Билет – теории виртуализации

Первыми теориями, объясняющими современность через понятия виртуальности были теории А. Бюля, М. Паэтау (Германия) и А. Крокера, М. Вэйнстэйна (Канада).

Модели А. Бюля, А. Крокера и М. Вэйнстейна основываются на теории исторического материализма К.Маркса. Согласно теории, развитие новыхтехнологий (рост производственных сил) вызывает изменения в системе общественных отношений: появляются новые отношения собственности, на их базе — новые социальные классы, новые формы политической власти, идеологии и искусства и т.д. Таким образом, речь идет о переходе к новой фазе капитализма, когда классические структуры индустриального общества устраняются по мере внедрения компьютерных технологий. А. Бюль считал, что с развитием технологий виртуальной реальности, компьютеры из вычислительных машин превратились в универсальные машины по производству «зеркальных» миров. В каждой подсистеме общества образуются «параллельные» миры, в которых функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Internet, общение с персонажами компьютерных игр. Так, гиперпространство «параллельных миров» - это новая сфера экспансии капитализма. Виртуализацией А. Бюль называет опосредованный, инициированный компьютеризацией процесс замещения реально существующих структур виртуальными конструктами.

А. Крокер и М. Вэйнстейн, в отличие от А. Бюля, делают акцент на разоблачении киберкапитализма как системы, порождающей новый тип неравенства и эксплуатации. Владельцы компаний, производящих программное обеспечение и предоставляющих доступ в Internet, рассматриваются как ядро нового господствующего класса, движимого волей к виртуальности и превращающего виртуальную реальность в капитал. Виртуализацией Крокер и Вэйнстейн называют новый тип отчуждения — отчуждение человека от собственной плоти в процессе применения новых технологий и превращение ее в потоки электронной информации, подпитывающие виртуальный капитал.

Модель «виртуализации социального» М. Паэтау базируется на теории Н.Лумана, в которой общество определяется как система коммуникаций. Возникновение гиперпространства сети Internet - результат «использования» обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства аутопойесиса (по терминологии Лумана) . Наряду с «реальной» интеракцией и организацией, коммуникация посредством компьютера вносит свой вклад в производство социальности. Изменение общества рассматривается как структурная дифференциация системы вследствие появления в ней новых элементов — виртуальных аналогов реальных коммуникаций. Поэтому виртуализация социального рассматривается как просто очередной системный эффект. Виртуализация в приведенных теориях рассматривается либо как технологический процесс,имеющий социальные последствия, либо как процесс социальный, но опосредованный компьютерами и без них невозможный. Как результат, происходит теоретическая фетишизация технологий виртуальной реальности, описание которых вытесняет социологический анализ. Практически ничего не говорится про изменения, происходящие в реальности. Поэтому следует рассматривать виртуализацию как процесс изменения общества в целом, а не просто как создание «параллельного» виртуального общества. Существует два основных смысла понятия «виртуальное». В первом смысле термин раскрывается через противопоставление бесконечно малых периодов существования частиц и стабильной в своих пространственно-временных характеристиках реальности. Во втором – через противопоставление иллюзорности объектов, создаваемых средствами компьютерной графики, и реальности материальных объектов. Виртуальная реальность – организованное искусственными средствами смоделированное, многомерное, нелинейное, разновекторное, трансформируемое, относительно самостоятельное и изменчивое условное информационное пространство образов, выступающее как альтернатива и продолжение объективного мира, который рефлексируется субъектом с разной степенью подлинности, достоверности и в рамках которой человек может вступать во взаимодействие с другими субъектами . Поведение изображаемого объекта воспроизводит пространственно-временные характеристики поведения вещественного объекта. В качестве универсальных свойств виртуальной реальности можно выделить три характеристики:

• нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);

• условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);

• эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования).

О виртуализации применительно к обществу можно говорить постольку, поскольку общество становится похожим на виртуальную реальность, т.е. может описываться с помощью тех же характеристик. Виртуализация в таком случае — внутренне разнородный, разнонаправленный процесс симуляции, воспроизводства, замещения различными средствами (в том числе – компьютерными) реальной действительности (различных сфер жизнедеятельности общества, социальных ролей, атрибутов институциональности, вещей, взаимодействий и практик) идеальными, потенциальными пространственно-временными относительно самостоятельных образов . Однако, существует непременное условие – должна применяться логика виртуальной реальности. Например, виртуальной экономикой можно назвать ту, в которой хозяйственные операции ведутся преимущественно через Internet. Социальное содержание виртуализации – симуляция институционального строя общества — первично по отношению к содержанию техническому. Общее представление о феномене замещения реальности образами позволяет разрабатывать собственно социологический подход: не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь. Именно поэтому распространение технологий виртуальной реальности происходит как киберпротезирование. Оно вызывается стремлением компенсировать с помощью компьютерных симуляций отсутствие социальной реальности. В постиндустриальную эпоху институциональный строй представляет собой то устойчивое и объективное по отношению к индивидам, что можно назвать реальностью.В эпоху постмодерна сущность человека отчуждается уже не в социальную, а в виртуальную реальность. В виртуальной реальности любого рода человек имеет дело не с вещью, а с симуляцией. Человек эпохи модерна воспринимает ее как естественную данность, в которой приходится жить. Человек эпохи постмодерна, погруженный в виртуальную реальность, увлеченно «живет» в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспектива виртуализации общества.

Наши рекомендации