Конструкции пролетных строений
Простейшее пролетное строение железнодорожного моста при езде поверху состоит из двух главных балок, связанных системой связей. Непосредственно на пояса балок укладывают мостовые брусья, на которых располагают рельсы. Главные балки обычно имеют двутавровое сечение. Такие пролетные строения с расчетными пролетами 18,2; 23,0 и 33,6 м изготовляют, как правило, цельносварными на заводе и доставляют на строительную площадку в готовом виде одним блоком (рис.31,а).
При езде понизу расстояние между главными балками значительно увеличивается, и возникает необходимость устройства балочной клети из продольных 2 и поперечных 1 балок. По такой схеме выполняют железнодорожные мосты больших пролетов со сквозными болтосварными фермами (рис.31,б).
Рис.31 а, Главные балки и связи пролётного строенияб, Пролетное строение (езда понизу)
5.Плавучие буровые установки с опорными колоннами
Плавучие буровые установки (ПБУ) устанавливаются на дно моря на опорных колоннах. Устойчивость обеспечивается собственным весом, при этом колонны вдавливаются в грунт на 4-15 м в зависимости от его несущей способности. Такого типа самоподъемные ПБУ могут быть самоходными и несамоходными. На рис.32.показана несамоходная установка с прямоугольным понтоном 1, который в рабочем положении опирается на четыре опорные колонны 2 высотой 100 м. Колонны квадратного сечения представляют собой сквозные решетчатые фермы с рейками по углам для зацепления механизмом подъема. Нижние концы колонн выполнены в виде резервуаров 3.
Рис.32. Плавучая буровая установка с четырьмя опорными колоннами
Плавучие полупогружные буровые установки (ППБУ)
ППБУ на колоннах с затопляемыми понтонами (рис.33) имеют нижние понтоны 5, стабилизирующие колонны 3, главную палубу 1, коробчатые балки 2 и раскосы 4. Широко поставленные колонны большого диаметра и значительная инерция подводных частей обеспечивают хорошую устойчивость при погружении, всплытии и в особенности при волнении. Однако парусность сооружения и значительная волновая нагрузка требуют для удержания ППБУ мощной якорной системы 6.
Корпусам понтонов обычно придают форму с судовыми очертаниями оконечностей. Для переноса значительной части объема сборочно-сварочных работ в цеховые условия стабилизирующие колонны разбиваются по высоте на объемные секции, которые, в свою очередь, объединяются в два монтажных яруса. Технологически сложные узлы соединения трубчатых и коробчатых раскосов с колоннами выполняются при изготовлении монтажных ярусов, что упрощает технологию сборки установки на монтаже.
Первая отечественная ППБУ "Шельф-1" (рис.34) предназначена для бурения разведочных нефтяных и газовых скважин при глубинах моря от 100 до 200 м.
Рис.33 ППБУ “Акер-Н3”
Рис.34. ППБУ Шельф-1