Массовая культура как объект и средство масштабных манипуляций.
Манипуляционные технологии, применяемы в искусстве:
1) подстановка объективных оценок субъективной (например, на конкурсе реакция публики никогда не совпадает с мнением судей)
2) конструирование искусственных потребностей (он говорил про желание сменить машины (одежду) низшего класса на более высокий, жигули на BMW и т.д.)
3) искусственное удовлетворение искусственно созданных потребностей (его любимый второй мозг:))
27. Миф как инструмент манипуляции общественным сознанием.
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире. В первобытной культуре – эквивалент науки. Миф пронизывает все человеческое бытие. Это часть коллективного сознания, менталитет народа.
Цель мифа – формирование представлений о чем-либо. Миф выполняет след. функции: •стабилизирующую, благодаря которой общество может преодолеть кризисные этапы своего развития; •объединяющую, когда происходит мобилизация социума ради решения общей проблемы. Иногда ее определяют как функцию создания коллективов разного рода – от футбольной команды и до народа, который борется за независимость. В обоих случаях коллективы формируются благодаря мифу, исторического по своему характеру, поскольку футбольный миф возник чуть более века назад, а мифа о праве организовывать собственное этническое государство не существовало до середины ХIX ст.; •изолирующую, которая дает возможность отделять определенную часть населения, обеспечивая мотивацию для насильственных действий над ней; •дестабилизирующую, которой часто пользуется оппозиция для раскола общества и достижения собственных целей; •абсорбирующую, потребность в которой возникает при образовании новых государственных единиц или при условии входа в общество новых больших групп; •функцию структуризации пространства, согласно которой формируются геополитические суждения, имеющие огромное влияние на создание национальных мифов, поэтому геополитику считают мифом высшего пилотажа.
Следовательно, миф является мощным источником массовой энергии, он способен подтолкнуть целые группы людей к определенным действиям — от осуществления религиозного ритуала до избрания президента и покупки навязанного рекламой продукта. Миф концентрирует в себе своеобразное мировосприятие, созвучное данной культуре, которое не нуждается ни в каких логических доказательствах и рациональных обоснованиях. Существует множество разновидностей мифа, однако чаще всего выделяют мифы традиционные, которые отвечают за духовную сферу жизни (искусство, культура), и мифы социальные, или идеологические, которые получили наибольшее распространение в прошлом веке и активизируются сегодня.
Миф заставляет следовать примеру, он стабилизирует мир, понижая степень его неопределенности. Поэтому ни одно общество не может обойтись без мифологизации. И любая коммуникация в современной ситуации связана прежде всего с процессами ремифологизации, без чего невозможна никакая манипуляция.
В современном обществе создание мифов в коммуникационном процессе происходит при помощи нескольких приемов: - смешение условий и возможностей воображаемых миров и контекста их материального воплощения; - целенаправленная активизация массового сознания, связанная с его архаизацией; - создание института "информационных миссионеров", толкователей тех или иных событий, фактов, явлений;
- эмоциональная дестабилизация.
Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иначе говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой присутствие этой манипуляции не будет ощущаться. Таким образом, важно, чтобы люди (т.е. объекты манипуляции) верили в нейтральность основных социальных институтов, окружающих их. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за скобками конфликтующих социальных интересов. Именно этот миф, по мнению Шиллера, и является главным мифом, обеспечивающим успех манипуляции в условиях демократического государства.
29.Авторитет науки как инструмент манипулятивного влияния на общество
Современное западное общество возникло как единое целое, и одним из столпов, на которых оно стояло, был новый тип знания, познания и мышления - наука. Наука заменила церковь как высший авторитет, легитимирующий, освящающий и политический строй, и социальный порядок. Таким образом, наука стала инструментом господства, а господство в этом типе общества, как уже говорилось, основано на манипуляции сознанием.
Наука и идеология. Вместе с наукой, как ее «сестра» и как пpодукт буpжуазного общества, возникла идеология. Ученые обладают такой же силой, как жрецы в Древнем Египте. Власть, привлекающая к себе эту силу, обретает важное средство господства.
Любая идеология стpемится объяснить и обосновать тот социальный и политический поpядок, котоpый она защищает, чеpез апелляцию к естественным законам. «Так устpоен миp» и «такова пpиpода человека» - вот конечные аpгументы, котоpые безотказно действуют на обычную публику. Поэтому идеологи тщательно создают модель человека, используя всякий идущий в дело матеpиал: научные сведения, легенды, веpования, даже дичайшие пpедpассудки.
Чем больше идеолог и демагог похож на ученого, тем он убедительнее. Пpоизошла «сантификация» науки, одно имя котоpой стало достаточным, чтобы убеждать в веpности чисто идеологических утверждений.
Статус науки оказался выше статуса pелигии. Блага и почести, котоpые достаются пpедставителям этой элиты, не пpопоpциональны их функциональным обязанностям как исследователей, их pоль - освящать политические pешения. Одобpение ученого носит хаpизматический хаpактеp. В идеологии обpаз объективной, беспристрастной науки служит именно для того, чтобы нейтpализовать, отключить воздействие на человека моpальных ценностей как чего-то неуместного в сеpьезном деле, сделать человека беззащитным пеpед внедpяемыми в его сознание доктpинами..
Взаимодействие науки и идеологии - очень большая тема, и мы не можем здесь в нее углубляться. Затронем только несколько вопросов: непосредственное участие ученых в манипуляции сознанием в качестве прикрытия сильных мира сего, главные элементы знания, которые наука предоставляет идеологии (картина мира и представление о человеке), симбиоз между СМИ и наукой.
Авторитет науки и политика. В современной политике на Западе одной из важных фигур стал эксперт, который убеждает общество в благотворности или опасности того или иного решения. Часто при этом возникает конфликт интересов могущественных сил, за которыми стоят финансовые и промышленные воротилы. Если они не приходят к тайному сговору, обывателя и депутатов развлекают спектаклем «научных» дебатов между противоборствующими группами экспертов. «Обоснование pешений ссылками на pезультаты исследований комиссии ученых пpиобpело в США символическую pитуальную функцию, сходную со сpедневековой пpактикой связывать важные pешения с пpецедентами и пpоpочествами Священного Писания», - пишет видный социолог науки.
28. Манипулятивные Технологии в науке:
1) обман в виде фальсификации научных данных (пример. Расчет уровня инфляции)
2) намеренное применение логических ошибок и ошибок в доказательстве (пример. 1) интересы личности имеют приоритетное значение в развитии общества. Значит, часть – важнее целого, но это является запланированным развалом всех процессов…2) логические ошибки в построении науки юриспруденции..)
3) подстановка базы данных (вместо одной БД берётся другая)
4) препарирование фактов, когда факты специально «подстригаются», когда нужны только выводы (пример. Возвышение столыпинской реформы)