Этапы профориентации, реализуемые в процессе трудового обучения и воспитания
Профориентационная работа на уроках трудового обучения включает несколько этапов: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию.
На уроке трудового обучения важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение, которое определяется, согласно Н. С. Салимовой, как сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их назначении, потребностях в кадрах, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [39, с. 68].
Работа по профпросвещению на уроке трудового обучения включает: профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только на уроках трудового обучения, но и вне школы. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть весьма искажены. В связи с этим, перед учителем трудового обучения, как и перед всей школой, стоит довольно сложная задача — сформировать правильное представление о профессиях у учащихся. Решить данную задачу, на наш взгляд, учитель трудового обучения может с помощью пропаганды профессий на уроках трудового и технологического обучения.
Профпросвещение на уроках трудового обучения может реализовываться через изложение теоретического материала: при выполнении практических заданий и во время лабораторных занятий, в процессе написания рефератов, выполнения проектов в процессе проведения производственных экскурсий [31, с. 10].
Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении учащихся, так как реализуется при выполнении практических работ по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Эти сведения учащимся на уроке трудового обучения можно сообщить во время вводного, текущего или заключительного инструктажа.
Большая роль в профпросвещении принадлежит внеклассной работе и различным внеурочным мероприятиям. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с научными основами техники и технологиями производства, с профессиями. В процессе внеклассной работы, участвуя в трудовой деятельности, кружках, учащиеся подробнее и ближе познают мир профессии. Так как внеурочная работа организуется в соответствии с интересами учеников [39, с. 77].
При организации профпросвещения целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы современным требованиям, потребностям рынка и было бы обусловлено интересами учащихся. В таком случае кружок может служить целям профпросвещения, а учащиеся получат в этих условиях необходимые сведения о характере соответствующих профессий и смогут потом пойти работать по этим специальностям.
На занятиях кружков по трудовому обучению учащихся полезно знакомить со средними профтехучилищами, средними специальными и высшими учебными заведениями. В целях профпросвещения, кроме того, можно использовать такие мероприятия, как профессиографические экскурсии [17], профориентационное краеведение, встречи со специалистами. На уроках трудового обучения учащиеся овладевают теоретическими знаниями о профессиях и требованиях, которые они предъявляют к человеку, а также приобретают общетрудовые и специальные умения и навыки. В результате такой деятельности, учащиеся проходят своеобразную «пробу» сил. Вплотную сталкиваясь с конкретным трудом, они боле самостоятельно смогут сделать вывод о возможности выбора своей профессии [24, с. 196].
При планировании работы по профпросвещению необходимо исходить из содержания учебной программы по трудовому обучению. План работы учитель трудового обучения составляет совместно с группой наиболее инициативных и способных учащихся.
Целесообразно в плане работы по профпросвещению предусмотреть проведение теоретических конференций по вопросам организации труда на производстве. На них можно заслушать и обсудить рефераты о профессиях, о развитии отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания, о местных предприятиях. Это будет не только интересно, но и познавательно для учащихся.
Кроме этого, учитель трудового обучения при проведении профпросвещения среди учащихся может использовать такие формы и методы работы, как беседа, встреча с представителем профессии, диспуты и тематические вечера. Данная форма проведения профпросвещения является не только интересной, но и очень познавательной для учащихся [35, с. 186].
Одной из форм профпросвещения на уроках трудового обучения являются встречи с представителями различных профессий. На встречу с учащимися необходимо приглашать такого человека, который мог бы интересно и содержательно рассказать о своей профессии, смог бы увлечь учащихся. На следующий день полезно побеседовать с учащимися о том, какое впечатление произвела на них встреча, выяснить их отношение к этой встрече. Такое подведение итогов способствует осознанию важности понимания данной профессии самими учащимися и дает возможность выяснить профессиональные интересы учащихся.
Таким образом, организация встреч на уроке трудового обучения с представителями различных профессий способствует получению полной и объективной информации, помогающей учащимся ориентироваться в мире профессий.
Кроме этого, действенной формой профпросвещения являются диспуты и тематические вечера. Диспуты целесообразно проводить с учащимися старших классов. Их можно организовать с учениками одного, нескольких параллельных классов или в общешкольном масштабе [46, с. 50]. На диспуте учащиеся ведут откровенный разговор о своих планах на будущее, высказывают свое отношение к будущей профессии. Учитель трудового обучения в данной ситуации должен осуществлять умелое и тактичное руководство ходом диспута, чтобы учащиеся сами пришли к правильному выводу, осознали сущность рассматриваемой профессии [15, с. 92].
Тематические вечера при четкой подготовке учителем трудового обучения и умелом проведении являются интересной и действенной формой работы по профпросвещению. При этом значимы не только сами вечера, но и подготовка к ним. Так как, собирая материал, оформляя его, учащиеся глубже понимают смысл трудовой деятельности специалистов различных профессий, проникаются к ним уважением и любовью [38, с. 197].
Таким образом, профессиональное просвещение на уроке трудового обучения является важной составной частью профориентационной деятельности учителя трудового обучения, позволяющей информировать учащихся на уроках трудового обучения о разнообразии и сущности профессий. Используя адекватно подобранные формы и методы профессионального просвещения в соответствии с возрастными особенностями и индивидуально-личностными характеристиками, учитель трудового и технологического обучения способен создать условия для сознательного, самостоятельного выбора будущей профессии, а также воспитать чувство ответственности и уважения к различным профессиям.
Профессиональную консультацию Н. С. Салимова рассматривает как систему педагогических мероприятий, раскрывающих и разносторонне оценивающих способности учащихся на уроках трудового обучения [39, с. 94].
Профконсультация на уроках трудового обучения реализуется через содержание рекомендаций учащимся относительно выбора трудового пути. Местом проведения профконсультаций может быть кабинет трудового обучения или профессионально-технические учебные заведения, где учащиеся получают профессиональные знания, умения, навыки. Профконсультация учителем трудового обучения должна проводиться в индивидуальном порядке с каждым учащимся в процессе трудовой деятельности.
Содержанием профконсультаций учителя трудового обучения является выявление желаний учащихся относительно выбора той или иной профессии, ознакомление со способностями учащегося, выявление наличия или отсутствия противопоказаний для будущей работы учащегося по желаемой профессии. При этом на наш взгляд, учителю трудового обучения не следует ограничиваться рекомендациями по одной профессии. Целесообразно учителю трудового обучения предлагать учащимся список профессий, соответствующий их способностям и пожеланиям [16, с. 322].
Профконсультация осуществляется учителем трудового обучения с учащимися начиная с пятого класса. Можно предложить учащимся заполнить регистрационную карту, которая позволяет получить первые сведения об их профессиональных предпочтениях. В старших классах проводятся первичные групповые консультации, в процессе которых происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об учете интересов, типа темперамента при выборе профессии. [38, с. 96]
Смысл профконсультации заключается в том, чтобы помочь старшекласснику решить проблему выбора профессии, но не предлагать свои варианты [7, 24]. Прежде чем проводить индивидуальную профконсультацию, учитель трудового обучения может составить «Портфолио» на каждого исследуемого учащегося, чтобы более полно исследовать личностные особенности учащихся.
На наш взгляд, методика проведения профессиональных консультаций учителем трудового обучения имеет большое значение, так как на уроках трудового обучения учащиеся выполняют трудовую деятельность, знакомясь с различными профессиями. Прежде всего, профконсультацию следует рассматривать как длительный процесс. При этом учителю трудового обучения необходимо осознавать, что воздействие на учащегося должно быть тактичным, а непосредственная консультация должна проходить в доверительной обстановке.
Большие возможности для проведения профконсультаций учащихся учителем трудового обучения на массовые рабочие профессии возникают при организации общественно полезного, производительного труда. Учитель, как на уроках, так и во время учебно-производственной практики имеет возможность систематически и целенаправленно в форме советов решать многие вопросы профессиональной консультации учащихся. Этому способствуют также учебно-материальная база трудового и профессионального обучения, рабочие помещения, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по профилям трудового, профессионального обучения, школьные учебно-опытные участки, учебно-производственные объекты трудовых объединении школьников. Если эта база по содержанию приближена к передовым производствам, то учителю легче осуществлять профконсультацию, раскрывая условия профессионального труда на конкретных примерах [25, с. 140].
В процессе профконсультации может быть использована учителем трудового обучения вводная лекция, помогающая более полно раскрыть содержание профессии и приблизить учащихся к пониманию специфики той или иной профессии.
Таким образом, на уроке трудового обучения профконсультация направлена на оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии. Проведение профконсультации в индивидуальной форме помогает учителю трудового обучения более полно изучить желания учащихся и при необходимости расширить их знания о профессиях.
На наш взгляд, внеклассная и внешкольная работа по трудовому воспитанию учащихся также содержит большие возможности для организации профессиональной консультации. При этом особая роль принадлежит трудовым объединениям школьников (ученическим производственным бригадам, школьным лесничествам, отрядам и объединениям старшеклассников) [13, с. 69]. Руководители трудовых объединений с помощью наставников, врачей, родительской общественности могут консультировать учащихся по широкому кругу вопросов профессионального труда, помогая сделать выбор будущей профессии более сознательно.
В профконсультационной работе учитель трудового обучения широко может использовать профконсультационную беседу. Беседа в данной ситуации выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контролирующую и корректирующую [38, с. 100].
Рассматривая ознакомительную функцию беседы, следует подчеркнуть, что консультационная беседа — это процесс активного общения. Поэтому в процессе знакомства учителю трудового обучения необходимо показать себя человеком, заинтересованным проблемами, стоящими перед учащимися и готовым им помочь. При этом можно использовать для знакомства с консультируемым учащимся предварительно заполненную анкету. Таким образом, ознакомительная функция дает первоначальную информацию о консультируемом учащемся учителю трудового обучения, необходимую для дальнейшей работы с ним и помогающую установить доверительные отношения с учащимися. Диагностическая функция беседы связана с выявлением готовности учащегося к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. В беседе учитель трудового обучения выясняет такие вопросы: когда и как складывались профессиональные намерения (или интересы), их устойчивость, степень самостоятельности принятого решения, кто (или что) повлиял на выбор, представление о профессии, источники получения сведений о ней [27, с. 102].
Заключительная часть беседы учителя трудового обучения выполняет в основном корректирующую роль, если в этом есть необходимость, то учитель может указать на позитивные и негативные аспекты выбранной профессии лично учащемуся. При этом аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопределения учащегося [4, с. 101].
Итак,корректирующая функция помогает учащимся сделать выбор будущей профессии сознательно, исключая возможность ошибки при выборе профессии.
Таким образом, правильный выбор профессии — это необходимое условие профессионального и социального роста личности учащегося. Профконсультирование учителем трудового обучения помогает учащимся осознать соответствие выбранной профессии, вида профессионально-трудовой деятельности индивидуально-психологическим качествам.
Профессиональный отбор Н. С. Салимова рассматривает как самостоятельный выбор учащихся, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить выбранную профессию и выполнять трудовые обязанности, связанные с ней [38, с. 109].
Профотбор (подбор) на уроке трудового обучения подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности учащегося к профессии. В случае отрицательного ответа учащийся предпринимает новую попытку решения вопросов будущего трудоустройства. Организующий профотбор(подбор) учителем трудового обучения имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности учащегося, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам профессиональных учебных заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [45, с.2].
Профотбор (подбор) учителю трудового обучения рекомендуется производить совместно с психологами и медиками. Так, для определения пригодности подростка к работе наладчика станков необходимо выяснить порог зрительного различия и связь между корой больших полушарий и подкорковыми структурами, а к работе водителя или оператора — скорость сенсомоторных реакций. Все это должны определять психофизиологи труда.
На наш взгляд, важная роль в выявлении способностей школьников принадлежит учителю трудового обучения и учителям-предметникам. Учитель трудового обучения обладает огромными возможностями для осуществления профориентационной деятельности в рамках программы по трудовому обучению, так как является непосредственным наблюдателем технологического процесса. Учитель трудового обучения видит, как организует свое рабочее место каждый ученик, как выполняет практическую работу (есть ли при этом элементы творчества, рационализаторства). Наконец, учитель трудового обучения является свидетелем конкретных результатов деятельности учащихся (изготовленные ими изделия, качество выполненной работы). Все это дает возможность определить склонности к определенной профессии [26, с.10]. Так, если учитель трудового обучения видит, что ученица любит шить, вышивать, стремится сделать свои изделия как можно лучше, красивее, необходимо закреплять и развивать эти склонности. Возможно, в дальнейшем они перерастут в мастерство швеи, вышивальщицы, дизайнера. Таким образом, задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы выявлять способности учащихся и развивать их [31, с. 110].
Важное место в определении профессиональной пригодности на уроке трудового обучения занимает изучение физиологических особенностей учащихся. Учащиеся с разными физиологическими особенностями отличаются друг от друга состоянием здоровья, под которым, подразумевается отсутствие или наличие заболеваний, развитие опорно-двигательного аппарата, состояние внутренних органов, нервной и дыхательной систем, органов зрения и слуха, а также общий уровень физического развития [38, с. 112]. Эти факторы необходимо учитывать учителю трудового обучения в первую очередь, ибо именно состояние здоровья становится ограничением в выборе того или иного вида деятельности [4, с 110].
Особого подхода в проведении профотбора (подбора) требуют учащиеся с физическими и психофизиологическими ограничениями. Задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы подобрать для учащихся такой вид трудовой деятельности, который бы способствовал корригированию личности учащихся. Консультация таким учащимся должна быть дана задолго до окончания школы, чтобы они смогли подготовить себя к тому, что некоторые профессии для них не подходят [12, с. 8]. Учителю трудового обучения на уроках можно использовать таблицу «Специальные способности, необходимые в ряде профессий», помогающую соотнести способности каждого учащегося с выбранной им профессией (приложение Б).
Таким образом, профотбор, осуществляемый учителем трудового обучения, помогает учащимся проанализировать соответствие выбранной профессии индивидуально-психологическим качествам, предупреждая учащихся о профессиональной ошибке.
Профессиональная адаптация ─ важнейший этап процесса профессионального самоопределения учащихся. На этом этапе выявляются недостатки проведенной профориентационной работы, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и определяется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому профадаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с учащимися в процессе трудового обучения.
Профессиональную адаптацию Н. С. Салимова рассматривает как процесс приспособления учащихся к будущей профессии на уроках трудового обучения в профтехучилищах, техникумах, вузах, а также молодых рабочих, в результате чего происходит закрепление кадров [39, с.111].
Процесс профессиональной адаптации, как считают А. И. Шамбарова, Ю. Тюшев, начинается непосредственно на производстве. По мнению Л. В Мельниковой и Л. В. Осипова, процесс профадаптации начинается непосредственно на уроках трудового обучения и подразделяется на четыре периода: подготовка учащихся к трудовой деятельности на уроках трудового обучения, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности. Но при этом ряд исследователей (Е. М. Муравьев, В. Д Симоненко) процесс профессиональной адаптации делят на два периода: допроизводственный и производственный.
Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ухаживать за растениями, домашними животными или помогает родителям, а также при адаптации к новым условиям жизнедеятельности [28, с. 353]. А в ходе ознакомления с трудовой деятельностью на уроке трудового обучения он продолжает развиваться и получать новую информацию о трудовой деятельности [27, с. 12].
Для выпускников IX классов, изъявивших желание учиться в ПТУ или среднеспециальных заведениях, процесс адаптации начинается в этих заведениях, а для учащихся, поступивших в X класс, ─ в школе на уроке трудового обучения, УПК, в трудовых объединениях, а затем непосредственно на работе.
На наш взгляд, под профессиональной адаптацией следует понимать также социально-экономический процесс приспособления учащегося к профессии. В процессе приспособления к конкретной профессии выясняется, правильный ли выбор сделал учащийся и выявляются недостатки проведенной работы учителем трудового обучения. То есть, в процессе адаптации происходит активное включение личности учащегося в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение учащимся социально-психологических отношений в этой группе. И если процесс профадаптации учащихся в трудовой деятельности проходит благоприятно, то можно судить об успешности проведенной профориентационной работы учителем трудового обучения [39, с. 113].
В процессе профадаптации О. В. Козловский выделяет две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую [19, с. 423].
Профессиональная адаптация на уроке трудового обучения включает в себя овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия, в будущей профессии.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе, ознакомление молодого работника с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника.
В процессе приспособления учащегося к трудовой деятельности можно выделить три стадии:
1) стадия ознакомлениямолодого работника с новой ситуацией;
2) стадия приспособления к новой ситуации — учащийся переориентируется, осознает главные элементы новой системы ценностей в профессиональном коллективе;
3) стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок [39, с. 114].
Данные три стадии приспособления к профессиональной деятельности проходит каждый учащийся, начинающий трудовую деятельность. Успешность и быстрота перехода учащихся к третьей стадии зависит от правильно проведенной профориентационной работы учителем трудового обучения. То есть, благоприятная адаптация молодого работника определяется эффективностью проведения профориентационной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме этого, на наш взгляд, успешность адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его встретят, каковы будут его переживания от взаимоотношений в коллективе, от рабочих условий. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во многих коллективах традиции торжественного посвящения в работники, вручение трудовой книжки, первой зарплаты. Большую помощь в профадаптации должны оказать профсоюзная организация, администрация, коллектив, в который пришел работник.
Кроме этого, для адаптации молодого работника имеет значение профессионально-квалификационный рост. Если молодым работникам давать задания, сложность которых постепенно возрастает, то молодые работники быстро совершенствуют свое мастерство, лучше раскрывают свои способности, повышают свою квалификацию. И как следствие этого, значительно возрастает инициативность и творческое отношение молодых работников к порученному делу [39, с. 114].
Таким образом, профессиональная адаптация молодых работников происходит непосредственно в условиях трудовой деятельности. Благоприятный процесс адаптации молодых работников обуславливается верно проведенной профориентационной деятельностью учителем трудового обучения и в результате реализации всех этапов профессиональной ориентации.