость комплекта поставляемых изделий также составляется на основании ТРВ для каждого вида ремонта по каждому механизму. Она содержит название и характеристику каждого изделия, коли­чество изделий на ремонтируемую единицу, стоимость единицы изде­лия и общую, указания завода-поставщика.

Все три ведомости дают возможность определить объем работ по каждому виду ремонта и заблаговременно заказать необходимые материалы, арматуру, приборы и другие изделия для ремонта меха­низма.

ЛЕКЦИЯ №5

Наши рекомендации