Руководитель дипломного проекта (работы) и его обязанности
По представлению выпускающей кафедры, приказом декана факультета, из числа преподавателей или научных сотрудников кафедры назначается руководитель ВКР. Руководителями ВКР могут быть также специалисты из других учреждений и предприятий, профиль работы которых соответствует специальности кафедры.
За актуальность, соответствие тематики ВКР профилю специальности, руководство и организацию ее выполнения несет ответственность выпускающая кафедра и, непосредственно, руководитель ВКР.
Руководитель ВКР:
- выдает задание на выпускную работу (рекомендуемая форма задания – Рисунок 1) и разъясняет содержание задания;
- оказывает студенту помощь в получении необходимых материалов, в организации и выполнении работы;
- проводит систематические занятия со студентом и консультирует его;
- в случае необходимости обеспечивает консультации других специалистов;
- регулярно контролирует ход работы над дипломным проектом работой) по частям или в целом;
- проверяет выполнение всех пунктов задания в пояснительной записке в демонстрационном материале;
- составляет письменный отзыв о дипломном проекте (работе);
Выпускающей кафедре в случае необходимости предоставляется право пригласить консультантов по отдельным разделам ВКР из числа сотрудников вуза или других учреждений и предприятий.
Выполнение ВКР осуществляется студентом в вузе или, с предоставлением ему необходимых условий для работы, в других научных и проектно-конструкторских учреждениях, на предприятиях и в организациях.
За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет непосредственно студент - автор ВКР.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)
ВКР дипломированного специалиста должна представлять собой самостоятельное комплексное исследование, связанное с разработкой физико-теоретических, проектно-конструкторских, технологических и технико-экономических задач по специальности. ВКР может оформляться в виде дипломного проекта или дипломной работы. Дипломный проект должен иметь выраженную проектно-конструкторскую или технологическую направленность. Дипломная работа должна иметь научно-исследовательскую направленность и быть связана с решением научно-производственных задач.
Задание на ВКР вместе с календарным планом полностью определяет содержание и объем дипломного проекта (работы). Задание составляется руководителем на специальном бланке (см. рисунок 1). Подписанное руководителем и дипломником задание передается на выпускающую кафедру для утверждения. Срок сдачи задания на кафедру - один месяц после официальной даты начала дипломного проектирования. Выпускающая кафедра имеет право предложить уточняющую редакцию названия темы ВКР и содержания отдельных разделов задания.
Содержание задания на проект (работу) включает в себя ряд разделов. В разделе "Тема дипломного проекта/дипломной работы" для дипломного проекта формулируется точное название разрабатываемого прибора или системы. В задании на дипломную работу формулируется тема исследования.
Тематика дипломных проектов обычно ориентируется на разработку, проектирование или модернизацию лазеров и лазерных приборов и систем, разработку контрольно-юстировочных устройств и стендов для настройки или испытаний. Соответственно тематика дипломных работ может отражать исследования физических явлений и процессов в звеньях лазерной системы.
В разделе "Исходная технико-экономическая информация к ВКР" должны быть приведены:
а) подробное и конкретное назначение прибора (системы);
б) технические требования к проектируемому изделию (размещение блоков, способ регистрации получаемой информации и пр.);
в) исходные данные для расчета основных параметров и характеристик изделия;
г) условия эксплуатации;
д) требования к надежности прибора;
е) требования к безопасности жизнедеятельности и экологии;
ж) указание на источник питания;
з) тип производства (мелко или крупносерийное, индивидуальное).
По отдельным исходным данным допускается указание: “Уточняется в процессе разработки проекта”.
В разделе "Содержание расчетно-пояснительной записки" приводится перечень вопросов, которые должны быть отражены в записке (обзор литературы, теоретические и экспериментальные исследования, анализ результатов, экономическое обоснование, вопросы безопасности жизнедеятельности и т.д.). Поскольку дипломная работа имеет научно-исследовательский характер, то она может не содержать проектно-конструкторской и технологической частей. Однако по возможности желательно включение и этих разделов в уменьшенном по сравнению с дипломным проектом объеме.
В разделе "Графические материалы квалификационной работы" указываются обязательно представляемые чертежи и плакаты и их объем. К ним относятся разработанные дипломником функциональная (структурная) схема, оптическая и электрическая принципиальная схемы, конструктивная разработка прибора или его оригинальной части и чертежи его деталей, плакаты, поясняющие принцип действия прибора, реализуемые физические и математические закономерности, а также плакаты, поясняющие технологические, экономические и другие аспекты разработки.
Рисунок 1 – Бланк задания на ВКР |
ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Стиль текста
Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
Собственно научный | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа; |
Научно-технический (производственно-технический) | Научно-технический отчет, техническое описание, проектная документация; |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв; |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог; |
Учебно-научный | Учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация; |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья; |
При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного, организующего стиль признака. Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи.
Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры.
Обобщённость и отвлечённость языка науки диктуется спецификой научного познания. Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения и в строгой последовательности изложения. Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Роль авторского «я», говорящего, в научной речи весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные. А это, в свою очередь, определяет другие речевые особенности научного стиля (см. табл. 1).
Таблица 1 – Особенности научного стиля
Языковые средства | Примеры |
Уровень языка: Лексика | |
Термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д. (однословные и словосочетания). | Юстировка, коллиматор, гетеродинирование |
Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения. | Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться. |
Уровень языка: Морфология | |
Преобладание имени существительного над другими частями речи. | Методы лазерной диагностики движения потоков основаны на явлении рассеяния лазерного излучения оптическими неоднородностями. |
Частотность существительных в именительном и родительном падежах. | В некоторых схемах рабочий элемент лазера используется в качестве оптического усилителя для излучения от другого источника. |
Широкое использование абстрактных существительных среднего рода. | Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение. |
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. | Часть зондирующего лазерного излучения рассеивается в обратном направлении (в сторону приемника), либо отражается от специально установленных экранов и отражателей. |
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использование формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. | Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца. |
Употребление указательных местоимений. | В данном случае, этот процесс. |
Употребление причастий и деепричастий. | Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий. |
Уровень языка: Синтаксис | |
Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов. | Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. |
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. | К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через XY. |
Предложения, осложнённые однородными, обособленными членами, вводными словами и конструкциями; сложные предложения. | Методами ЛДА можно измерить характеристики дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых потоков, турбулентные корреляционные характеристики пограничных слоев, полей течения продуктов сгорания вблизи сопел, характеристики газовых турбин, ударных волн, исследовать обтекание различных тел потоками, вихри за телами, бинаправленные кратковременные, пульсирующие, осциллирующие и вращающиеся потоки, проводить диагностику двухфазных турбулентных течений в выходных потоках ракет, авиа- и ракетных двигателей, распылительных устройствах, изучать движение потоков в электрических и магнитных полях, измерять распределение давления на поверхности движущихся в потоке тел и др. |
Вводные и вставные конструкции. | По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например; напротив; итак; таким образом. |
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. | Вначале попытаемся...; сказанное, разумеется, не означает...; как мы уже знаем...; как было подчёркнуто... |