Трудовое воспитание в процессе обучения
В настоящее время перед школой поставлена задача единства иэффективности идейно-политической, эстетической, нравственной и трудовой подготовки подрастающего поколения как сторонах целостного воспитательного процесса. Чтобы современное общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков закон социального прогресса.
Учебный и воспитательный процессы в школе не существуют изолированно друг от друга, они решают общие задачи по формированию готовности к труду на благо общества, развитию сил и способностей, необходимых для участия в современном производстве.
В учебном процессе органически связываются знания, умения и навыки, формируются сознание и самосознание личности, которые определяют мотивы выбора профессии и трудовую активность человека, научное мировоззрение, необходимое для всех видов активности людей – общественной, трудовой, познавательной, культурной, бытовой. Все, что воспитывает в процессе обучения, в конечном счете необходимо для целостной трудовой подготовки школьников. Вот почему трудовое воспитание в процессе обучения является ведущим направлением подготовки школьников к труду и выбору профессии.
Как известно, отношение к труду зависит в первую очередь от мировоззрения. А оно – результат взаимосвязи всех учебных дисциплин.
В соответствии с ведущей функцией процесса обучения на материале всех учебных предметов формируются стороны научного мировоззрения, связанные с познанием и преобразованием окружающей действительности, осуществляется объективное рассмотрение процессов и явлений в жизни общества.
Главным признаком мировоззрения является его действенность, а именно: приносить пользу делу во всем, постоянно. Обучение же, играя главную роль в подготовке молодежи к труду, решает следующие ведущие задачи:
· формирует систему знаний инаучное мировоззрение, которые необходимы человеку и его разносторонней практической деятельности для познания и изучения процесса производства, для творческой работы по конкретной специальности;
· вырабатывает трудовые умения инавыки, необходимые для последующей профессиональной подготовки, производственной в том числе;
· учит применению теории на практике, что и придает ценность всем научным знаниям;
· помогает проникать в суть жизненных явлений, производственных процессов, анализировать деятельность с позиции современных идей науки, т. е. вырабатывает во взаимосвязи научное и практическое мышление;
· развивает общие и специальные способности, которые используются в различных видах труда; обеспечивает самопознание, самооценку, самоанализ, самоконтроль, на базе которых происходит наиболее осознанное профессиональное самоопределение;
· воспитывает общественные мотивы деятельности и поведения, формирует идеал гражданина-труженика, что является важным компонентом трудового самовоспитания, профессионального самосовершенствования.
Обучение становится важным фактором трудовой подготовки школьников, если оно организовано с учетом основных идей современной дидактики и определено дидактическими принципами связи школы с жизнью, обучения с трудом, теории с практикой.
В науке изучены воспитательные возможности каждого учебного предмета для решения многообразных аспектов трудовой подготовки личности, четко установлено, какие темы курса можно использовать для осмысления современной действительности, познания жизни исамопознания, открытия и развития сил и способностей ребенка, сознательного выбора профессии и подготовки себя к ней.
Эти задачи являются основными на каждом уроке ипо каждому предмету Частными воспитательными задачами уроков выступают также обучение учащихся навыкам самостоятельной работы, самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов, воспитание дисциплинированности, организованности, исполнительности, старательности, точности, аккуратности. Все эти личностные качества в трудовой деятельности важны не менее чем в процессе обучения. При этом существует четкая зависимость: если трудовые качества формируются одновременно в учении и практической деятельности, они становятся объектом самовоспитания. Таково единство и взаимосвязь задач трудового воспитания в обучении и различных видах труда.
Реализация указанных задач обеспечивается при наличии следующих основных условий.
Единство обучения, воспитания и развития.
Связь теории с практикой, школы с жизнью.
Наличие целостной дидактической системы,
38.Дифференцированный подход к решению задач трудового воспитания с учетом возраста учащихся и специфики каждого предмета. Учитель имеет дело с детьми разных типов нервной системы, памяти, темперамента, разного жизненного опыта, высокой, средней и низкой степенью усвоения изучаемого материала по различным предметам и т. д. Поэтому общая дидактическая система не срабатывает без определенной корректировки ее с учетом типичных и индивидуальных особенностей школьников.
Теоретический материал основательно отрабатывается со всеми учащимися, его закрепление и применение уже идет через групповую работу на уроке, дифференциацию учебных заданий, организацию поисковой деятельности под руководством самих учеников и т. д. На каждом уроке должно быть как минимум 3-4 варианта самостоятельной работы: для одаренных, средних и слабых школьников. Дифференцируются и домашние задания, контрольные работы, вопросы при опросе и оценке знаний. Ученики могут учиться в полную меру сил, однако, нельзя требовать от них невозможного, подходить с одной меркой к способным по математике или литературе, к детям с практическим и теоретическим складом ума и т. д. Вот почему не просто связать способности ребенка с особенностями учебных предметов.
Обучение, связанное с воспитательной работой на основе интересов и способностей детей, определяет переход воспитания в самовоспитание, что позволяет к 7-8 классам судить о призвании и профессиональных возможностях значительной части школьников.
Предметы этического и эстетического циклов, общественные науки и уроки труда в состоянии решить задачу формирования нравственного и творческого отношения к труду, умение трудиться сообща, понимать других людей и сотрудничать с ними, способствуют вхождению в трудовой коллектив.
Деятельность педагогов опирается на науку, но одновременно она раскрывает новую методическую концепцию, которая строится на следующих основаниях. Изучать материал крупными блоками вокруг ведущих идей науки, связывать эти основные идеи между собой через самостоятельную, активную познавательную деятельность учащихся. Это помогает снять перегрузки, вдвое ускорить изучение информации по учебной программе и обеспечить простор для индивидуального творчества школьников, их самообразования.
Учить без принуждения. А это можно сделать тогда, когда школьник научится учиться, захочет учиться, поверит в свои силы, способности. Для этого учитель и обязан создать такую методику обучения (учитывая свои возможности), которая обеспечила бы обязательный успех в учении каждого без исключения ученика.
Воспитание в процессе трудового обучения. Трудовое обучение в состоянии самостоятельно решить любую задачу технологического образования, поэтому выполняет и ведущую, и координирующую, и компенсирующую функции. Без полноценного трудового обучения не может быть и полноценного технологического образования.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Общее образование не может быть завершенным и полноценным без постоянной связи с технологическим, которое в свою очередь выступает как теоретическая база профессиональной подготовки.
Научно-технический прогресс расширил сферу активизировал проблему изучения основ информатики и вычислительной техники, экономического и экологического образования, профессиональной общетехнической подготовки. Когда говорят о технологиях, под этим подразумевают проникновение технологического образования в целостный учебно-воспитательный процесс. При этом главным звеном было и остается применение знаний основ наук в современном производстве.
40.Функции технологического образования.
Технологическое образование связывается с общим образованием прежде всего через умственное, интеллектуальное развитие человека. Личность приобретает в данном образовании общетехническую культуру и мышление, у нее формируется трудовой опыт, практический склад ума, действенное отношение к жизни.
Кроме того, переход от экстенсивной к интенсивной экономике потребовал значительной экономической образованности каждого труженика. И неизбежно в технологическое образование включается экономическое. Производственные отношения типа «человек – машина» дополняются новыми «человек – компьютер – машина – технология», «труд по специальности – овладение широкопрофильными профессиями – профессиональная взаимозаменяемость», «рабочий – трудовой коллектив – предприятие – производство отрасль народного хозяйства – современная экономика» и др.
А здесь уже проявляются гражданские позиции тружеников: сотрудничество, взаимопомощь, трудовая дисциплина и др. Поэтому усиливается связь технологического образования в школе с идейно-политическим и нравственным воспитанием. Технологическое образование несет в себе дидактические (обучающие) и воспитательные (формирующие) функции. Несомненно, дидактическая функция является главной, поскольку она готовит человека к максимальному использованию достижений науки в различных сферах современного производства. Она включает в себя:
· формирование технологического кругозора по основам современного производства;
· ориентировку в мире науки, техники и производства;
· овладение учащихся основами научных знаний, необходимых на практике;
· изучение единых экономических принципов современного производства, важных для применения межотраслевых связей, кооперации и интеграции в народном хозяйстве;
· ориентацию в сфере народного хозяйства, необходимую для профессиональной мобильности молодежи;
· развитие сил и способностей школьников, которые впоследствии определяют творческий характер труда и выбор профессий;
· психологическую и практическую подготовку к управлению сложными автоматическими процессами, знание основ ЭВМ, микропроцессорной техники.
Все дидактические функции технологического образования имеют общую цель – связать подготовку подрастающего поколения к жизни, труду с уровнем развития производства, науки и культуры. Однако в то же время технологическое образование должно учитывать перспективы развития производства, ориентироваться на завтрашний день техники и технологии.
Установлено, что в технологическом образовании главное – специальная работа в школе по связи теории с практикой при изучении основ наук, это в конечном счете обеспечивает высокий уровень применяемости школьных знаний в разнообразном труде, т. е. придает действенность всей технологической подготовке школьников.
Другая функция технологического образования – создание теоретических и практических предпосылок для полноценной высокоэффективной трудовой подготовки школьников. Эта функция освещена в науке наиболее полно. Рассмотрены связи трудового обучения с основами наук, соединения трудового обучения с трудовым воспитанием, трудового обучения с трудом, использование трудового обучения для углубления общей технологической подготовки, для воспитания качеств личности будущего гражданина-труженика. Данная функция реализуется следующими основными путями:
· эффективное использование трудового обучения для решения задач всестороннего развития личности;
· усиление и углубление практической направленности преподавания всех учебных дисциплин;
· введение обязательного, систематического общественно полезного труда школьников для формирования разнообразного трудового опыта, практического склада ума;
· дальнейшее укрепление связей школы с предприятиями и более широкое подключение трудящихся по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду;
· связь трудовой и профессиональной подготовки в процессе профориентационной работы, выбора профессии.
В целом технологическое образование обеспечивает качество трудовой подготовки, связывая воедино трудовое обучение и другие виды деятельности, реализует преемственность в трудовом становлении личности между каждым предыдущим и последующим возрастным периодом.
41.Воспитательные функции технологического образования многообразны:
· воспитание школьников на основе культуры умственного и физического труда;
· формирование творческого отношения ко всем видам деятельности на основе межпредметных связей, единства всех видов подготовки к труду;
· познание особенностей творчества и опыт приложения эвристики для совершенствования современного производства в конкретной сфере труда;
· экономическое образование, необходимое для взаимоотношений человека с природой, сохранения природных богатств и их разумного использования;
· формирование трудового опыта, обеспечивающего эффективность последующего трудового обучения и самостоятельного овладения новыми трудовыми умениями и навыками;
· воспитание качеств личности, которые позволяют эффективно трудиться и творчески использовать имеющиеся технологические знания, умения и навыки и т. д.
Однако все эти функции технологическое образование выполняет в рамках всей системы воспитательной работы школы. Самостоятельно ни одну воспитательную функцию технологическое образование решить не может, поскольку в основе формирования этих сторон личности лежит ее общее развитие. К примеру, если в учебном процессе школьник не приучен к культуре умственного и физического труда, нельзя осуществлять полноценное экономическое воспитание. Конкретный опыт рационализации и изобретательства создается в том случае, если в обучении развивается культура мышления, воспитываются пытливость, вдумчивость, сообразительность.
Важная воспитательная функция технологического образования – формирование общей культуры труда (культура содержания учебного места, чередование труда и отдыха, рациональное использование своих возможностей, умение рассчитывать временные границы труда, определять затраты сил и средств на ту или иную работу, выбирать оптимальный вариант выполнения трудового задания, бережно использовать технику и материалы, соблюдать требования научной организации труда и техники безопасности).
В приобщении молодого поколения к труду функции технологического образования взаимодействуют между собой на основе единства теории и практики, трудового обучения и трудового воспитания, трудовой деятельности и межпредметных научных знаний, воспитания трудовых и нравственных качеств личности, взаимосвязи общеобразовательной допрофессиональной и профессиональной подготовки. Комплексное использование функций технологического образования создает предпосылку для реализации ведущего принципа современной школы – соединения обучения с трудом.
43.Основные направления технологического образования.
Технологическое образование реализуется в нескольких направлениях. Главное направление – это формирование научного мировоззрения на базе применения теории в различных видах практической деятельности. В сущности эту работу выполняет преподаватель любой школьной дисциплины.Этому способствует:
· изучение сущности того или иного технологического процесса;
· сравнение изучаемой технологии с базовой;
· проникновение в сущность и особенности технологического процесса с помощью общенаучных знаний, законов науки;
· указания на область применения технологии в условиях одного или нескольких производств;
· формулирование частных принципов (или принципа), которые лежат в основе данной технологии;
· упражнения учащихся в выработке технологических умений и навыков;
· сравнение новых технологий с прежними (выделение преимуществ с позиций большей наукоемкости и меньшей трудоемкости).
Другим направлением технологического образования является трудовое обучение, в котором раскрываются следующие зависимости техники, технологии и науки:
· ориентация учащихся при изучении основ наук на базовые технологические способы производства (механические, химические, энергетические, биологические процессы);
· ознакомление с предприятиями, сферой производства на основе сформированных ранее знаний по общественно-политическим дисциплинам;
· глубокое и всестороннее изучение предметов, средств и процессов труда, характерных для одной из ведущих отраслей современного производства, и перенесение этого комплексного анализа на знакомство с другими отраслями;
· изучение принципов деятельности неметаллоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих производств с применением ЭВМ, автоматики, робототехники.
Важным направлением технологического образования выступает вовлечение учащихся в постоянный общественно полезный труд. Решающее значение при этом имеет единство познавательной, трудовой и социальной активности будущих тружеников современного общества.
Такое единство обеспечивается связью теории с практикой в процессе изучения основ наук, переносом практических умений и навыков, полученных в обучении, на различные трудовые дела школьников, максимальной опорой на опыт учащихся в трудовом обучении и др. Это помогает учащимся уяснить общие основы современной техники и технологии, вырабатывает умение ориентироваться в различной производственной обстановке, в специфической производственной деятельности людей.
Ведущие направления технологического образования – формирование в единстве знаний, умений и навыков как общей универсальной основы трудовой и общенаучной подготовки.
Учитывая тот факт, что технологическая подготовка школьников зависит не только от направленности, характера содержания, но и методов обучения, предпочтительно использовать разработанные в науке виды упражнений проблемно-поискового характера.
44.Связь трудового обучения с преподаванием основ наук. Важное направление технологического образования разработали П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев – связь трудового обучения с преподаванием основ наук [6]. Именно здесь оказалось возможным расширение связи теории с практикой во многих аспектах, но прежде всего – целенаправленное раскрытие межпредметных связей на уроках технического труда, а также накопление трудового опыта и его осмысление в учебном процессе в целом. Причем связь трудового обучения с преподаванием основ наук играет разностороннюю роль:
· обеспечивает углубление и закрепление технологических знаний;
· обогащает опыт применения теории на практике;
· формирует технологические умения в целом, укрепляет связи между ними;
· выступает средством интенсификации технологического образования;
· способствует сознательному усвоению технологических операций;
· усиливает воспитывающий характер обучения, особенно в сфере трудовой подготовки и развитии познавательных интересов;
· создает предпосылку для сопоставления знаний с реальными фактами;
· формирует установки и убеждения, которые отражают отношения к миру, людям, труду, его результатам и самому себе;
· усиливает формирование мировоззрения в целом.
Наиболее устойчива связь трудового обучения с предметами естественно-математического цикла, в результате которой раскрывается взаимозависимость науки и техники, науки и производства, формируются элементы научной организации труда, развиваются конструкторские умения, интерес к технике и технологии. Но технологическую направленность могут иметь и гуманитарные школьные дисциплины, если они соответственно мотивированны.
Важным направлением технологического образования становится экологическое просвещение школьников. Отношение к природе –нравственное, эстетическое и трудовое. Экологическая воспитанность учащихся характеризуется следующими показателями:
· установкой па гармонию отношения к обществу и природе;
· опорой на общенаучные знания о природе, необходимые для эффективной профориентации;
· представлением о сферах использования природы в интересах народного хозяйства, здравоохранения, труда и быта людей;
· трудовыми умениями и навыками по сохранению природы и природопользованию;
· эстетическим отношением к природе;
· отношением к природе как среде своего существования;
· опытом борьбы с загрязнением окружающей среды;
· знанием законов об охране природы и природопользовании.
Экологическое воспитание может быть рассмотрено как связующее звено трудового и эстетического воспитания, общенаучной и технологической подготовки школьников. Таковы основные направления технологического образования в современной школе.