Совершенствование организационной структуры управления персоналом
Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.
Под организационной структурой управления понимается целостная структура управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.
Снять имеющиеся противоречия в системе управления учреждениями — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно–педагогических условий:
- создание подлинно демократической возможности участия коллектива учреждения, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
- повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления учреждением.
Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития учреждения как комплексной социально–педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.
Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни учреждения и общества.
Предлагаемый подход состоит в том, чтобы рассмотреть организационную структуру управления техникума с учетом ее потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления, с учетом практики.
Перспективный путь проектирования модели организации — целевая структуризация, т. е. построение блочно–целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории сотрудников, воспитанников, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным учреждением: демократические принципы; вариантная система форм учебно–воспитательной деятельности; система соуправления; расширенное взаимодействие с социальной средой. Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сфер деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.
Расширенный объект управления учреждением техникума предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются внутри учреждения и с окружающей средой.
Выход на субъектно–субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители техникума, коллегиальные органы управления, органы студенческого самоуправления.
Построение моделей посредством определения системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределение функционала.
Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений, вытекающих из основополагающих исходных понятий и принципов теории управления:
- модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой и подсистемой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;
- проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения как процесса управления;
- структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;
- непрерывность в целостной системе управления образованием в техникуме предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;
- перестройку целостной системы управления образованием необходимо осуществлять в направлении структурно–функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;
- в составе системы управления должен быть орган с правом общественно–государственной экспертизы на основе государственно–общественных нормативов, с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления.
На анализируемом ГАПОУ СО «Каменск–Уральский техникум торговли и сервиса» используется функциональная структура управления персоналом. Управляющие, подчиненные, четко разделены по функциям и ответственности, потоки движения исходной и управляющей информации столь же явно обусловлены, поэтому во взаимоотношениях между персоналом нет повода для конкуренции. При увеличении же объема работ маневренность линейно-функциональной структуры заметно снижается, поскольку узкая специализация сотрудников, обусловленная их разделением труда, выступает в качестве сообразного тормоза при реакции учреждения на динамику внешней среды. Развивающееся управление учреждением техникума может конструироваться и по матричной структуре. В этом случае участники воспитательного процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития учреждения в рамках единой концепции. Предлагается руководству анализируемого учреждения изменить функциональную структуру управления на матричную, как показано на рисунке 5.
Данная структура наиболее эффективна при решении каких – либо задач проектного характера. Например, нужно реализовать проект по внедрению новых информационных технологий в образовательном процессе. Для решения задачи создаются временные группы специалистов (команды) из соответствующих подразделений.
В числе преимуществ данной структуры является сочетание функционального содержания в деятельности участников проектных программ и ярко выраженной их (команд) проблемной ориентации, гибкое использование специалистов, сокращение времени реакции на требования внешней среды, повышение эффективности деятельности учреждения. При реализации предложенного мероприятия численность работающего персонала не поменяется.
Проект №1 Руково–дитель проекта |
Директор |
Зам. директора по УВР |
Зам. директора по УПР |
Зам. директора по УР |
Бухгалтер проекта |
Группа внедрения проекта |
Бухгалтер проекта |
Группа внедрения проекта |
Бухгалтерия |
Группа мат.–технич. обеспечения проекта |
Группа мат.–технич. обеспечения проекта |
Проект №2 Руково–дитель проекта |
Научно–методический совет |
Педагогический совет |
Попечительский совет |
Родительский комитет |
Профсоюзный комитет |
Аттестационная комиссия |
Студенческий совет |
Совет техникума |
Рис. 5 Матричная структура управления
-
рис. 6 Организационная структура ГАПОУ СО «КУТТС»
Анализ локальных нормативных актов.
Важной задачей практики являлся анализ локальных нормативных актов деятельности ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса».
При рассмотрении имеющегося порядка формирования локальных актов ПОО определено следующее.
В КУТТС создана система локального нормативного регулирования деятельности. Причем, данная система сформирована управленческой командой техникума и основана на положениях Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ (далее – Закон) и действующем законодательстве. В соответствии со ст. 30 ФЗ «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом». Также этой статьей установлена обязанность согласования локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации советами обучающихся, советами родителей, представительными органами обучающихся. В данной ПОО нормы Закона выполняются в полной мере.
Во-первых, создан перечень локальных нормативных актов (ЛНА) ПОО СПО по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с Законом. Перечень содержит 14 групп ЛНА по соответствующим направлениям деятельности:
1. Локальные нормативные акты, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса
2. .Локальные нормативные акты, регулирующие работу органов управления ОУ СПО
3. Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность структурных подразделений ОУ СПО
4. Локальные нормативные акты, регламентирующие правила приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования
5. Локальные нормативные акты, регулирующие содержание и организацию учебного процесса ОУ СПО
6. Локальные нормативные акты, регулирующие воспитательную деятельность ОУ СПО
7. Локальные нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение обучающихся ОУ СПО
8. Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию контроля образовательной деятельности ОУ СПО и оценки качества образования
9. Локальные нормативные акты, регламентирующие доступ в сеть Интернет ОУ СПО
10. Локальные нормативные акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность ОУ СПО
Для каждой группы Перечня определены правовые основания для разработки и процедура утверждения.
Например, для группы ЛНА, регулирующих права и обязанности участников образовательного процесса, основанием для разработки является ст. 52 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 № 237-ФЗ, ст. 372 Трудового кодекса РФ и т.п. В приведенной ниже таблице дается выдержка из перечня в части группы № 1.
Таблица 4.
№ | Название локального акта | Основание для разработки | Процедура утверждения |
1. Локальные нормативные акты, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса | |||
1. | Устав ОУ СПО | ст. 52 Гражданского кодекса РФ; ст. 25 гл. 3 № 273-ФЗ; ст. 372. Трудового кодекса РФ. | Учредитель |
3. | 1. Трудовой договор с работником ОУ СПО 2. Договор с учредителем (учредителями) – при необходимости. 3. Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) на оказание платных услуг. | ст. 46, ст. 47, ст. 48 гл. 5 № 273- ФЗ; ФГОС СПО раздел 7 п. 7.13. | Приказ ОУ |
4. | Положение о делопроизводстве в ОУ СПО (номенклатура дел) | Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013. | Приказ ОУ |
5. | Положение по организации и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении | Конституция РФ; ст. 212 Трудового кодекса; Приказ Минобразования России от 14.08.2001 № 2953 «Об утверждении отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. | Приказ ОУ |
6. | Должностные инструкции работников ОУ СПО | Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 №678; приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761 н. | Профсоюз, приказ ОУ |
7. | Права, обязанности и ответственность работников ОУ СПО (помимо педагогических работников) | ст. 52 гл. 5 № 273-ФЗ. | Профсоюз, приказ ОУ |
Далее процедура создания ЛНА сопровождается изданием приказа директора техникума с определением количества разделов локального нормотворчества и назначением ответственных лиц за разработку определенной группы актов либо конкретного локального акта. Данная информация закрепляется в перечне локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельностииграфике сдачи локальных нормативных актов ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса», который является приложением в к приказу (Таблица 7,8).
Перечень уже более конкретизирован и содержи все направления деятельности, подлежащие локальному регулированию. Перечень утверждается директором и является приложением приказа о создании локальных нормативных актов. В таблице 7 приведена выдержка из перечня. Настоящий перечень является исчерпывающим.
Таблица 7
ПЕРЕЧЕНЬ
локальных нормативных актов по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности в ГАПОУ СО
«Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»
№ п/п | Наименование локального акта | Ответственный за разработку |
Государственно-общественное управление образовательной организацией | Полетаева Н.В. | |
1.1 | Устав ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Полетаева Н.В. |
1.2 | Коллективный договор ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Кулик Г.А. |
1.3 | Организационная структура ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Полетаева Н.В. |
1.4 | Штатное расписание ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
Локальные нормативные акты, регламентирующие кадровую работу | Бахтерева И.А. | |
7.1 | График работы ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
7.2 | Правила внутреннего трудового распорядка работников ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
7.3 | Права, обязанности и ответственность работников ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
7.4 | Положение о соотношении учебной и другой педагогической работы педагогических работников ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Гончаренко Е.О. |
7.5 | Положение о кадровой комиссии ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»» | Бахтерева И.А. |
7.6 | Положение о жилищной комиссии ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
7.7 | Положение о наградной комиссии ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
7.8 | Положение о резерве руководящих кадров ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
7.9 | Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Гончаренко Е.О. |
7.10 | Положение о порядке аттестации руководящих работников в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Гончаренко Е.О. |
7.11 | Порядок определения норм времени для расчета объема учебной нагрузки преподавателей и мастеров производственного обучения в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса | Гончаренко Е.О. Боброва Л.Ф. |
Локальные акты, регламентирующие антикоррупционную политику | Бахтерева И.А. | |
8.1 | Антикоррупционная политика ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
8.2 | Кодекс этики и служебного поведения работников ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
8.3 | Положение о конфликте интересов работников в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
8.4 | Процедура раскрытия конфликта интересов в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
8.5 | Положение «Подарки и знаки делового гостеприимства» ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Бахтерева И.А. |
Локальные нормативные акты, регламентирующие профсоюзную работу | Кулик Г.А. | |
9.1 | Положение о комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и контролю выполнения коллективного договора в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» | Кулик Г.А. |
9.2 | Положение о порядке ведения коллективных переговоров между работниками ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» и работодателем по заключению коллективного договора (внесению изменений и дополнений) | Кулик Г.А. |
Таблица 8
ГРАФИК