Информационные технологии управления запасами на ж.д. транспорте на базе SAP / R3. Цели создания, состав функциональных подсистем и задач.
Производственные запасы - это запасы сырья, материалов, топлива, оборудования, запасных частей у потребителей. На самом деле, запасы различного рода материальных ценностей играют важнейшую роль при функционировании любой системы. Они создаются в связи с тем, что материальные, сырьевые и топливные ресурсы поступают к потребителям в основном отдельными партиями через определенные промежутки времени. В то же время потребление этих ресурсов осуществляется непрерывно и не может зависеть от перерывов в их поступлении. Поэтому запасы важны потому, что обеспечивают бесперебойную работу предприятий. Но неумелое управление ими приводит либо к их сверхнормативному росту, либо к дефициту. И то, и другое наносит экономический ущерб предприятиям. Если запасы малы, то может нарушиться процесс функционирования объекта. Если запасы чрезмерно велики, то возникают издержки вследствие "замораживания" вложенных в запасы средств и невозможности их использования в других целях, вследствие обесценивания запасов (моральное и физическое старение), неоправданных расходов на хранение излишних запасов и управление ими. Кроме того, иммобилизация средств в запасах снижает уровень общей рентабельности - основного экономического показателя деятельности предприятий, - которая определяется из соотношения балансовой прибыли к сумме среднегодовой величины основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Суммарная величина потерь из-за отклонения запасов от нормативного уровня уменьшает балансовую прибыль предприятия. Наличие сверхнормативных запасов означает отвлечение части оборотных средств в запасы и снижение их оборачиваемости, что приводит к увеличению их размера. Таким образом, снижение уровня рентабельности по вине системы снабжения происходит как результат одновременного уменьшения числителя и увеличения знаменателя. Для предприятий уровень рентабельности является одним из важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности и поэтому в нем заключается стимулирующая роль как экономического рычага повышения рационального использования материальных ресурсов.
Цели разработки системы
При формировании целей разработки системы был использован программно-целевой метод планирования и управления. Его сущность состоит в том, что определяется глобальная цель и функция, способствующая ее достижению. Затем эта глобальная цель структурируется на подцели первого порядка с идентификацией функций, обеспечивающих их достижение. Далее этот процесс повторяется до 2-го, 3-го и так далее уровней. Структуризация целей заканчивается тогда, когда она более логически невозможна. Тогда формулируется так называемые целереализующие процедуры, обеспечивающие достижение целей низшего уровня. Результатом реализации процедур является информация, представляемая в виде выходных форм, используемых в конечном итоге при принятии управленческих решений.
В итоге реализации вышеуказанной методики является функционально-целевая модель, представленная на рис. 1.
Итак, глобальной целью создания автоматизированной системы управления запасами на отраслевом уровне состоит в обеспечении оптимальной величины производственных запасов на железнодорожном транспорте в целом.
Эта цель может быть достигнута за счет трех подцелей первого уровня:
§ обеспечить системный контроль за состоянием запасов в отрасли;
§ обеспечить снижение уровня запасов в отрасли;
§ обеспечить анализ результативности системы управления запасами.
Первая цель реализуется пассивной функцией, заключающейся в выявлении объектов, имеющих сверхнормативный запас, обеспечивая информационную базу для принятия административных воздействий для снижения запасов как в объектном, так и в функциональном разрезе.
Вторая цель достигается активной функцией, обеспечивающей реализацию сверхнормативных запасов на основе сведений о наличии конкретных номенклатурных позиций МТР у конкретных держателей запасов.
И, наконец, третья цель связана с возможностью оценить: как результативность функционирования АСУ-запасы, так и работу отдельных руководителей железнодорожного транспорта всех уровней.
И, как уже отмечалось выше, полный состав целей разработки АСУ-запасы на отраслевом уровне представлен на рис. 1.
Перечень функций системы
Перечень функций системы управления запасами на отраслевом уровне указан в функционально-целевой модели, представленной на рис. 1 .