Иерархия, этикет: сенсей, семпай, кохай
Прежде всего, я хочу чтобы вы запомнили, что независимо ни от чего все мы должны уважать друг-друга. Неважно, кто мы, мы не должны непочтительно относиться к кому-либо.
Теперь хочу отметить, что все, что я здесь скажу, может отличаться от места к месту, даже в Японии. Всё это может быть очень сложно, так что я расскажу только о ситуациях касательно додзё. Не думайте, что это единственный вариант ответа. Некоторые могут со мной не согласиться.
Семпай (sempai) – это обычно те люди, у которых больше опыта в той области, в которой вы занимаетесь. При этом не важно, старше вы или нет, если эти люди занимаются кендо дольше вас, то они – семпаи.
Теперь по поводу того, что будет, если вы получаете выше ранг, чем семпай. Ваше положение в додзё будет выше, чем у ваших семпаев. Но они не будут называть вас «семпай». Они по-прежнему ваши семпаи, только вы теперь обладаете более высоким рангом.
Таким образом, вы получаете звание семпай или кохай, когда начинаете заниматься кендо. И эти отношения на самом деле не меняются в зависимости от того, какой у вас ранг. Иерархия в додзё
Во главе всего сенсей. Затем семпай и кохай.
Тем не менее, вы не должны задирать кохаев или людей, у которых ниже ранг, чем у вас.
Роль сенсея, семпая и кохая
Сенсей обучает техникам кендо, отношению к кендо и т.д. Семпай и кохай являются учениками сенсея, поэтому, конечно же, они должны слушать своего сенсея.
Семпаи все еще ученики, только они являются учениками в додзё дольше, чем их кохаи, поэтому они и семпаи.
Т.к. семпаи знают больше о своем додзё и о кендо, они обучаю кохаев. Они должны обучать кохаев правилам додзё, этикету и манерам в додзё.
Семпаи должны обучать кохаев, исходя из своего понимания вещей. Многие кохаи жалуются на своих семпаев за то, что те чересчур командуют. Семпай не является командиром для кохай. Семпай должен быть хорошим наставником.
Кохаи должны слушать не только сенсея, но и то, чему их учат семпаи. Иногда кохаи не особо понимают, зачем они должны делать определенные вещи. Все равно делайте их, а почему нужно было это делать, спросите потом.
Иногда никто не знает, почему действительно нужно что-то делать. Спрашивать «Почему?» нормально. Но, на самом деле, у нас может и не быть ответа. Кендо – это древнее боевое искусство. Я должен сказать, что оно несет в себе традиции, философию и движения Японии, которые иногда и сами японцы не понимают.
Я хочу, чтобы вы понимали, что вашему учителю, если он не японец 7 или 8 дана, тяжело знать традиционные аспекты кендо. Так что, мой совет в том, что мы все должны смиренно учиться, особенно без опытного сенсея 7-го или выше дана.
Тренировка сильного киай
Вопрос: Есть такое упражнение, когда мы наносим подряд, например, три удара мен на одном дыхании, не делая при этом промежуточных вдохов.
Если я стараюсь кричать громче и сильнее, у меня заканчивается дыхание уже после второго мен. А если я кричу не так громко и сильно, тогда дыхания хватает и на пять ударов без промежуточных вдохов. Нужно ли мне продолжать кричать так громко, как только могу, во время подобных упражнений или же здесь лучше использовать такой киай, чтобы я мог продержать его до конца упражнения, не делая промежуточного вдоха?
И еще один момент по поводу киай. Если я кричу так сильно, как только могу, я устаю намного быстрее, чем обычно. Правильный ли это способ тренировать сильный киай? Или же я должен найти какой-то определенный уровень киай, чтобы не уставать очень быстро?
Ответ Масахиро Имафудзи:
Хороший вопрос.
Действительно, есть такое тренировочное упражнение, как вы описали, т.е. непрерывное нанесение ударов мен на одном дыхании.
Если вы произносите длинный киай перед тем, как начать наносить удары, и этот киай входит в «на одном дыхании», тогда, наверное, очень и очень сложно выполнить даже 3 удара мен без промежуточного вдоха.
Грудное и брюшное дыхание
Похоже на то, что вы все еще используете грудное дыхание. Когда вы кричите, используя грудную клетку, ваше лицо краснеет и вы чувствуете головокружение. Это действительно делает вас уставшим.
Перед тем как перейти к некоторым деталям о тренировке, я бы хотел кое-что посоветовать по поводу киай.
Почему мы кричим?
Существует много причин, таких как, чтобы приободрить себя и т.д. Но это также хороший метод изучения брюшного дыхания. Поэтому, когда вы кричите, уделяйте внимание мышцам брюшного пресса.
Представьте, что внутри, в нижней части вашей брюшной полости находится надувной шар, который становится больше во время вдоха. Делайте выдох так, чтобы не помять шар. В конечном счете ваш пресс станет плоским, но перед тем, как у вас совсем не останется воздуха, быстро сделайте вдох.
Это легкий способ улучшить киай.
И вы правы по поводу того, что вы должны найти свой способ произносить киай. Но как вы узнаете, что вы достаточно наполнены киай?
- Вы должны чувствовать энергию внутри себя
- Ваш удар хорошо наполненный, не пустой
- Ваши удары сильные и точные
- Ваш оппонент должен чувствовать давление от вас (этого очень тяжело достичь)
Прежде всего, постарайтесь почувствовать энергию внутри себя. Затем вы должны научиться тому, как перевести эту энергию в удар.
Вот мой личный взгляд на тренировку.
Каждый тренировочный метод имеет свою определенную цель. Поэтому:
1. Знайте цель тренировочного метода; зачем вы что-то делаете? Но
2. По-прежнему вкладывайте всё, что имеете, в каждое упражнение.
Второй пункт, на мой взгляд, является фундаментальным.
Что бы вы ни делали, это не должно быть просто упражнение. Вы не должны думать о том, чтобы подольше продержаться. Многие пытаются экономить энергию, чтобы продержаться до конца одно- или двухчасовой тренировки.
Вот что я думаю и говорю своим ученикам.
Не пытайтесь экономить энергию, чтобы продержаться до конца тренировки. Если вы не вкладываете все силы в каждый удар, какой смысл тренировки? Если вам нужно сделать перерыв после одного кирикаэси, потому что вы потратили полностью все свои силы в этот единственный карикаэси, это значит намного больше, чем целая тренировка.
Как выработать хороший киай
Вопрос: У меня много проблем с киай. Помимо того, что мне кажется, что что мой киай звучит смешно, каждый раз после тренировки у меня болит горло и еще около дня голос охрипший.
Есть какие-то предложения или идеи, как лучше всего разработать хороший киай?
Ответ Масахиро Имафудзи:
Вы на правильном пути. Говорят, что киай должен идти из живота, правильно? Но если вы не привыкли это делать, вам придется сначала терять голос.
Это работает примерно так:
1. Кричите так громко, как только можете.
2. Вы потеряете голос.
3. Вы будете вынуждены использовать мышцы пресса, чтобы кричать после потери голоса.
4. Вы начнете учиться, как кричать, используя пресс вместо горла.
5. У вас будет хороший мощный киай.
Когда я был ребенком, я пытался быть самым громким в моем додзё, где еще тренировалось более 50 человек.
Конечно, мой киай звучал смешно и это забавляло людей. Но не переживайте. Вы должны понять, как использовать пресс, так что потеря голоса — это часть процесса.
Разные киай (kiai)
Вопрос:Я слышал много разных киай. Я имею в виду, что одни кричат что-то вроде «Йааа!» перед тем, как нанести удар, другие что-то вроде «Йооой!», «Йаса», «Сааа», «Йата» и т.д. до или после удара.
Существуют ли какие-нибудь правила для киай? Имеют ли какие-либо типы киай определенное значение? Как человек должен выбирать свой киай (когда и что именно кричать)?
Ответ Масахиро Имафудзи:
Хороший вопрос! Требований по киай нет, однако произносить что-то невежливое нельзя. Наиболее распространенный киай — «Йиааааа».
В Японии есть такое понятие как «какегоэ» (kakegoe) (выкрикивать/ восклицать) когда мы танцуем, играем в перетягивание каната и многое другое.
Какегоэ предназначено для того, чтобы взбодрить себя (и других, если в команде) и синхронизировать движения, как в танцах и перетягивании каната. Так и в кендо, некоторые люди применяют разные какегоэ. Поэтому мы и слышим разные киай.
Как мы выбираем киай?
Для начала вам нужно попробовать стандартный тип киай — «Йиааааааа!». Практикуйте громкий и долгий киай довольно продолжительное время. Затем, когда вы будете знать, как «заряжать» себя с помощью киай, вы можете попробовать какие-либо другие типы киай.
Многие среди не японских кендо-ка — обладателей кю (kyu) — произносят очень тихий и короткий киай. Возможно, они пытаются копировать обладателей данов, но, к сожалению, здесь это так не работает. С тихим и коротким киай очень сложно подавить оппонента, если вы еще не развили настоящий киай.
Через годы и годы тренировок вы придете к тому киай, который больше всего вам подходит.
Семе
Простой перевод этого слова ознеачает «атаковать». Даже когда вы физически не наносите удар, но ментально оказываете давление на своего оппонента, это тоже называется семе. Вы должны научиться выполнять эффективное семе. Мы говорим, «выполняйте семе вверх или вниз». Это означает, что мы делаем семе, когда заставляем нашего оппонента подумать, что мы собираемся ударить в верхнюю часть тела (мен или цки) либо в нижнюю часть тела (коте или до).