Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

Б.А. Абилова

Методические указания

по русскому языку для СРС и СРСП

Уровни обучения

Алматы 2009-2012

Содержание
Модуль 1. 1 уровень – начинающий 3-13
СРС, СРСП №1 Тема: «Семья – маленькое государство» 3-4
СРС, СРСП №2 Тема: «Мой адрес». 5-7
СРС, СРСП №3 Тема: «Мой лучший друг»
СРС, СРСП №4 Тема: «Сведения о себе» 9-11
СРС, СРСП №5 Тема: Время и его обозначение 12-13
Модуль 2. 2 уровень – ниже среднего 14-28
СРС, СРСП №6 Функционирование русского языка в РК
СРС, СРСП №7 Выдающиеся люди
СРС, СРСП №8 Человек и современность 16-17
СРС, СРСП №9 Характеристика
СРС, СРСП №10 Открытия в жизни общества
СРС, СРСП №11 Глобальные проблемы современности
СРС, СРСП №12 Протокол 21-22
СРС, СРСП №13 Письмо-претензия, презентация себя
СРС, СРСП №14 Деловая бумага - акт
СРС, СРСП №15 Трудовой договор 25-28
Модуль 3. 3 уровень – средний 29-41
СРС, СРСП №1-2 Научный стиль речи. Кейс-стади: Лексика научного стиля 29-32
СРС, СРСП №3-4 Кейс-стади: Морфология научного стиля 33-34
СРС, СРСП №5 Открытия в физике 35-36
СРС, СРСП №6 Виды электропроводок 37-38
СРС, СРСП №7 Термодинамика 39-40
Модуль 4. 4 уровень – выше среднего 41-60
СРС, СРСП №8-9 Термины специальности. Техническая терминология 41-44
СРС, СРСП 10-11 Жизнь: быть или не быть? 45-54
СРС, СРСП 12-13 ТЕХНИКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 55-57
СРС, СРСП 14-15 КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ ПО ДУШЕ? 58-60
Модуль 5. 5 уровень – продвинутый 61-100
СРС, СРСП №1 Наука для общества 61-64
СРС, СРСП №2 Из истории науки 65-67
СРС, СРСП №3 Гипотеза. Послание богов. 68-70
СРС, СРСП №4-5 Великие открытия 71-73
СРС, СРСП №6-7 Нанотехнология 74-77
СРС, СРСП №7-8 Статья. Летающие дома в Японии 78-80
СРС, СРСП 9-10 Публичная речь 81-85
СРС, СРСП 11-12 Подготовка к конференции 86-87
СРС, СРСП 13-14 План 88-90
СРС, СРСП 14-15 Рецензия 91-95
Библиография  

Модуль 1I уровень – начинающий

СРС № 1. Тема: «Семья – маленькое государство»

Задание 1. Прочитайте текст.

На обложке журнала помещён портрет ученого-физика – казаха Владимира Урбаева. Высокий лоб. Живые умные глаза.

Талантливый мальчик пятнадцати лет поступил в университет. Потом он несколько лет работал в школе учителем. Но, занимаясь с детьми, он не переставал мечтать о большой науке. И мечта его осуществилась. Владимир поступил в аспирантуру и через несколько защитил диссертацию по ядерной физике. Внук пастуха стал кандидатом физико-математических наук.

У Урбаевых двое детей: светловолосый и голубоглазый сын Игорь, которому сейчас двенадцать лет, и весёлая дочка Ирочка с короткими косичками и огромными темными глазами. Ей пять лет.

Младший брат Владимира, Александр, окончил сельскохозяйственный институт и стал агрономом. Мама – Мария Тажибаева – была учительницей, затем редактором казахского женского журнала. У нее много родственников: старших и младших братьев, сестёр – родных и двоюродных, племянников и племянниц.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Кто такой Владимир Урбаев?

2. Сколько человек в его семье?

3. Сколько лет его сыну? Дочери?

4. Есть ли у Владимира младший брат? Как его зовут?

5. Как зовут маму Владимира?

Задание 3. Выделите из текста слова по теме.

Задание 4. Составьте рассказ «Наша семья», ответив письменно на вопросы:

1. Как вас зовут? 2. Где вы родились? 3. Как зовут вашу маму? вашего отца? 4. У вас есть брат или сестра? 5. Как зовут вашего старшего брата (старшую сестру) и чем он (она) занимается? 6. Есть ли у вас младший брат или младшая сестрёнка? Чем они занимаются? 7. Где вы учитесь или работаете? 8. Кем вы работаете? 9. Вы женаты (замужем)? 10. Как его (её) зовут и чем он (она) занимается?

Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Прочитайте слова и запомните форму множественного числа.

Мать – матери, отец – отцы

Сын – сыновья, дочь – дочери

Брат – братья, сестра – сёстры

Бабушка – бабушки, дедушка – дедушки

Тётя – тети, дядя – дяди

Племянник – племянники, племянница – племянницы

Жена – жёны, муж – мужья

Ребёнок – дети.

Задание 4. Раскройте скобки, допишите окончания.

1.Мой старший брат работает (инженер) __, а средний брат станет (преподаватель) ___ математики. 2.Моя мать была (медицинская сестра) ___. 3.В детстве я хотел стать (космонавт)___, а сейчас хочу стать (архитектор). 4.Моя сестра занимается (музыка) __ и хочет стать (пианистка) __. 5.А (кто) ____ вы хотите стать? Я хочу стать ______________________________ .

СРСП 1.

Составьте рассказ о бюджете вашей семьи: посчитайте, сколько доходов (табыс) имеет ваша семья за 1 месяц и сколько расходует (шыгыс), сколько остаётся. Данные запишите в таблицу, при этом цифры запишите словами. Если у вашей семьи есть какие-то еще доходы или расходы, запишите в нужные колонки таблицы.

Доход   Расход Остаток
  Зарплата мамы –   Зарплата папы –   Стипендия –   Пенсия бабушки –   Пенсия дедушки –       Покупка продуктов –   Транспортные расходы –   Оплата за квартиру –   Покупка одежды (обуви) –  

СРС № 2. Тема: «Мой адрес».

Задание 1. Прочитайте текст.

Письмо

Дорогая мама!

Хочу сообщить тебе, что Галымжан, как молодой специалист, получил квартиру в г. Астане в новом доме по улице Столичной, 10а. Мы переселились туда на прошлой неделе и безмерно счастливы!

Наш дом находится в новом микрорайоне на левом берегу реки Ишим. Вид просто чудесный! В доме двенадцать этажей. Весь нижний этаж занимает продовольственный магазин – супермаркет. А наша квартира расположена на третьем этаже и состоит из двух комнат и кухни. Планировка квартиры очень удачная. Обе комнаты просторные, светлые, и все двери выходят в большую прихожую. На лестничной площадке, очень светлой и ярко освещенной, уютно. В доме есть лифт, телефоны и лоджии в каждой квартире.

Но больше всего мне нравится, что недалеко от дома есть остановка, и автобусы ходят по разным маршрутам. А возле дома имеется еще и автостоянка, что очень радует Галымжана. Возле дома посажены молодые деревца, разбиты клумбы, есть место отдыха и детская площадка. Везде чисто и зелено, лёгкий степной ветерок доносит запах трав.

Мама, мы Вас приглашаем в гости. Приезжайте посмотреть нашу квартиру, очень ждём Вас, ваши дети Галымжан и Асем.

Задание 2. Расскажите о месте, где вы живёте.

Задание 3. Заполните на конверте свой адрес.

Почтовый

индекс 00451

Куда Республика Казахстан

г.Алматы, пр. Сейфуллина, 409

Кому Туленовой Асемгуль Сериковне

Откуда

Почтовый индекс ____________

_____________________________

__________________________

От кого _____________________

______________________________

Задание 4. Есть ли у вас электронный адрес? Напишите. Если нет, то зайдите в Интернет и создайте.

СРСП 2

Задание 1. Прочитайте диалоги и выделите формулы приветствия и прощания.

А. -Здравствуйте, мне нужен билет в Лондон на пятнадцатое марта и обратный билет в Москву на одиннадцатое апреля.

- Какой авиакомпанией вы хотите лететь?

- «Аэрофлотом».

- Вы предпочитаете бизнес-классом или эконом классом?

- Бизнес-классом.

- Хорошо. Покажите, пожалуйста, ваш паспорт.

- Да, конечно.

- Вот ваш билет в Лондон.

- Благодарю вас, до свидания.

Б. –Алло, Оля? Здравствуй. Я проездом в Алматы и хочу встретиться с тобой.

- Привет! Я очень рада слышать тебя. Приезжай ко мне, запиши адрес: ул. Сатпаева 429, кв. 34.

- Хорошо, до встречи!

С. – Добрый день, не подскажите, как пройти к КазГАСА?

- Здравствуйте. Вам надо сесть на автобус №32 и доехать до остановки «КазГАСА». Выйдя с остановки вы увидите здание, загороженное металлическим забором и главный корпус желтого цвета. Он находится по улице Рыскулбекова, 28.

- Большое спасибо.

- Пожалуйста, всего вам доброго.

Д. – Здравствуй. Как дела?

- Привет. Нормально. Какие новости у тебя?

- Особо никаких. У меня два билета на концерт Айман Мусаходжаевой. Пойдешь?

- Да. Мне она очень нравится как личность и как прекрасный музыкант. Ты даже не представляешь, как я рада! Спасибо!

- Вот и отлично! Концерт в 18.00 в театре им. Абая. Встречаемся возле театра в 17.40. Устраивает тебя?

- Вполне. Ну пока!

- До вечера.

Задание 2. Выучите данные формулы приветствия, прощания. В каких ситуациях вы их можете употребить? Составьте в качества примера диалоги.

1. Здравствуйте! Здравствуй.

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Привет! Рад тебя видеть. Здорово!

2. До свидания! До завтра!

Всего доброго!

Передавай(те) привет.

Пока!

До понедельника! До вечера!

СРС №3 Тема: «Мой лучший друг»

Задание 1. Выделите корень в словах, определите общее значение.

Друг, друзья, дружба, дружить, сдружиться, подружиться.

Задание 2. Рассмотрите класс (кластер) слов со словом друг в словосочетаниях и, выбрав 2-3 слова из задания 1, образуйте класс этих слов.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Настоящий друг верный друг преданный друг

Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. - student2.ru Друг детства Другстарый (давний) друг

Пойти к другу обратиться к другу выручить (помочь) друга

Помощь друга мой друг

Задание 3. Прочитайте пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях. Запишите их синонимы на казахском и английском языках.

Не имей сто рублей, а имей друзей.

Друг познаётся в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Задание 4. Напишите письмо другу (подруге) по заданному началу.

Дорогой (ая) _______________________!

Хочу рассказать тебе историю. Вчера вечером …

СРСП 3.

Задание 1. Прочитайте текст и переведите его на казахский язык.

Известно, что математики совершают свои главные открытия очень молодыми. Эрнест Галуа, который жил во времена Великой французской революции, свою первую работу опубликовал в 18 лет. Исаак Ньютон считал период, когда ему было 22-23 года, лучшим возрастом для изобретений. Профессором математики Кембриджского университете он стал в 26 лет. Эйнштейн говорил, что крупный вклад в науку можно сделать только до 30 лет. Теорию относительности он опубликовал в 26 лет.

По материалам Интернета

Задание 2. Переведите текст с английского на русский язык.

Dear Nina,

I΄ve gotten my Russian visa from the Russian embassy and will arrive in Moscow in December during my winter break. Is it very cold? What temperature is there? Is it windy? I hate it when it΄s cold and damp. I΄ve never seen snow so I don΄t know how cold in can be. What clothes do I need to bring? I have a raincoat and a warm jacket. I also have a pair of high boots but they are not very warm. What do you think? What else should I bring? What can I bring for your parents?

Love, Mark.

ВИЗОВАЯ АНКЕТА Фотография

Национальность
Гражданство
Фамилия (прописными буквами)
Имя Отчество
Дата рождения Пол
Цель поездки бизнес туризм  
В какое учреждение № тургруппы и туристический референс-номер
Маршрут следования (в пункты)  
Дата въезда дата выезда
Профессия
Должность
Место рождения /Если вы родились в СССР или в России, то куда и когда эмигрировали?  
Паспорт № годен до
Девичья фамилия
Фамилия мужа /жены
Есть ли у вас медицинская страховка
Место работы/учебы Рабочий телефон
Адрес постоянного место жительства Домашний телефон

Я заявляю, что все данные, указанные в этой анкете, являются правильными и полными.

Дата ____________ Подпись ________________

Задание 2. В Интернете есть сайт знакомств, в том числе студенческий. Вы решили завести себе друзей на этом сайте. Для этого надо заполнить анкету.

Имя  
Город  
E-mail  
Образование  
Возраст  
Рост, вес  
Знак зодиака  
Увлечения  
О себе  
О партнере (т.е. с кем вы хотите познакомиться)  
Что-нибудь еще  

Задание 3. Вы хотите работать моделью. Заполните анкету агентства моделей.

Имя  
Возраст  
Рост  
Цвет глаз  
Фигура  
Только для мужчин: есть ли борода и усы?  

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. У вас есть доступ к Интернету?

2. Кто ваш провайдер? Каких провайдеров Интернета вы знаете?

3. Знаете ли вы адрес веб-сайта вашего университета /колледжа? Напишите.

4. Какие поисковые системы вы знаете? Напишите их адреса.

СРСП 4.

Задание 1. Прочитайте текст и перескажите.

Путешественником №1 в мире считают Фёдора Конюхова. Кто же такой Фёдор Конюхов?

Заслуженный мастер спорта России Фёдор Конюхов родился в 1951 году. И хотя по образованию он художник и юрист (у него два диплома о высшем образовании), он считает, что его профессия – профессиональный путешественник и яхтенный капитан.

Фёдор Конюхов является участником около 40 уникальных экспедиции. Он – единственный человек на Земле, который побывал в четырёх экстремальных точках нашей планеты: на Северном и Южном полюсах, на мысе Горн и на Эвересте. Из всех профессиональных путешественников в мире Фёдор Конюхов считается самым универсальным.

В 2003-м году он установил новый мировой рекорд по пересечению в одиночку на весёльной лодке Атлантического океана. За 47 суток россиянин пересёк Атлантический океан по маршруту Канарские острова – остров Барбадос.

Задание 2. Переведите слова на родной язык:

Путешественник, яхтенный, участник, уникальный, мировой, одиночка, пересёк, океан, установить.

Задание 1. Прочитайте и сравните, как по-разному спрашивают о времени.

В неофициальной обстановке (нейтральный стиль) Примеры
Который час? Скажите, пожалуйста, который сейчас час?
В котором часу? В котором часу отправляется поезд на Астану?
Как долго? Как долго будет идти лекция профессора Глаудинова?
В непринуждённой обстановке (разговорный стиль)  
Сколько времени? Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?
Когда? Во сколько? Когда ты придёшь с занятий? Во сколько начинается фильм?
Сколько сейчас? Без пяти двенадцать.

Обратите внимание!Вопроссколько времени?имеет два значения:

1. Спрашивающего человека интересуетточное время.В этом значении он синоним вопросакоторый час?

Например: -Скажите,сколько времени?

- Без пятнадцати четыре.

2. Спрашивающего человека интересует период от начала действия до его конца, т.е. временной интервал. В этом значении он синоним вопроса как долго?

Например:

- Скажите, сколько времени продолжается занятие?

- Пятьдесят минут.

Задание 2. Спросите время, употребляя правильно вопросы. Ориентируйтесь на таблицу.

1. Скажите, пожалуйста, … будет стоять поезд?

2. Извините, вы не скажете, …?

3. Скажите, … откроется библиотека?

4. … ты будешь сдавать СРСП?

5. Скажите, пожалуйста, … едет автобус до вокзала?

6. … приходит поезд?

Задание 3. Прочитайте и сравните, как по-разному называют одно и то же время.

В официальной ситуации (книжный стиль) В непринужденной обстановке (разговорный стиль)
13.00 – тринадцать часов ровно Ровно час
13.05 - тринадцать часов пять минут Пять минут второго
13.30 – тринадцать часов тридцать минут Половина второго, полвторого
13.50 – тринадцать часов пятьдесят минут Без десяти два (без десяти минут два)
14.00 – четырнадцать часов ровно Два часа
14.45 – четырнадцать часов сорок пять минут Без пятнадцати три Без четверти три

Задание 4. Напишите словами обозначение времени в книжном и разговорном стиле.

9.00, 11.25, 12.30, 15.00, 4.15, 19.00, 2030, 21.50, 22.00, 23.45, 24.00.

- Какое время обозначают слова?

Полдень, полночь, время обеда, время ужина, время завтрака, ланч.

Задание 6. Употребите нужные предлоги.

1. Поезд опаздывает … два часа, что мы будем делать?

2. - Твои часы спешат? Да, мои часы спешат … две минуты.

На маршрутке мы доедем быстрее, всего … десять минут.

3. Пешком идти … двадцати-пятнадцати минут. 4. Не беспокойся, … десять минут он уже подойдёт. 5. Обычно … обеда в читальном зале много народу.

СРСП 5. Распорядок дня

Задание 1. Это ваш дневник. Распишите ваш распорядок обычного дня (поставьте дату) и выходного дня (дата). Отразите, что и в котором часу вы делали.

Дата: День недели:
Утром:
 
 
Днём:
 
 
Вечером:
 
 

Модуль 2 II уровень –ниже среднего

Задание 1. Подготовьте пересказ текста.

В ряду жизненно важных проблем в многонациональном государстве особое место принадлежит проблеме языков. В условиях любой страны, где живут люди, говорящие на многих языках, возникает потребность в языке-посреднике. Таковыми стали, например, английский – в США, Индии; испанский – в странах Латинской Америки; французский – в странах Африки. Его не выбирают по чьему-то заранее спланированному умыслу, эта роль определяется сложившейся экономической, политической и культурно-исторической ситуацией. При выборе языка-посредника учитываются все факторы, т.к. он должен служить, во-первых, средством политической интеграции и играть важную роль во внутренней жизни государства и в межгосударственных отношениях, во-вторых, способствовать национальному единству.

Достижению первой цели способствует официальный язык, достижению второй – национальный язык.

В Казахстане на роль официального языка объективно выбран русский язык. Это закреплено и в Конституции страны, и в Законе «О языках». Например, в статье 7:

Задание 2. Запишите статьи 7 и 19 Конституции РК о язы­ках в Республике Казахстан. Какова современная языковая си­туация в РК?

Статья 7

1. В РК государственным является казахский язык.

2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально упот­ребляется русский язык.

3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.

Статья 19

2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспи­тания и творчества.

Упражнение 10. Прочитайте. Укажите значения выделенных слов. Какие из них омонимы, а какие – многозначные слова?

1) Заводской клуб—клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря — от­крытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6)Серебряный подстаканник — серебряныйиней. 7) Проти­вотанковая мина— грустная мина. 8) Книжная полка — полка свёклы. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.

СРСП № 6

Реферат на тему: «Один из мировых языков» - 1стр.

СРС № 7 Выдающиеся люди

Упражнение 12.Перепишите, Вставьте пропущенные буквы. Правильность написания проверьте по словарю.

I. 1) дворники см..тали ветки можжевельника и елей в з..лёные кучи. (М. Г.) 2) Уже с последней станции он чувствовал тайную тревогу, но тут просто см..тенне овл..дело им. (Т.) 3) М..тежнйки, видимо, приготовлялись к действию. Вскоре пули Начали св..стать около наших ушей, (П.) 4) На лугу кисейной занав..сью в..села мошка. (Шол.) 5) Ветер выл, ставни тр..слись и стучали. (П.) б) В дыму гудело, тр..щало, с крыши свешивались, изл..ваясь, красные ленты, а стена уже превр..тилась в раск..лённую решётку. (М. Г.) 7) Тёплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений. (Л. Т.) 8) Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впеч..тление и раздр..жило мои нервы. (Л.) 9) Телегин с..дел у вагонного окошка, вдыхая густой зап..х сентября. (А. Н. Т.) 10) Всюду л..ниво текли ручьи, захл..бнувшаяся земля не могла больше погл..щать влагу. (М. Г.) 11) Т..шина леса огл..силась звуками топоров и г..лосами людей. (Арс.) 12) Обвалы обн..жали склоны гор. (Кор.)

II. 1) Великое слово, призв..нное объед,.нить мир,— любовь!

2) Гордо разв..вались знамёна. (Нов.-Пр.) 3) Хутор потр..сали события. (Шол.) 4) Ясно-голубая поверхность озера, как нежный, с лоском шёлк, оч..ровывала зрение. (В. Ш.) 5) Мой сад с каждым днём ув..дает. (Майк.) 6) Всё предв..щало дождь. (Ч.) 7) Утренние часы Кедровский обычно посв..щал чтению. (Л. Н.) 8) Зуев зажёг электрический фонарик, посв..тил. (Пауст.) 9) Расс..кая потёмки, золотой лентой взв..лась к небу ракета. (Ч.) 10) Пасмурный день исс..кал. (Шол.) 11) Лось и Гусев расст..гнули полушубки.

(А. Н. Т.) 12) Коляска, скр..пя колёсами по мокрому снегу, ост..новилась. (Ч.) 13) В политехничестий институт Николай пошёл против воли, скр..пя сердце. (Т. С.)

СРСП № 7

Подготовьте сообщение – 0,5 стр. «Историческая личность», или «Великие люди Казахстана».

Задание 1. Прочитайте текст

Всякий деловой человек – явление достаточно многогран­ное. И если говорить о каждой из этих граней, то первой можно назвать такую обязательно присущую ему грань, как компетент­ность. Он должен профессионально знать, как выполнять рабо­ту, причем наилучшим образом. Должен быть проницательным и самокритичным, чтобы усвоить из своего опыта все те умения, которые следует использовать. Должен проявлять прилежность и усидчивость. Должен быть достаточно восприимчивым и скромным, что­бы уметь использовать опыт других. Слово "должен" повторяется уже четвертый раз, но отойти от слова невозможно, так как человек дела действительно дол­жен делать многое, дабы соответствовать своему назначению.

Учиться на своих ошибках - это роскошь для делового че­ловека. Нельзя сначала получить работу, а потом узнать, как ее выполнять.

Вторую, также непременную грань его личности, можно сформулировать так: достоинство и ответственность во всех де­лах. Речь идет о норме более высокой, чем просто деловая эти­ка, о норме, которая требует от делового человека подходить к каждому случаю, к каждой ситуации ответственно и с достоин­ством. Практики знают, что поступать в cooтветствии с этим требованием – дело и достаточно простое, и мучительно трудное.

Третья грань – это конкретность и результативность. Ко­нечно, он должен быть образован, эрудирован, обогащен большим опытом, самыми широкими знаниями не только в той области, которой посвятил себя. Но он всегда конкретен и результативен.

Назвать можно и такую непременную черту, как чувство нового и умение рисковать. Деловой человек обязан идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможно­сти, прислушиваться к их зову, проявлять готовность и способность их использовать. Он человек порывов и должен быть способен на крупные ставки.

Нельзя не сказать и о такой грани личности, как чувствен­ность и подвижность. Невозможно выполнять свои функции, если не чувствовать окружения, не чувствовать времени, не чув­ствовать событий. Отсюда делаем вывод: значит, необходимо уважать мнение других, постоянно стремиться к саморазвитию, быть готовым к изменениям. Естественно, все то, о чем говорилось выше, предполагает высокую работоспособность. Это аксиома. Главный секрет любого делового человека именно в этом – в его напряженной работе, в умении планировать свое время, в умении расходовать его с наивысшей пользой для дела, порой даже в безжалостном отношении к себе.

И последнее: современный деловой человек всегда решительный, то есть он не может увильнуть от проблемы, обойти её или, скажем, описав словами, бросить подчиненным: "Вот проблема, а уж решайте ее сами". Он потому и деловой, что принимает решение сам. И не случайно у американцев есть поговорка: - "Если ты не участвуешь в решении, то ты часть самой проблема".

Задание 2. Ответьте письменно на вопросы:

1. Какие требования предъявляет человеку современный мир?

2. Какими качествами должен обладать современный деловой человек?

3. Как вы понимаете слова "бизнесмен" и "деловой человек". В чем их сходство и различие?

4. Согласны ли вы с утверждением, что внутренний мир человека самым решительным образом отражается в чертах его лица?

СРС №9. Характеристика

Задание 9. Вспомните пословицы и поговорки со словами: век, время, год, минута, неделя, час.

Задание 10. Составьте предложения, раскрывающие, смысл таких устойчивых оборотов, пословиц и поговорок: сколько лет, сколько зим! без году неделя; семь пятниц на неделе; на старости лет; по молодости лет; без пяти минут; минута в минуту; с минуты на минуту.

СРСП №9

Напишите характеристику /рекомендательное письмо/ на однокурсника.

I. Представьте, что вы староста курса. Составьте характеристику сокурсника по плану:

1. Общие данные.

2. Сведения о качестве учебы, о практике.

3. Информация о конкретных формах участия в научно-исследовательской работе и ее результаты.

4. Данные о работе в студенческих строительных отрядах.

5. Сведения об отношениях с товарищами, о поведении в коллективе.

6. Указание на цель написания характеристики.

II. Составьте деловую характеристику героини данного текста.

Из всех отличников факультета самой твердой была Ася Уманская: одни круглые пятерки, без колебаний и срывов. Ее портрет не сходил с доски отличников учебы. Шла прямым ходом на диплом с отличием. Одно время ставили ей в вину слабую активность в общественной работе, и зря. Работа у нее была, и немалая: преподавала в вечерней физико-математической школе, где собирались школьники, желторотые, со всего города, а лучшие студенты читали им лекции, учили решать задачи…

На Асю никакие почести впечатления не производили, она продолжала быть такой как всегда, - приветливой, трудолюбивой и скромной. Товарищи ее любили: всегда поможет, объяснит, даст списать…

Однокурсники удивлялись: чего только Аська Уманская не знает! И по специальности и по общему кругозору, литература, музыка, живопись…

И. Грекова «Кафедра»

Задание 1. Выполните упражнения.

1. Перепишите, ставя существительные в нужном падеже единственного числа. Обозначьте склонение и падеж.

I. 1) Сообщить о (постановке) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени её (постановка). 2) Быть на (открытие) (выставка). Рас­сказать о (выставка) и её (открытие). 3) Присутствовать при (бе­седа) (участница) (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспе­диция) с вопросом. 4) Подниматься по (лестница) (башня). Побы­вать в (башня) (крепость). 5) Подойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница).Уйти с (веранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Выписаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (музей). Возвратиться с (лекция).

II. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть
корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 3) Присутствовать на научной (конференция), посвящённой современной (живопись) и (архитектура). 5) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 6) Отметить в (резолюция), (постановление) и (отчёт).

Задание 2.I. Составьте расписку по одной из предложенных ситуаций.

1. Получение спортивного инвентаря для проведения институтской олимпиады.

2. Получение 15 000 тенге для приобретения билетов на туристическую поездку.

3. Получение товара

СРС №12. Протокол

Задание 1. Заполнить протокол по образцу.

(наименование министерства,

ведомства, предприятия)

ПРОТОКОЛ №______

заседания комиссии по …

Председатель – С.С.Смирнов

Секретарь – М.И.Антонова

Присутствовали: 30 человек

(список прилагается)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. О разработке и принципах …

Доклад заведующего ….

2. О конкретных мерах по реализации …

Слушали:

Соколову А.И. – текст доклада прилагается.

Выступили:

Иванов М.И. – краткая запись выступления.

Петров Н.И. – краткая запись выступления.

Постановили:

1. Одобрить доклад заведующего …

2. Привести в исполнение …

Председатель подпись

Секретарь подпись

Задание 2. Выполнить упражнение.

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.

Когда заходит речь о сильной воле и твёрдом характере мне всегда приходит на память образ замечательного русского путешественника и учёного Николая Михайловича Пржевальского... Огромного напряжения сил потребовали от него тысячевёрстные переходы по безводным каменистым пустыням по головокружительным горным кручам по высочайшим плоскогорьям над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость но и необычайная твёрдость духа горячая любовь к Родине к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно вдруг. С детства Пржевальский любил охоту и она развила в нём любовь к природе наблюдательность терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги и они помогали ему накопить большой запас знаний. С детства он мечтал о путешествиях и всё свободное время проводил в зоологическом музее ботаническом саду чтобы быть во всеоружии науки. Я горячо советую молодёжи прочитать увлекательные книги Н. М. Пржевальского и хотя бы мысленно повторять его великие путешествия. Но надо помнить о том, что Н. М. Пржевальский жил в иное время, в иных условиях. Современному молодому человеку готовящемуся посвятить свою жизнь творческому труду на благо Родины на заводе в научной лаборатории нужно приобрести очень много качеств.

(Акад. В. А. Обручев. Слово к молодым.)

Упражнение 2. С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверить написание выделенных гласных.

Развиваться — развеваться, поласкать — полоскать, просвещение — посвящение, долина — далёкий, умалять — умолять, увядать — увидать, примирение — измерение, наколоть — накалить.

СРСП № 12.

Ролевая игра «Прием на работу» (составление диалога и разыгрывание).

Предлагаемая ситуация состоит из следующих элементов: представление кандидатуры, обсуждение и выдвижение её.

Действующие лица: директор предприятия, зам. директора по кадрам, главный бухгалтер; старший экономист, председатель профкома.

Задача:

Освободилось место старшего экономиста. У вас 2 кандидата на эту должность. Один – опытный экономист с прекрасными деловыми качествами, но трудным характером. Другой – молодой специалист, недавно окончивший институт. Пригласите зам. директора по кадрам и обсудите этот вопрос.

СРСП № 13.

Задание 1. Составить письмо-претензию.

ПРЕТЕНЗИЯ

00.00.00.

О взыскании неустойки за недопоставку и убытки

Сумма претензии ________________ тенге

Согласно договору (контракту) от 00.00.00. № ____от «_____»_______20__г.

Ваша организация должна была поставить __________________________________ продукцию в количестве___________

период поставки, сроки

на сумму_____________тенге__________, а также восполнить недопоставку предыдущего периода в количестве ________________________________.

Продукция фактически не поступила (либо поступила в меньшем объеме)

______________________________, что подтверждается _______________

Недопоставка составила _______________ по цене на сумму__________тенге.

количество

В связи с недопоставкой у нас возникли убытки (от простоя, замены материалов, уменьшения объема производства, изменения ассортимента и т.д.) согласно прилагаемому расчету.

Нами были приняты следующие меры по предотвращению (уменьшению) размера убытков __________________________________________________________________ В соответствии с договором (контрактом, заказом) Вам надлежит уплатить неустойку в размере ________% стоимости недопоставленной продукции в сумме _______________тенге и возместить убытки в сумме _____________, а всего _____________тенге.

Признанную сумму просим перечислить на наш расчетный счет №____________в ___________________________________________________

(наименование банка)

В срок до ____________________в противном случае мы будем вынуждены обратиться в суд.

Приложения:1. Расчет неустойки.

2. Копия договора

3. Расчет убытков

4.Документы, подтверждающие причинение убытков

5. Накладная от _____№_____

6.Счет от «___» ______________200___г. №________

Руководитель предприятия подпись И.О.Фамилия

Главный бухгалтер подпись И.О.Фамилия

М.П.

СРСП №13. Деловая игра «Презентация» по ситуациям:

1. Себя

2. Фирмы (предприятия)

Задание 1. Составить акт сдачи объекта.

(наименование министерства, УТВЕРЖДЕНО:

ведомства)

АКТ

______________№___________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________№______________

(место издания)

О сдаче объекта

Основание: приказ о завершении работ

_____________________от_______________№___________________

«О________________________________________________________

Составлен комиссией:_______________________________________

Председатель:__________________________________

(Должность, фамилия, инициалы)

Члены

Наши рекомендации