Элементы газетного номера и полосы.
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска.
Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.
Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь— статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Уголок— статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак — крупный материал, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают обычно на последней полосе.
Объявления и выходные данныезаверстывают обычно на последней полосе.
Колонтитулырасполагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах - в первой колонке, на нечетных - в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
41. Особенности оформления первой полосы.
Первая полоса газеты – ее лицо, на которое читатель обращает внимание в первую очередь. От нее зависит, купит ли человек издание. Поэтому на первой полосе должны найти отображение самые интересные, актуальные и выразительные (или скандальные) материалы. Газета должна моментально узнаваться постоянными читателями, что требует постоянства в использовании цвета, графических элементов и расположении материалов. Обязательным элементом первой полосы газеты является название газеты, а также календарные данные, периодичность, читательская принадлежность.
При создании дизайна первой полосы следует принимать во внимание ее задачи: заинтересовать читателя статьями номера и дать ему представление о том, что же за газету он покупает. Следовательно, название и анонсы – это главное на первой полосе, и именно им отводится первоочередное место. В современных газетах, кроме обязательных элементов, на первую полосу выносятся:
• акцент номера;
• анонсы материалов;
• постоянная рубрика, например, новости в несколько строк.
Также нередко на первой полосе размещают рекламу, прогноз погоды, курсы валют, материалы с продолжением, отдельные материалы.
В целом, оформление первой полосы газеты определяется ее тематикой, объемом, периодичностью, читательским назначением. Ошибкой для ежедневной газеты является обилие материалов на первой
странице. В этом случае акцент номера растворяется в других материалах, а анонсы могут вообще затеряться. Хотя для газет из 4-6 полос вполне возможно размещение на первой полосе небольших информаций под постоянными рубриками или материалов с продолжением на внутренних полосах. В газетах большого объема (например, «Зеркало недели») анонсы превращаются в оглавление (подобно книжному). Задача оформления первой полосы – дать как можно больше информации о содержании номера и, одновременно, не перегрузить материалами, сделать четкие акценты. В этом важную роль играю выработанные традиции оформления, лаконичность заголовков, смысловая яркость фотографии- акцента номера, информативность анонсов. Тенденция сжатости изложения информации диктуется временем – читатель не успевает ознакомиться с материалами большого объема.
Главное пространство на первой полосе – это верхняя половина. Достаточно пройти вдоль газетных лотков и киосков, чтобы заметить, что очень часто газета лежит (или висит) сложенная пополам, и покупатели видят только верхнюю ее половину. Если изданию немного повезет, его могут развернуть, но если этого не случится, то будущий читатель все равно как-то должен составить себе представление о номере. Поэтому вся важнейшая информация выносится в верхнюю половину первой полосы.
42. Особенности оформления текстовых материалов разных объемов.
Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.
Чем важнее статья или заметка, тем более крупный шрифт используют для набора заголовка. Между объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок. Верстальщику приходится учитывать и то, как разверстана статья: чем больше текстовых колонок она занимает, тем крупнее должен кегль шрифта быть для ее заголовка.
43. Основные приемы оформления текстовых материалов, управляющие читательским вниманием.
Это текстовое деление на абзацы, колонки, изменение кегля, начертания, применение лида, эпиграфа, примечания, выделение курсивом (в т.ч.вопрос в интервью), подложка, врезка, рамка, структурирование текста по номерам, (1,2,3) буквам (а,б,в) точкам и прочая, иерархия заголовков и др (придумать по ходу).
44. Виды газетных заголовков и заголовочных комплексов. Приемы их оформления.
Заголовки:
1) организуют, направляют и облегчают чтение:
— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и тем самым подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;
— предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготовляют читателя к его восприятию;
— членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой — создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем;
2) углубляют понимание статьи, т. к. наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и соотв. подразделов, место каждого в общей структуре произведения;
3) усиливают справ. функцию, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания.
Заголовки акцентируют внимание читателей на наиболее важном и интересном материале, поэтому их оформлению придается первостепенное значение. При оформлении газеты большое внимание должно быть уделено правильному подбору заголовочных шрифтов и их сочетанию с шрифтом основного набора. Газетные заголовки набирают шрифтами разных гарнитур и начертаний, преимущественно кегля 32, 28, 16, 12 п. Заголовки бывают одно-, двух- и многострочными. Строки в заголовке размещают в соответствии с правилами их группировки. Для выделения заголовки подчеркивают линейками, заключают в рамки.
Виды (приемы):
Глухой, флаговый (заголовок, набранный по левому или правому краю текста ), закрытый, открытый.
Врезка – самостоятельный объект внутри публикации в рамке обычного
Буквица – огромная оформительская первая буква.
Выворотка – когда меняется фон с белого на цветной, цвет шрифта. Напр. Текст заходит на фото.
Подложка – часть текста на другом цвете. Моногарнитурный и полигарнитурный.
Заголовочные комплексы – простой, сложный, составной.
Простой – 1,2 строчки. Он, как правило, состоит из одного предложения, включающего в себя какую-то законченную мысль. Он может быть по характеру не только утвердительным, но и вопросительным
«Усложненный» заголовок (с лидом) Подобные заголовки отличаются от «простых» тем, что «формируются» из нескольких самостоятельных, логически завершенных частей, представляющих некую законченную мысль, утверждение или отдельный вопрос, важные для понимания сути данного материала.
Составной– с фото. Редко.
«Заголовочный комплекс»
В их состав входят основной заголовок и подзаголовки (дополнительные заголовки) самой разной сложности и назначения.
Шрифтовое оформление заголовков
Выразительность заголовка во многом зависит от размера (кегля) его шрифта. Выбор кегля определяется важностью газетного материала, к которому относится заголовок, объемом этого материала и количеством колонок, на которые он разверстан, а также местом заголовка на газетной полосе и ее форматом. Между объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок.
Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки будут набраны мелкими кеглями. Если же набрать несколько соседних заголовков одинаковыми по кеглю шрифтами, то важнейший из этих заголовков может потеряться, поскольку будет недостаточно выделен.
Шапка набирается шрифтом более крупного кегля — на одну, две, а то и больше ступеней, чем заголовки заметок, входящих в подборку.
Многострочные заголовки рекомендуется набирать шрифтами более мелких кеглей — на одну ступень ниже, чем однострочные. Строки такого заголовка, даже набранные более мелким шрифтом, в целом образуют крупный, хорошо выделяющийся на полосе блок и занимают значительную площадь.
Подзаголовки набирают более мелкими шрифтами, чем основные заголовки.
Заголовки главных материалов газетной страницы почти всегда набирают «черными» (жирными и полужирными) начертаниями шрифтов. Целесообразно чередовать заголовки, набранные шрифтами различных начертаний. Если, например, заголовок какой-либо статьи набран полужирным шрифтом, то заголовки соседних заметок целесообразно оформить шрифтами светлого начертания; если шапка над полосой набрана курсивным полужирным шрифтом, то заголовок стоящей под нею статьи лучше набрать прямым светлым.
При необходимости можно добиться контрастности и между соседними заголовками, набранными шрифтами одного полужирного начертания. Для этого какойлибо из них набирают вразрядку. При этом заголовок, набранный, например, полужирным узким шрифтом, визуально будет смотреться как оформленный светлым шрифтом. Не следует забывать, что заголовок, набранный в разрядку, читается несколько хуже, чем обычный.
45. Виды изобразительных материалов. Практика их использования в газете. Приемы размещения иллюстрации на газетной полосе. Требования, предъявляемые к ним.
Иллюстрация в буквальном переводе означает «освещение», «пояснение», «наглядное изображение»
Иллюстрация– любое изображение, которое служит пояснением или дополнением к тексту и способствует раскрытию его содержания с помощью зрительных образов Ее важнейшая задача – не украшать, а информировать. Виды иллюстрации – фотографии и рисунки, репродукции и карты, схемы и графики, компьютерные анимированные и трехмерные иллюстрации(3D-модели). Графические иллюстрации.
В целом основные функции такие:
- Повествовательная
- иллюстративная
- композиционно-графическая
По советским учебникам задачи газетной иллюстрации такие:
- событийно-информационного характера
- документальные
- познавательные
сатирические и юмористические
Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: «в обтравку», под углом, с наложением на другую фотографию, с применением необычной конфигурации (многоугольник, круг, овал), с наложением на снимок текста. Отличительной чертой некоторых газет (молодежных, рекламных и др.) является то, что они интенсивнее, чем другие типы газет, варьируют форму и размер фотографий, ведь нестандартные решения служат делу привлечения внимания человека.
«Плакатный стиль» предполагает активное использование фотоиллюстраций – плакатов, крупных снимков в сочетании с «шапкой», «врезкой», набранной прописным или даже заголовочным шрифтом, с броскими линейками, «воздухом», цветовыми акцентами и т.д.
Фотография– важнейший элемент оформления газетной полосы. Появление фотографии не только расширило эти возможности, но и дополнило арсенал журналистики еще одним мощным документальным инструментом, однозначно свидетельствующим о факте произошедшего: снято – значит было. Эта способность фотографического изображения очень быстро продвинула фотографию с позиций иллюстрирования к собственно информированию о происходящем. Текст при этом стал выполнять подчиненную функцию, комментирующую. «Одна фотография, сопровожденная десятью словами, может сказать больше, чем десять тысяч слов,» – говорил знаменитый американский фотограф Эдвард Стейхен.
Сейчас существует большая проблема – бытует точка зрения, что лучше плохая фотография, чем никакой вообще. Хотя основная функция иллюстрации – информировать, а не украшать. Жанр газетной фотографии – фотография с места события.
Требования к фотографиям:
Она должна быть профессиональной по качеству и соответствовать тематике полосы.
Наиболее привлекательными снимками считаются фотографии, где объект в движении.
С содержательной точки зрения наиболее привлекательно смотрятся фотоснимки, показывающие объект в движении (это касается и портрета).
Статичные снимки – для особых случаев (если есть особая задумка).
Графика
Графика – привлекательный элемент издания. Но это не элемент декора. К графическим иллюстрациям относят:
Рисунки (карикатуры), графические иллюстрации. В прессе существует себе еще одна разновидность иллюстрации – инфографика – всевозможные рисованные иллюстрации-схемы, схемы, диаграммы, карты облегчающие представление «технологии» происшедшего. Пространственно реконструированный механизм события позволяет читателю-зрителю максимально точно и максимально быстро разобраться в ситуации, например в аварии самолета, ограблении банка, реконструкции здания и т.п.
Инфографика переводит на язык зрительных образов и делает наглядными самые сложные ситуации, объяснение которых практически невозможно одними лишь словами. Внедрение в редакционную практику компьютеров и спец программ для изображения значительно облегчило эту задачу журналистам, позволило самые сложные схемы-конструкции рисовать максимально быстро, что крайне необходимо при оперативной передаче информации.
Информационная графика (карты, таблицы, диаграммы) – также этот компонент называется инфографика
Коллажи функции– однозначно публицистическую, прямо выражая мнение издания по тому или иному вопросу.
Верстка иллюстраций – два метода:
комплексный (групповой) – когда множество иллюстраций связаны одним сюжетом. Снимки образуют единый иллюстративный образ (единый иллюстративный блок в центре или вверху).
Раздельный метод верстки – каждая фотография представляет самостоятельный материал.
Квадратных форм фотографий сегодня стремятся избегать. Обычно форма прямоугольника. Фотографии часто помещают внутрь текста – из снимка получается вырезанная по контуру картинка-наклейка.
Говоря об иллюстрациях в периодических изданиях, мы говорим об информационном материале, основным жанром, конечно, остается фотография (и такие жанры фотожурналистики, как фотопортрет, фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк). Фотография должна соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству оформления, технического исполнения. Но не менее часто используется графика (рисунки, карикатуры)