Профориентационная работа в процессе трудового воспитания учащихся
Система профориентации рассматривается не как отдельное направление педагогической деятельности школы, семьи и общественности, а как органическая часть всей системы подготовки школьников к труду. В этом случае профориентация становится более значимой, содействует их общему трудовому становлению.
Фактором, усиливающим связь профориентации и трудового воспитания, выступает процесс жизненного самоопределения, который включает в себя формирование мотивационной сферы личности, ее социально ценного жизненного опыта, гармоническое единство намерений, возможностей и способностей в поисках своего места в жизни.
С психологической точки зрения установлено, что готовность к труду и выбору профессии имеют единую природу. Первоначально школьник выступает как объект и субъект учебного процесса и общения, а потом уже как объект и субъект труда. Но затем возникает и обратная зависимость: трудовая деятельность облегчает перенос самооценки с учения на общение, она способствует переводу требований коллектива в требовательность к себе, обогащает мотивы учения и выбора профессии, поэтому является важным связующим звеном в формировании отношения к труду и профессии. Сам по себе труд становится воспитательным средством в рамках качественно организованной педагогической системы, формирующей личность как субъект труда и выбора профессии одновременно.
Выявлена особая значимость такого компонента, как объективная самооценка своего труда, своих возможностей и способностей при выборе профессии; на нем базируются все другие элементы профессионального самоопределения.
Несовершенства учебно-воспитательной работы школы отражаются в мотивах выбора профессии. Они как катализатор позволяют делать вывод о сильных и слабых сторонах работы школы.
Исследования мотивов выбора профессии показали, что учащиеся при выборе профессии руководствуются её престижностью (дизайн, медицина, журналистика, международные отношения, экономика и управление, авиация, армия, торговля). Немало учащихся рассматривают первую рабочую профессию как ступеньку в карьере: иметь рабочий стаж для поступления в институт, в перспективе занять руководящее место или получить должность, которая даст возможность жить «красиво» (внешняя торговля, международные отношения и т. п.).
47.Направления воспитательной профориентационной работы в школе. С учетом сказанного вычленяются два направления воспитательной работы: формирование социально ценных мотивов выбора профессии (социальная важность, потребность в кадрах, необходимость закрепления молодежи на селе, ответственность за будущее родного села, города и др.) и педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьников с учетом уровня подготовленности, профпригодности и имеющихся дарований, способностей. Профессиональное самоопределение может быть прочным только тогда, когда соединяются в духовном мире личности призвание и специальность, общественные и личные интересы.
С педагогической точки зрения отмечена закономерность профессионального самоопределения: школьники быстрее ориентируются на профессии, где применяются знания любимого предмета. При этом высокий уровень учебного самопознания и объективная самооценка результатов учения способствуют объективной самооценке профпригодности при выборе профессии; значительно лучше затем связываются воедино учебная и воспитательная работа по профориентации в деятельности классного руководителя.
46.Основы профориентационной работы в школе.
Таким образом, три главные предпосылки лежат в основе профориентационной работы: формирование готовности к труду в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников, связь теории с практикой в процессе обучения, перенос интереса к предмету на интерес к профессии. Связующим их звеном выступает профессиональное самоопределение на основе выявления и развития дарований и способностей (определении призвания) и их связи с конкретной специальностью. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать на эффективность всей профориентационной работы.
Есть еще одно основание прочного выбора профессии – воспитание во всей системе учебно-воспитательной работы школы, семьи, общественности, производства творческого отношения к труду, которое является результатом активной познавательной самостоятельности школьников и применения теории на практике, одновременно обеспечивает и интенсивное развитие дарований и способностей учащихся.
Системный подход в профориентации включает в себя, с одной стороны, взаимосвязь деятельности школы, семьи и общественности, производства, вуза по познанию учащимися производства и своих возможностей в труде, а с другой – взаимосвязь профессионального просвещения, профессионального самоопределения и адаптации на производстве.
Для повышения эффективности профориентационной работы необходимо ее развивать во внеклассной работе по учебному предмету. Опыт передовых учителей республики и научные исследования показали, что до большую часть времени всей кружковой работы можно направить на профориентацию.
Профессионально направленный учебный процесс и внеклассная работа по предмету могут вполне самостоятельно решать многие задачи профориентации. Однако сам процесс профессионального самоопределения значительно сложнее. Естественно, что необходима и специальная профориентационная работа среди учащихся. Школьники быстрее ориентируются на профессию, в которой интеллектуальной основой являются знания по любимому предмету.
Выяснилось, что они становятся фактором профессионального самоопределения в том случае, если накоплен практический опыт в сфере деятельности, труда с учетом специфики предмета. Для того чтобы физика, например, оказывала эффективное влияние на выбор профессии, необходим разнообразный опыт конструирования, моделирования, занятий по электротехнике, рационализации, изобретательству. Биология воспитывает интерес к определенной профессии, если ее изучение связано с природоохранительной деятельностью, опытнической работой и т. д.
Во всех исследованиях отмечен ряд педагогических зависимостей:
· влияние отдельных учебных предметов на выбор профессии усиливается при наличии межпредметных связей в процессе обучения;
· интерес к предмету перерастает в интерес к профессии, если особое внимание уделяется самостоятельному применению теории на практике;
· мотивы отношения к учению и мотивы выбора профессии сближаются, если изучение основ наук помогает осмыслить практический опыт школьников;
· учебный процесс эффективнее влияет на выбор профессии, если связан с возрастными особенностями детей.
48.Готовность к выбору профессии непосредственно зависит от сформированности таких качеств, как эрудированность, сообразительность, любознательность, самостоятельность, работоспособность, решительность. Но поскольку с этими же личностными качествами связаны компоненты готовности к труду, то можно сделать вывод о единстве процессов формирования готовности к труду и выбору профессии.