Билет – теория модернизации Айзенштадта

Культуроцентристская модель модернизации. По Айзенштадту, модернизацию нужно рассматривать как процесс или серию процессов с общим ядром, генерирующим общие или сходные проблемы. Ядром у него являлись социальная мобилизация и структурная дифференциация, которые проявлялись в тенденциях индустриализации, демократизации, научно-технической революции, секуляризации, урбанизации. Его модель позволяет нам дать собственно социологическую интерпретацию тем тенденциям, которые квалифицируются как модернизационные. У Айзенштадта нет жесткой причинно-следственной связи между модернизационными тенденциями – связь парадигмальная, логико-смысловая. Его модель предполагает концептуализацию только тех изменений, которые ведут к к повышению индивидуальной и групповой социальной мобильности, к развитию системы специализрованных институтов и стратифифкационной формы соц. неравенства.

Билет – теории рефлексивной модернизации (Бек, Гидденс)

Бек

Реализация базовых ценностей современности – индивидуализма и рационализма – неизбежно ведет порождает опасность \ риски – они и создают общество современного типа. Модернизация происходит как институционализация рисков, появляются институты, их регулирующие. По мере роста прогресса риски возрастают. Модернизация приходит к парадоксальному самоотрицанию: индивидуализм и рационализм порождают соц зависимость и неопределенность, первоначальная концепция модернизации становится деструктивной. Компенсировать все это призвана рефлексивность. Рефлексия негативных последствий модернизации артикулируется новыми соц движениями – экологическими, антивоенными, движениями в защиту прав и субкультур. Переход от современности к рефлексивной современности

Гидденс

Рефлексивность – это характеристика не только новой фазы, но и всей современности. Она проявляется в постоянном испытании и реформе социальных практик, происходящем ввиду поступающей инфы об этих практиках, тем самым приводя к основательному изменению их характера и развитием открепляющих механизмов – источников динамизма современности, т.е. модернизации. Современность характеризуется тем, что координация деятельности по оси времени становится доминирующей, происходит развитие двух типов механизмов автономизации от локальных условий взаимодействия – символические средства обмена и экспертные системы.

У обоих авторов рефлексивность – это средство корректировки соц. процессов с целью управления рисками, возросшими в эпоху поздней современности.

Билет – теории общества постмодерна (Лиотар, Бодрийяр)

Лиотар

Период после ВМВ2 – период кардинальных изменений: общество вступает в постиндустриальную эру, культура – в постмодерн. Общество и культура модерна характеризуются монолитностью и универсализмом. Отправным пунктом постмодерна – недоверие к положениям эпохи модерна, означающее сомнение в том, что науч. и тех. прогресс, подчинение природных сил и управление социальными есть безусловное благо, освобождающее человека от нужды, угнетения и предрассудков; сомнение в том, что новое обесценивает, делает ненужным старое. Постмодернизм означает уравнение в правах объективного и субъективного, научного и ненаучного, архаичного и современного. Отрицание ценностей (метаннарративов у Лиотара) – отрицание ценностей современности. При переходе от модерна к постмодерну происходит дизинтеграция социальных агрегатов, их распадение на массы индивидуальных атомов. Модерн – отношение к реальности, характеризующееся чувством дефицита реальности и создание иных реальностей. Постмодерн – индифферентность по отношению к реальности, продуцирование отсутствия реальности.

Бодрийяр

Идея отсутствия исчезновения реальности – ключевая в постмодернистской соц. теории.

Дефицит реальности у Бодрийяра – это не дефицит вещей и поступков, это нарастающее перепроизводство их в качестве знаков реального. Утрата реальности – это утрата различия знака – образа и референта – реальности. Предметы потребления приобретают характеристику знаков, образующих специфический дискурс. Вещи ценятся не за непосредственную функцию, а за свойство быть инструментарием для создания послания себе и другим. Происходит переход от соц. реальности к соц. гиперреальности.

У обоих авторов в целом модерн есть реальность, динамичность, монолитность; постмодерн – эфемерность и симуляционная гиперреальность, инертность и симуляционная гипердинамичность, эклектичность и симуляционная гиперинтегированность.

Наши рекомендации