Основные сведения о допусках и посадках, квалитетах (классах точности) и параметрах шероховатости (классах чистоты обработки)
Допуски и посадки.
При сборке машин детали могут соединяться одна с другой подвижно или неподвижно. Размер, по которому происходит соединение одной детали с другой деталью, называют сопрягаемым размером. Размеры, по которым не происходит соединение деталей, называют свободными размерами. Например, диаметр вала и соответствующий размер отверстия в шкиве сопрягаемые размеры, а наружный диаметр шкива является свободным размером.
Для обеспечения взаимозаменяемости деталей достаточно изготовлять их с определенной точностью. Поэтому при изготовлении той или иной детали устанавливают допустимые отклонения ее размеров, при которых обеспечивается ее нормальная работа в машине. Эти отклонения размеров построены в определенной системе, которая называется системой допусков. Принято различать следующие размеры: номинальный, действительный, предельный. Все размеры на машиностроительных чертежах указываются в миллиметрах. Номинальным размером называется основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений. Действительным размером называется размер, полученный в результате измерения, с допустимой погрешностью. Действительный размер детали часто не соответствует номинальному и имеет отклонения от него в сторону увеличения или уменьшения.
Предельными размерами называются размеры, между которыми должен находиться действительный размер. Из них больший размер называется наибольшим предельным размером, а меньший наименьшим предельным размером. Алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами называется отклонением. Отклонение является положительным (верхним), если действительный размер больше номинального, и отрицательным (нижним), если действительный размер меньше номинального.
Положительные и отрицательные отклонения являются предельными отклонениями и указываются на чертежах при номинальном размере.
Посадка характеризует тип соединения двух сопрягаемых деталей, вставленных одна в другую. Посадки разделяются на три группы: с натягом, с зазором.
Посадки с зазором обеспечивают свободное относительное перемещение сопряженных деталей. При таких посадках диаметр отверстия всегда больше диаметра вала.
Посадки с натягом обеспечивают прочное, неподвижное, соединение сопрягаемых деталей. При такой посадке диаметр отверстия меньше диаметра вала.
В переходных посадках в собранной паре деталей могут получаться как зазоры, так и натяги. Следовательно, тот или иной вид посадки зависит от наличия зазора или натяга между соединяемыми деталями.
Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, характеризующая свободу перемещения соединяемых деталей (размер отверстия больше размера вала).
Натягом называется отрицательная разность между диаметрами отверстия и вала до сборки, характеризующая их неподвижность после сборки (размер отверстия меньше размера вала).
Согласно ГОСТ 7713- 62 утверждены следующие наименования посадок и обозначения допусков валов и отверстий для 2-го класса точности; посадки с зазором: скользящая - С, движения - Д, ходовая - X, легкоходовая Л, широкоходовая Ш, теплоходовая ТХ; посадки с натягом: горячая Гр, прессовая Пр, легкопрессовая Пл; переходные: глухая Г, тугая Т, напряженная Н, плотная П. При изготовлении деталей пользуются двумя системами допусков, обеспечивающих тот или иной вид соединения: системой отверстия и системой вала.
Наибольшее применение находит система отверстия, так как при этой системе размеры отверстия для различных видов посадок одного и того же класса точности остаются постоянными, изменяются только размеры вала, который легче обработать с более высокой точностью и замерить, чем отверстие.
Квалитеты.
Под квалитетом понимают совокупность допусков, характеризуемых постоянной относительной точностью для всех номинальных размеров данного диапазона (например, от 1 до 500 мм).
Точность в пределах одного квалитета зависит только от номинального размера. Стандартом установлено 20 квалитетов: 01, 0, 1, 2, 3-18. Квалитет определяет допуск на изготовление, а следовательно, и соответствующие методы и средства обработки и контроля деталей машин. Наивысшей точности соответствует квалитет 01, а низшей - 18 квалитет. Значит, чем больше номер квалитета, тем больше допуск размера.
Квалитеты 01, 0, 1 предназначены для нормирования точности размеров плоскопараллельных концевых мер длины.
Квалитеты 2, 3, 4 для нормирования точности размеров гладких калибров-пробок и калибров-скоб, деталей измерительных приборов и инструментов.
Квалитеты 5 и 6 предназначены для нормирования точности размеров деталей высокоточных ответственных соединений (шпинделей прецизионных станков, шеек коленчатых валов и др.).
Квалитеты 7, 8 являются наиболее распространенными. Они предусмотрены для размеров точных ответственных соединений в машиностроении, например: деталей двигателей внутреннего сгорания, автомобилей, самолетов, металлорежущих станков.
По квалитету 9 преимущественно выполняют размеры деталей тепловозов, паровых машин, подъемно-транспортных механизмов, полиграфических, сельскохозяйственных машин.
Квалитет 10 предназначен для размеров неответственных соединений, например, для деталей тракторов, вагонов.
Квалитеты 11, 12 предназначены для нормирования точности размеров деталей, образующих неответственные соединения, в которых допустимы большие зазоры и их колебания, например, размеров крышек, фланцев.
Квалитеты 13 – 18 предназначены для неответственных размеров деталей, не входящих в соединения с другими деталями, т.е. для свободных размеров, а также для межоперационных размеров.
Параметры шероховатости
Стандартом предусматривается 6 параметров, которыми может пользоваться конструктор при установлении требований к шероховатости поверхности в зависимости от ее функционального назначения. Эти параметры дают возможность характеризовать практически все показатели качества изделий, зависящие от шероховатости поверхности и обеспечить значения выбранных параметров соответственно технологическим процессам.
Различают следующие параметры шероховатости,
высотные:
Rа - среднее арифметическое отклонение профиля;
Rz - высота неровностей профиля по 10 точкам;
Rmax- наибольшая высота профиля;
шаговые:
S - средний шаг неровностей профиля по вершинам;
Sm - средний шаг неровностей профиля по средней линии;
высотно-шаговый:
tр- относительная опорная длина профиля.
6 Технологические карты (на примере выполняемых работ)
1. Проверка бортовых датчиков КБД.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Проверить исправность и крепление датчиков КБД. Работы по проверке работоспособности выполнить в соответствии с технологической карты.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, МАТЕРИАЛ. ручное считывающее устройство РСИ01-01.
ПРОФЕССИЯ. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
2. Осмотр электрических аппаратов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Аппараты очистить от пыли и подгаров, проверить их соответствие нормам допусков и износов, в случае необходимости, произвести их ремонт или замену исправными. При необходимости зачистить контакты:
- силовые - бархатным или личным напильником;
- блокировочные - стальной (хромированной) пластиной.
Проверить отсутствие заедания в подвижных частях аппаратов, четкость срабатывания, прочность крепления аппаратов и токоведущих частей, плотность постановки защитных кожухов и крышек. Проверить состояние гибких шунтов. Шунты и провода у наконечников, имеющие обрыв или отгар жил свыше 20% сечения, заменить. При меньшем повреждении оборванные жилы заправляются так, чтобы свободные концы плотно прилегали к целым жилам провода.
Проверить состояние электромагнитных вентилей и электропневматических клапанов, крепления соединений воздухопроводов цепей управления.
Утечки воздуха устранить.
Осмотреть шинный монтаж, проверить крепление шин. При наличии трещин шины заменить.
Мелкие оплавления деталей зачистить при помощи стеклянного полотна, крупные - при помощи личного напильника. Металлические опилки с аппаратов тщательно удалить.
После всех операций по зачистке произвести протирку изоляционных деталей покрытых битумным лаком.
Стертые и отсутствующие надписи на аппаратах восстановить в соответствии со схемой электровоза и названиями аппаратов.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, МАТЕРИАЛ. отвертка 7810-0435 3В Н12Х1 ГОСТ 210 10-75, ключ 7811-0004 С 1 Х9 ГОСТ 2839-80, пассатижи ГОСТ 17438-72, стальная (хромированная) пластина, напильник ГОСТ 146 5-80, нефрас С50/170 ГОСТ 8505-80, бензин Б-70 ТУ-38.10191 3-82, салфетки технические ТУ 63.178.101-86.
ПРОФЕССИЯ. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
3 Осмотр проводов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Восстановить повреждения у наконечников бандажировка проводов. Провода, имеющие повреждения оплетки, заизолировать по всему участку слоями изоляционной ленты. В тех местах, где провода огибают острые углы каркасов или других заземленных деталей, проложить дополнительную изоляцию. Наконечники проводов, имеющие трещины, изломы или уменьшения контактной поверхности более чем на одну четверть, заменить. Стертые и отсутствующие надписи на проводах восстановить в соответствии со схемой электровоза. Запрещается при необходимости смены аппарата отсоединять провода, не восстановив предварительно их маркировку.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, МАТЕРИАЛ. изолента ПВХ 15 х 0,20 синяя, 1 сорта, ГОСТ 16214-86, ключ 7811-0454 С 1 Х9 ГОСТ 2839-80, пассатижи ОСТ 17438-72, отверка 7810-0435 3В Н12Х1 ГОСТ 210 10-75.
ПРОФЕССИЯ. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
4 Осмотр пневматических цепей аппаратов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Осмотреть пневматические приводы и проверить правильность их функционирования и четкость работы при минимальном давлении воздуха 3.5 Атм.
Утечки воздуха устранить.
Медные трубки пневматических цепей аппаратов, имеющие трещины или вмятины на глубину более 30% диаметра, или скрученные, заменить.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, МАТЕРИАЛ. ключ 7811-0023 С 1 Х9 ГОСТ 2839-80.
ПРОФЕССИЯ. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
5 Проверка автоматических защитных выключателей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Проверить АЗВ включением и выключением от руки (следует обращать внимание на легкость срабатывания, целостность корпусов и исправность крепления проводов). Неисправные АЗВ снять для ревизии, ремонта и испытания на стенде.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, МАТЕРИАЛ. пассатижи ГОСТ 17 438-72, отвертка 7810-0435 3В Н12Х1 ГОСТ 21010-75.
ПРОФЕССИЯ. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
Требования охраны труда при ремонте тягового подвижного состава
Правила разработаны в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевых правил по охране труда и других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и устанавливают основные требования охраны труда при техническом обслуживании (далее - ТО) и текущем ремонте (далее - ТР) электровозов, тепловозов и паровозов (далее - локомотивов) в ОАО «РЖД».
Действие распространяется на работников ремонтных локомотивных депо (далее - депо), занятых выполнением работ по ТО и ТР локомотивов, выполняемых в депо и пунктах технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ) ОАО «РЖД», за исключением ТО-1.
Руководители депо обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами по охране труда, стандартами безопасности труда.
При эксплуатации в депо и их производственных подразделениях оборудования, транспортных средств, проведении производственных процессов, применении материалов и методов работ, для которых требования безопасного производства работ не предусмотрены правилами, следует соблюдать требования нормативных правовых и нормативных технических документов, утвержденных в установленном порядке.
Работники депо, выполняющие ТО и ТР локомотивов, должны знать:
- технологию обслуживания и ремонта локомотивов;
- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
- порядок эвакуации в случае пожара или аварийной ситуации, сигналы тревоги и места их нахождения, установленные в депо;
- требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности;
Приказом по депо должны быть назначены работники, ответственные за:
- постановку локомотивов на ремонтные позиции депо, ПТОЛ устройствами ввода под низким напряжением;
- постановку и снятие ограждений при проведении работ с повышенной опасностью;
- безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ;
- технически исправное состояние грузоподъемных машин и механизмов, грузозахватных приспособлений, сосудов, работающих под давлением, электро- и газосварочного оборудования;
- электрохозяйство;
- испытание и хранение абразивных кругов;
- технически исправное состояние станочного оборудования и безопасное производство работ на нем;
- газовое и складское хозяйство; противопожарное состояние;
- природоохранную деятельность;
При проведении ТО и ТР в депо, ПТОЛ на работников могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003-74:
Физические:
- движущиеся машины и механизмы;
- подвижные части производственного оборудования;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- или пониженная влажность и подвижность воздуха;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенный уровень инфразвуковых и ультразвуковых колебаний;
- повышенный уровень ионизирующих и неионизирующих излучений;
- повышенная напряженность электрического и магнитного полей;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенный уровень статического электричества;
- отсутствие или недостаток естественного света;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)
К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы на высоте должны выполняться работниками с применением предохранительного пояса и страховочного каната и защитной каски (Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000).
- химические, обладающие токсическими, раздражающими, сенсибилизирующими, канцерогенными действиями на организм человека;
- биологические: патогенные микроорганизмы.
- психофизиологические: физические перегрузки; перенапряжение анализаторов; монотонность труда.
Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-2004.
Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках депо, ПТОЛ, мастерских должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95, ОСТ 32.120-98 и Отраслевых норм естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
Показатели микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях должны соответствовать требованиям СНиП 41-01-2003, СНиП 31-03-2001, СанПиН 2.2.4.548-96, СП 2.5.1334-03.
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях, на открытых площадках депо, в кабинах локомотивов не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005-88, ГН 2.2.5.1313-03, ГН 2.2.5.2308-07, СанПиН 1.2.2353-08.
Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.006-75.
К самостоятельной работе, связанной с ТО и ТР локомотивов в депо, ПТОЛ, допускаются работники, имеющие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, а также проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в комиссии депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.
Вновь принимаемые на работу работники при проведении вводного инструктажа по охране труда должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая на производстве и оказанию первой помощи пострадавшим.
Женщины и лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, не должны допускаться к работам, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, и Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
Работники, впервые принятые на работу или переведенные из подразделения в подразделение внутри ОАО «РЖД», характер работы которых существенно изменился и которые впервые в зимних условиях выполняют работы, связанные с движением поездов – «первозимники», - должны проходить обучение для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) работникам депо, ПТОЛ должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, постановления Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13.01.2003 N 1/29 и стандарта ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения».
Проведение всех видов инструктажей и стажировки регистрируется в журналах регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте с обязательным указанием даты проведения инструктажа и подписью инструктируемого и инструктирующего.
Результаты проверки знаний требований охраны труда должны быть оформлены в соответствующих протоколах, журналах, а также в личной карточке при поступлении (переводе) на работу.
В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, стандарта ОАО «РЖД» «Система управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Организация обучения» работникам должны проводиться противопожарные инструктажи, обучение по пожарно-техническому минимуму с проверкой знаний требований пожарной безопасности.
Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск работников к обслуживанию и эксплуатации электроустановок должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), стандарта ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения».
Работники, допущенные к участию в производственных процессах, должны соблюдать Правила, Инструкции и другие нормативные документы по охране труда, пожарной, промышленной и электробезопасности, установленные для выполняемой ими работы.
Работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н, а также психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695.
Начальник депо обязан обеспечить своевременное прохождение работниками депо медицинских осмотров.
Сведения о предварительных и периодических медицинских осмотрах должны храниться в отделе кадров депо в личных делах работников.
Начальник депо обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, разработку планов мероприятий по приведению рабочих мест в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и стандарта ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда» и других нормативных актов по охране труда.
8 Требования безопасности при выполнении слесарных работ
Производственная деятельность слесаря вследствие разнообразия условий и характера работ требует проявления особой внимательности в работе, всестороннего знакомства с оборудованием, которым приходится пользоваться.
Для выполнения производственных заданий слесарю необходимо применять различный инструмент (механизированный, электрифицированный, пневматический), а также использовать станочное оборудование для сверлильных, заточных и других работ, различные приспособления, механизмы и транспортно-подъемные средства.
Указанный характер работы требует от слесаря знаний правил техники безопасности и строгого их соблюдения.
Каждый слесарь обязан знать и строго выполнять все требования по технике безопасности, а администрация цеха, участка должна обеспечить рабочее место всем необходимым и создать нормальные условия труда для безопасности.
Общие требования техники безопасности:
1 При получении новой (незнакомой) работы требовать от мастера дополнительного инструктажа по технике безопасности.
2 При выполнении работы нужно быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других.
3 На территории завода (во дворе, в здании, на подъездных путях) соблюдать следующие правила:
- быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками электрокранов и водителями движущегося транспорта, и выполнять их;
- не находиться под поднятым грузом;
- не проходить в местах, не предназначенных для проходов, и не перебегать пути перед движущимся транспортом;
- не проходить в неустановленных местах через конвейер и рольганги и не подлезать под них, не заходить без разрешения за ограждения;
- не прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и не открывать дверок электрошкафов;
- не включать и не останавливать (кроме аварийных случаев) машин, станков и механизмов, работа на которых не поручена администрацией цеха;
4 В случае ранения прекратить работу, известить об этом мастера и обратиться в медпункт.
Мастер или лицо, его заменяющее, обязан немедленно сообщить об этом администрации цеха для своевременного составления акта о происшедшем несчастном случае и принятия мер, предупреждающих повторение подобных случаев.
Условия обеспечения безопасности перед началом работ:
1 Привести в порядок рабочую одежду, застегнуть или обхватить широкой резинкой обшлага рукавов (или закатать рукава выше локтя); убрать концы галстука, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов; убрать волосы под плотно облегающий головной убор, работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается.
2 Внимательно осмотреть место работы, привести его в порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы, инструмент и детали располагать так, чтобы избегать лишних движений и обеспечить безопасность работы, содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.
3 Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты (защитных очков, резиновых перчаток и т. п.).
При работе применять только исправные инструменты и приспособления.
4 При работе ручным инструментом следить, чтобы инструмент удовлетворял следующим требованиям:
- слесарные, молотки и кувалды должны иметь ровную, слегка выпуклую поверхность, быть надежно насажены на ручки и закреплены стальными заершенными клиньями;
- все инструменты, имеющие заостренные концы для рукояток (напильники, ножовки, шаберы и др.), должны быть снабжены деревянными ручками, соответствующими размерам инструмента, с бандажными кольцами, предохраняющими их от раскалывания;
- рубящие инструменты (зубила, просечки, бородки, обжимки и т. п.) не должны иметь косых и сбитых затылков, трещин и заусенцев; их боковые грани не должны иметь острых ребер;
- гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин; запрещается применять прокладки между зевом ключа и гранями гаек и наращивать их трубами или другими рычагами (если это не предусмотрено конструкцией ключа). Раздвижные ключи не должны иметь слабины в подвижных частях;
5 Для переноски рабочего инструмента к рабочему месту подготовить специальную сумку или ящик; переносить инструмент в карманах запрещается.
6 Проверить, чтобы освещение рабочего места было достаточным и свет не слепил глаза.
7 Если необходимо пользоваться переносной электролампой, проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных ламп допускается не выше 12 В.
8 При работе талями проверить их исправность, приподнять груз на небольшую высоту и убедиться в надежности тормоза, стропа и цепи.
Место для подвешивания талей должен указать мастер или бригадир, укреплять тали можно только после разрешения мастера или бригадира. Особое внимание обратить на прочность крепления талей.
9 Если рядом производятся электросварочные работы, потребовать от администрации установления щита (ширмы) для защиты глаз и лица от воздействия ультрафиолетовых лучей или надеть специальные защитные очки.
10 Если работа производится около электрических проводов и электроустановок, потребовать от электриков выключения тока на время работы; если этого сделать нельзя, то при проведении работ должны обязательно присутствовать мастер или механик; опасные места необходимо ограждать.
11 При работе около движущихся частей станков и механизмов требовать ограждения опасных мест.
12 Перед работой на заточном станке проверить состояние и исправность станка, убедиться, что:
- защитные кожухи надежно прикреплены к станку;
- подручник правильно установлен, т. е. зазор между краем подручника и рабочей поверхностью круга меньше половины толщины шлифуемого (затачиваемого)’ изделия и не более 3 мм;
- подручник установлен так, что прикосновение изделия к кругу происходит по горизонтальной плоскости, проходящей через центр круга или выше ее, но не более чем на 10 мм (перестановку подручника разрешается производить только после полной остановки станка);
- наждачный круг не имеет биения и на его поверхности нет выбоин или трещин;
- круг прочно закреплен. Между фланцами и кругом должны быть прокладки (из плотной бумаги, картона или резины) толщиной 0,5 1 мм. Прокладки должны перекрывать всю зажимную поверхность фланца и выступать наружу по всей окружности фланца не менее чем на 1 мм;
- пылеотсасывающая установка находится в исправном состоянии и обеспечивает во время работы станка удаление пыли;
- станок имеет исправный защитный подвижный экран. Если экрана нет, необходимо надеть защитные очки;
- при заточке и включении абразивного круга следует стоять не напротив круга, а несколько в стороне от него;
- при работе на станках убедиться, что станок заземлен.
13 Условия обеспечения безопасности во время работы:
- при работе в тисках надежно зажимать обрабатываемую деталь;
- при спуске рычага тисков остерегаться удара по ноге и защемления руки между головками рычага и винтом;
- при установке в тиски осторожно обращаться с тяжелыми деталями, чтобы избежать ушибов при их падении;
- при работах, требующих разъединения или соединения деталей при помощи кувалды и выколотки, выколотку держать клещами; выколотка должна быть из меди или другого мягкого металла. Нельзя находиться прямо против работающего кувалдой, следует стоять сбоку от него;
14 При работе пневматическим инструментом:
- перед пуском воздуха во избежание вылета инструмента (чеканки, зубила и т. п.) плотно прижать последний к обрабатываемой поверхности;
- переносить инструмент за ручку, а не за шланг;
- по окончании работы и во время перерыва в работе выключать подачу воздуха;
- запрещается работать на приставных лестницах;
- при работе пневматическим зубилом обязательно надевать очки с небьющимися стеклами или сеткой;
- при смене инструмента вентиль воздухопровода должен быть закрыт, перекручивать и зажимать шланг для прекращения доступа воздуха запрещается;
- запрещается направлять струю сжатого воздуха на себя и на другихработающих и обдувать одежду;
15 Не сдувать металлическую пыль и стружку сжатым воздухом, сметать их только щеткой или кисточкой.
16 Расплавление свинца, баббита и других цветных металлов производить, применяя при этом вытяжную вентиляцию, и обязательно в защитных очках.
17 Без специального разрешения мастера не производить никакого ремонта или осмотра электрической части оборудования; если необходимо присоединить или отсоединить концы или снять электродвигатель или электроустройство, следует вызвать электромонтера.
18 Промывку деталей производить в моечных машинах, а обдувку сжатым воздухом в закрытых камерах, имеющих вентиляцию.
19 Укладывать детали устойчиво на подкладках или стеллажах, не загромождая рабочего места и проходов. Высота штабелей не должна превышать для мелких деталей 0,5 м, для средних 1 м и для крупных 1,5 м.
20 При работе на сверлильных станках:
- прочно закреплять обрабатываемые детали;
- при заедании режущего инструмента немедленно остановить станок;
- детали малых размеров, если их нельзя закрепить на столе станка или в тисках, придерживать клещами, плоскогубцами;
- не браться за сверло, шпиндель и патрон руками до полной остановки станка;
- не работать в рукавицах;
- убирать стружку только крючком или щеткой-сметкой;
21 Зачаливать груз только испытанными стропами, имеющими бирки с указанием сроков испытания и их грузоподъемности.
22 Стропальные работы может производить сам слесарь лишь в том случае, если он имеет удостоверение на право выполнения этих работ.
23 При обработке длинных деталей, труб, валов, тяг и других необходимо соблюдать осторожность, так как они могут причинить травму окружающим.
24 Соблюдать на работе правила личной гигиены:
- не мыть руки в масле, эмульсии, керосине и не вытирать их концами, загрязненными стружкой;
- не принимать пищи на рабочем месте;
- не хранить личной одежды на рабочем месте;
- при работе со свинцом, баббитом и т. п. по окончании работы и особенно перед едой тщательно вымыть руки и прополоскать рот;
Условия обеспечения безопасности по окончании работы:
- убрать детали, материалы и инструмент;
- привести в порядок рабочее место;
Заключение
Я, Перескоков Евгений Андреевич, проходил практику с 6 апреля по 3 мая 2017 в сервисном локомотивном депо Киров-Вятка, где выполнял работы с высоковольтной и низковольтной аппаратурой на электровозе серии ЧС4т, а также чистку, ремонт, визуальный осмотр и смазку механических частей.
Таким образом, в данном отчете мною рассмотрены следующее вопросы:
- общая характеристика ремонтного депо;
- основные принципы работы при ремонте подвижного состава;
- назначение и правила применения универсальных приспособлений при ремонте подвижного состава;
- основные сведения о допусках и посадках, квалитетах и параметрах
шероховатости;
- требования охраны труда при ремонте тягового подвижного
состава;
- техника безопасности при выполнении слесарных работ.
За время прохождения производственной технологической практики я приобрел навыки работы в должности слесаря.
В ходе практики у меня развились такие качества как дисциплинированность, ответственность и интерес к работе слесарей.
Список используемой литературы
1 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минтранса России № 286 от 21.12.2010 : в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2015 № 382 // СПС КонсультантПлюс
2 Правила текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного тока [Электронный ресурс] : утв. МПС РФ от 30.12.1999 № ЦТ-725 – Режим доступа : [http://yadi.sk/d/ 00oNeLW4iPdxM]
3 Правила текущего ремонта и технического обслуживания электровозов переменного тока [Электронный ресурс] : утв. МПС РФ 25.12.1998 г. № ЦТ-635. – Режим доступа: [http://yadi.sk/d/AMKQponiiPdR6]
4 Петропавлов Ю. П. Технология ремонта электроподвижного состава [Текст] : учебник / Ю. П. Петропавлов. – М. : Маршрут, 2006. – 432 c. :ил.
5 Собенин Л.А. Организация, планирование и управление локомотиворемонтным производством [Электронный ресурс] / Л. А. Собенин, А.А. Зайцев, Б.А. Чмыхов. – Электрон. Дан.-М : «УМЦ ЖДТ», 2006. – 439 с. –Режим доступа: [http://e.lanbook.com/book/59208]
Отчет по производственной практике выполнил | Перескоков Евгений Андреевич | |
Отчет поп производственной практике проверил | Перминов Андрей Анатольевич | |
Представитель структурного подразделения ОАО «РЖД» |