Взаимозависимость личностных качеств, компонентов готовности к труду и выбору профессии
КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ | КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ | КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ |
Сообразительность | Творческое отношение к труду, применение теории на практике | Отношение к избираемой профессии как результат приобретенных знаний о ней |
Эрудированность | Технологическая готовность к труду | Научность и объективность при выборе профессии |
Проницательность | Объективная самооценка сил и возможностей в труде | Самооценка профпригодности |
Любознательность | Устойчивый познавательный интерес к науке и технике | Профессиональное самообразование |
Коллективизм | Умение трудиться сообща | Социальные мотивы выбора профессии |
Гуманизм | Уважение к людям труда | Признание важности всех профессий |
Трудолюбие | Потребность в труде | Потребность в профессиональной самоподготовке |
Честность | Нетерпимость к лени и проявлениям иждивенчества в трудовом коллективе | Профессиональная гордость и честь |
Самостоятельность | Организованность, культура труда и рабочего места, экономия и бережливость | Способность к профессиональному самоопределению |
Работоспособность | Добросовестное выполнение трудовых обязанностей | Способность к профессиональному самосовершенствованию |
Требовательность к себе | Требовательность к своему и чужому труду | Ответственное отношение к избираемой профессии |
Решительность | Умение преодолевать трудности в труде и отношениях с коллективом | Способность к профессиональному самоутверждению |
Оптимистичность | Определение жизненных перспектив в связи с трудовым образом жизни | Предвидение перспектив развития своей профессии и роста профмастерства |
Восприимчивость | Эстетическое отношение к труду | Любовь к избираемой профессии |
Существуют определенные связи также между готовностью к труду и выбору профессии в мотивационной сфере: старшеклассники с ярко выраженной общественной направленностью руководствуются при выборе профессии не только личными интересами и возможностями, но и чувством долга – охотно остаются трудиться на местных предприятиях, в родном городе, селе.
50.Формирование интегративных качеств оказывает опосредованное, но эффективное воздействие на профессиональное самоопределение выпускников. А через воспитание компонентов готовности к труду осуществляется непосредственное воздействие на выбор профессии и профессиональное самоутверждение. Следовательно, изучение и формирование личности как объекта и субъекта труда и выбора профессии – единый процесс. Система, наложенная на систему, – вот что такое сегодня профориентация в школе.
51.Профпросвещение учащихся:знакомство с народным хозяйством, задачами текущей пятилетки, тенденциями научно-технической революции и теми требованиями к человеку труда, которые предъявляет сегодня общество. Эта задача осуществляется прежде всего на строгой научной основе – раскрывать профессию в определенной системе и с учетом психологии детей данного возраста.
Характеристика профессии может быть следующей: место и назначение профессии в народном хозяйстве республики; место профессии в промышленности, транспорте, торговле, сельском хозяйстве; изготовляемый продукт, орудие труда, производственный процесс; характеристика труда по специальности (функции специалиста, приемы и методы работы; знания и умения, необходимые для успешного выполнения трудовых процессов); условия работы (культура и гигиена труда), режим труда, заработная плата; перспективы профессии на данном производстве, в масштабе страны; условия совершенствования специалиста, льготы, преимущества, возможности дальнейшего образования при работе на предприятии.
Раскрывается вся глубина требований каждой профессии к человеку, который захотел посвятить ей всю жизнь, ее романтика и трудности, специфика и возможности для раскрытия сил, способностей, ее место в современном мире, жизни общества. В первую очередь с этой программой требований к человеку той или иной специальности знакомят родительский актив, чтобы использовать его для пропаганды профессий одновременно и среди родителей, и среди учащихся (это можно делать на общих воспитательных мероприятиях).
Иначе интерес подростков и старшеклассников к той или иной специальности будет для родителей неожиданным, они не смогут дать квалифицированного совета.
52.Профессиональное самоопределение:важно, чтобы изучение профессии совпадало с самопознанием. Это возможно в том случае, если в школе проводитсяцеленаправленная деятельность по самовоспитанию Для этих целей необходимо вовлечение родителей и профориентационную работу.Чтобы родители сумели эту работу выполнить на высоком уровне, необходимо вооружить их определенными педагогическими знаниями и рекомендациями (что такое призвание и как его определить, каковы требования, которые предъявляет к человеку та или иная профессия).
Все сказанное и определяет процесс профессионального самоопределения: связь школы с семьей и общественностью, с предприятиями, учреждениями в целях формирования у родителей ответственного отношения к семейному воспитанию; педагогический всеобуч родителей, вооружение их методикой профориентационной работы в семье, постоянные консультации родителям и учащимся по определению призвания, выявления сил и способностей, необходимых для избираемой профессии.
Профессиональное самоопределение. Смысл профориентации не только в слове «профессия», но и в слове «выбор». Если нет возможности выбора, нет и убежденности в том, что избранная профессия для человека – смысл его жизни. Выбор профессии управляем. И педагогическое руководство учитывает закономерности и особенности жизненного самоопределения школьников:
· в профессии выбирается не только деятельность, но и характер общения (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Замкнутым школьникам, к примеру, больше подходит канцелярская работа, профессии финансового работника, лаборанта, сторожа, лесника и т. п.;
· в профессии важно реализовать своеобразие личности, чтобы индивидуальные особенности становились сильными чертами, а не изъянами, которые мешают другим жить и трудиться;
· профессия должна давать выход наиболее сильным духовным потребностям и запросам личности (потребности в самоутверждении, самоуважении, во впечатлениях, в общении, сотрудничестве, заботливости и др.);
· в профессии как бы обобщаются прежние увлечения человека и радость достижений в период детства и отрочества. В этом случае специальность становится воплощением достижения личности и поэтому привлекает с годами все больше. Известный педагог И.П. Волков, учитывая эти закономерности, использовал творческую книжку школьника, где записывались все его увлечения, победы в соревнованиях, конкурсах, изготовленные изделия, рисунки и т. п.
Чем разнообразнее увлечения школьников, тем явственнее выступает сфера их призвания. Естественно, что основная работа по профессиональному самоопределению приходится на VII—VIII классы, поскольку в этом возрасте ярко проявляются задатки и способности, впервые со всей остротой и глубиной встает вопрос «Кем быть?», формируются устойчивые интересы к различным сферам и видам человеческой деятельности – искусству, технике, науке, трудовому мастерству, педагогическому делу и др., происходит развитие способностей как основы определения профпригодности.