Руководитель дипломного проекта (работы) и его обязанности

По представлению выпускающей кафедры, приказом декана факультета, из числа преподавателей или научных сотрудников кафедры назначается руководитель ВКР. Руководителями ВКР могут быть также специалисты из других учреждений и предприятий, профиль работы которых соответствует специальности кафедры.

За актуальность, соответствие тематики ВКР профилю специальности, руководство и организацию ее выполнения несет ответственность выпускающая кафедра и, непосредственно, руководитель ВКР.

Руководитель ВКР:

- выдает задание на выпускную работу (рекомендуемая форма задания – Рисунок 1) и разъясняет содержание задания;

- оказывает студенту помощь в получении необходимых материалов, в организации и выполнении работы;

- проводит систематические занятия со студентом и консультирует его;

- в случае необходимости обеспечивает консультации других специалистов;

- регулярно контролирует ход работы над дипломным проектом работой) по частям или в целом;

- проверяет выполнение всех пунктов задания в пояснительной записке в демонстрационном материале;

- составляет письменный отзыв о дипломном проекте (работе);

Выпускающей кафедре в случае необходимости предоставляется право пригласить консультантов по отдельным разделам ВКР из числа сотрудников вуза или других учреждений и предприятий.

Выполнение ВКР осуществляется студентом в вузе или, с предоставлением ему необходимых условий для работы, в других научных и проектно-конструкторских учреждениях, на предприятиях и в организациях.

За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет непосредственно студент - автор ВКР.

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)

ВКР дипломированного специалиста должна представлять собой самостоятельное комплексное исследование, связанное с разработкой физико-теоретических, проектно-конструкторских, технологических и технико-эконо­миче­ских задач по специальности. ВКР может оформляться в виде дипломного проекта или дипломной работы. Дипломный проект должен иметь выраженную проектно-конструкторскую или технологическую направленность. Дипломная работа должна иметь научно-исследовательскую направленность и быть связана с решением научно-производственных задач.

Задание на ВКР вместе с календарным планом полностью определяет содержание и объем дипломного проекта (работы). Задание составляется руководителем на специальном бланке (см. рисунок 1). Подписанное руководителем и дипломником задание передается на выпускающую кафедру для утверждения. Срок сдачи задания на кафедру - один месяц после официальной даты начала дипломного проектирования. Выпускающая кафедра имеет право предложить уточняющую редакцию названия темы ВКР и содержания отдельных разделов задания.

Содержание задания на проект (работу) включает в себя ряд разделов. В разделе "Тема дипломного проекта/дипломной работы" для дипломного проекта формулируется точное название разрабатываемого прибора или системы. В задании на дипломную работу формулируется тема исследования.

Тематика дипломных проектов обычно ориентируется на разработку, проектирование или модернизацию лазеров и лазерных приборов и систем, разработку контрольно-юстировочных устройств и стендов для настройки или испытаний. Соответственно тематика дипломных работ может отражать исследования физических явлений и процессов в звеньях лазерной системы.

В разделе "Исходная технико-экономическая информация к ВКР" должны быть приведены:

а) подробное и конкретное назначение прибора (системы);

б) технические требования к проектируемому изделию (размещение блоков, способ регистрации получаемой информации и пр.);

в) исходные данные для расчета основных параметров и характеристик изделия;

г) условия эксплуатации;

д) требования к надежности прибора;

е) требования к безопасности жизнедеятельности и экологии;

ж) указание на источник питания;

з) тип производства (мелко или крупносерийное, индивидуальное).

По отдельным исходным данным допускается указание: “Уточняется в процессе разработки проекта”.

В разделе "Содержание расчетно-пояснительной записки" приводится перечень вопросов, которые должны быть отражены в записке (обзор литературы, теоретические и экспериментальные исследования, анализ результатов, экономическое обоснование, вопросы безопасности жизнедеятельности и т.д.). Поскольку дипломная работа имеет научно-исследовательский характер, то она может не содержать проектно-конструкторской и технологической частей. Однако по возможности желательно включение и этих разделов в уменьшенном по сравнению с дипломным проектом объеме.

В разделе "Графические материалы квалификационной работы" указываются обязательно представляемые чертежи и плакаты и их объем. К ним относятся разработанные дипломником функциональная (структурная) схема, оптическая и электрическая принципиальная схемы, конструктивная разработка прибора или его оригинальной части и чертежи его деталей, плакаты, поясняющие принцип действия прибора, реализуемые физические и математические закономерности, а также плакаты, поясняющие технологические, экономические и другие аспекты разработки.


руководитель дипломного проекта (работы) и его обязанности - student2.ru руководитель дипломного проекта (работы) и его обязанности - student2.ru  
Рисунок 1 – Бланк задания на ВКР

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Стиль текста

Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:

Собственно научный Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа;  
Научно-технический (производственно-технический) Научно-технический отчет, техническое описание, проектная документация;  
Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв;  
Научно-справочный Словарь, справочник, каталог;  
Учебно-научный Учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация;  
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья;

При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного, организующего стиль признака. Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи.

Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры.

Обобщённость и отвлечённость языка науки диктуется спецификой научного познания. Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.

Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения и в строгой последовательности изложения. Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Роль авторского «я», говорящего, в научной речи весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:

Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные. А это, в свою очередь, определяет другие речевые особенности научного стиля (см. табл. 1).

Таблица 1 – Особенности научного стиля

Языковые средства Примеры
Уровень языка: Лексика
Термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д. (однословные и словосочетания). Юстировка, коллиматор, гетеродинирование
Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения. Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться.
Уровень языка: Морфология
Преобладание имени существительного над другими частями речи. Методы лазерной диагностики движения потоков основаны на явлении рассеяния лазерного излучения оптическими неоднородностями.
Частотность существительных в именительном и родительном падежах. В некоторых схемах рабочий элемент лазера используется в качестве оптического усилителя для излучения от другого источника.
Широкое использование абстрактных существительных среднего рода. Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение.
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. Часть зондирующего лазерного излучения рассеивается в обратном направлении (в сторону приемника), либо отражается от специально установленных экранов и отражателей.
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использование формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца.
Употребление указательных местоимений. В данном случае, этот процесс.
Употребление причастий и деепричастий. Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий.
Уровень языка: Синтаксис
Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов. Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему.
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через XY.
Предложения, осложнённые однородными, обособленными членами, вводными словами и конструкциями; сложные предложения. Методами ЛДА можно измерить характеристики дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых потоков, турбулентные корреляционные характеристики пограничных слоев, полей течения продуктов сгорания вблизи сопел, характеристики газовых турбин, ударных волн, исследовать обтекание различных тел потоками, вихри за телами, бинаправленные кратковременные, пульсирующие, осциллирующие и вращающиеся потоки, проводить диагностику двухфазных турбулентных течений в выходных потоках ракет, авиа- и ракетных двигателей, распылительных устройствах, изучать движение потоков в электрических и магнитных полях, измерять распределение давления на поверхности движущихся в потоке тел и др.
Вводные и вставные конструкции. По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например; напротив; итак; таким образом.
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. Вначале попытаемся...; сказанное, разумеется, не означает...; как мы уже знаем...; как было подчёркнуто...

Наши рекомендации