СРСП №12-13. Средневековые города Казахстана

Задание: подготовить видеопрезентацию.

План видеопрезентации:

1. Географическое расположение города, его значение для государства.

2. Население, род занятий жителей.

3. Культура и археологические останки.

4. Значение города как исторического и культурного наследия для современных казахстанцев.

СРС №14-15

Задание 1. Прочитайте текст на выбор.

Текст 1

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ ПО ДУШЕ?

Когда мы терпим неудобства, имея дело с ротозеем-шофёром или педантом-педагогом, дело, видимо, прежде всего не в том, какие они люди, а в том, на своём ли они месте. Педантизм, официальность, скрупулёзность, своего рода мелочность могут помешать педагогу и, наоборот, помочь в работе, скажем, бухгалтеру. Ротозей за рулём – прямая опасность для находящихся на улице, но это качество будет почти незаметным, скажем, у садовника. Выходит, человек выполняет работу, какова его отдача, во многом зависит прежде всего от того, кем он стал.

Как же найти профессию по душе? Хочешь стать врачом? Поработай для начала санитаром «Скорой помощи»! Влечёт палаточная романтика геологов? Попробуй поработать рабочим в партии, потаскать мешки, приборы, треноги. Будущему педагогу прямо-таки необходимо проверить себя на работе с детьми.

Ну, а если молодой человек одинаково хорошо способен трудиться в нескольких профессиях?

Вероятно, следует избрать профессию, наиболее нужную обществу в данной момент. Правильный выбор принесёт максимум пользы обществу и радость, удовлетворение каждому вступающему на самостоятельный путь.

Мы часто говорим молодым: дерзайте, перед вами открыты все пути. В принципе – слова верные, только не представляйте, будто открытые пути устланы бархатными дорожками, будто они не знают подъёмов, будто впереди вас ждут бесшумные эскалаторы и скоростные лифты.

Бархатных дорожек на жизненных путях не будет, и подъёмников тоже не будет.

Будут труд и солёный пот, разочарования и постоянное ощущение чего-то недостигнутого, нераскрытого…

И всюду на нашей земле вы встретите уважение к хорошей работе, почёт за честный труд, равные возможности для равных талантов. Не думайте, что этого мало. Не думайте, что такое дано всем во всём мире. О хорошей, увлекательной работе мечтают миллионы людей, мечтают, как голодный – о хлебе. Так цените же эту великую возможность.

«…всякая работа трудна до времени, пока её не полюбишь, она потом возбуждает и становится легче». Запомните эти слова Алексея Максимовича Горького. Уж кто-кто, а он знал толк в настоящей работе.

(по А. Маркушеву)

Послетекстовые задания:

1. Объясните, как вы понимаете значение следующих словосочетаний и выражений из текста: терпеть неудобства, педант-педагог, максимум пользы, бархатные дорожки на жизненных путях.

2. Выпишите из текста предложения с однородными членами.

3. Какие критерии выбора профессии вы считаете главными, выдвигаете на первый план?

4. Сегодня вы уже выбрали профессию, скажите, чему не придали особенно большого значения, но это надо было сделать?

5. Выделите в каждом абзаце текста главную информацию и сформулируйте её в виде вопроса. Вопросы запишите в логической последовательности.

Текст 2

ПОЛЕЗНЫЙ ДИСПУТ

Как ни странно, в детстве каждый точно знал, что ему нужно. Девочки мечтали о профессии врача, учителя, мальчики хотели стать лётчиками и капитанами дальнего плавания… Но шло время, мечты менялись… И вот дети выросли. Заканчивают школу. Что же делать? Ждать выпуска, а потом пойти в любой вуз или колледж, на предприятие и уже там узнать о том, что представляет собой профессия, которую получишь? Или разобраться заранее?..

Поразмыслив, таким образом, таллиннские школьники решили провести диспут на тему «Твоя будущая профессия».

На диспут пригласили писателя Валентина Рушкиса, чьё творчество непосредственно связано с этой темой. Обсудили его новую книгу, а потом начали выступать «увлечённые», те, кто уже сейчас готовится к будущей работе. Постепенно их атака расшевелила и тех, кто поначалу относился к этой затее скептически. Разоткровенничались все…

– Почему обязательно вуз? Разве на свете нет профессий, не требующих высшего образования?

– Путь к интересной работе лежит через знания…

– Самое интересное – получить профессию «в наследство» от отца или матери…

Много мыслей было высказано. И хотя определить судьбу один диспут, безусловно, не может, он заставил серьёзно задуматься о многом.

Послетекстовые задания:

1. Скажите, о чём в первую очередь задумались бы вы на этом диспуте.

2. Как, по-вашему, приходят люди к любимой профессии?

3. Составьте вопросы к каждому абзацу текста. Запишите их. Вы получите простой вопросный план.

5. Перескажите текст, опираясь на составленный вами план.

6. Выделите в тексте сложные предложения, определите вид. Объясните расстановку знаков препинания.

Текст 3

Склонности к той или иной профессии у молодых людей выявляются, по моему мнению, обычно очень рано, примерно в пятом-шестом классе школы. Поэтому подчас ещё в довузовский период молодой человек приобретает некоторый профессиональный кругозор, получает общее представление о будущей работе успевает даже собрать библиотечку из более или менее серьёзных научно-популярных и специальных книг собирает вырезки о любимой профессии из газет… В этом случае у него, совсем ещё молодого по возрасту, появляется весьма импонирующая нам, окружающим, деловая взрослость.

Инфантильность в возрасте, близком к совершеннолетию, – большой недостаток. То, что я назвал деловой взрослостью, – залог успешного и глубокого освоения профессии. Ведь избранной специальностью надо владеть в совершенстве знать её до тонкостей уметь всё делать своими руками. Когда механик на слух и безошибочно определяет характер и место неисправности в машине и уверенно устраняет неполадки, – это столь же красиво, изящно и эстетично, как и виртуозная игра на музыкальном инструменте.

Профессионализм – то хорошее качество, которое надо всемерно в себе развивать. Н.Эммануэль, академик

Послетекстовые задания:

1. Озаглавьте текст, перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

2. Объясните, как вы понимаете значение слова профессионализм. Используйте в ответе простые и сложноподчиненные предложения. Разберите слово по составу.

3. Дайте свои предложения для улучшения связи теоретической и практической подготовки по вашей специальности. Используйте в ответе в ответе союзы и, однако, или, но.

4. Объясните, чем осложнены 1-е и 3-е предложения.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в следующих сложных предложениях, выделите союзы и определите вид СП.

· Алюминий, кремний и кислород вместе являются самыми главными элементами из которых построена земная кора и в камен­ной оболочке земли они образуют разнообразные минералы в которых располагаются один относительно другого всегда одина­ково правильно. Эти минералы являются такого рода соединениями атомов у которых в центре находится либо атом кремния либо атом алюминия а вокруг них правильно в четырёх углах образуя фигуру тетраэдра располагаются атомы кислорода.

· Отношение к труду – основной показатель степени социаль­ной активности, гражданской зрелости человека. Ведь именно в рабочие будни – в заводском цехе, на колхозном поле, в исследова­тельской лаборатории – создаётся наше общее богатство. Оно будет тем больше, чем активнее возьмут на вооружение опыт, достижения лучших коллективов, новаторов производства на каждом предприя­тии, в каждом хозяйстве.

Наши рекомендации