Связь трудового воспитания с экономическим.

Развитие и совершенствование общеобразовательной школы направлено на воспитание нового поколения учащихся, способных к эффективному труду, использованию достижений науки и практики, экономному расходованию средств и материалов. Без этого невозможно обеспечить прогресс, обладать инициативой в совершенствовании производства. Поэтому перед системой образования встают определенные требования по воспитанию предприимчивости, уверенности всебе, определенного мужества, которое важно в борьбе за новое, в преодолении бюрократизма. Здесь не обойтись одним только технологическим кругозором, подготовкой к научной организации труда. Подрастающее поколение важно учить культуре труда на производстве.

Все эти качества воспитываются в школе через связь с производством, ученическое самоуправление, воспитание чувства ответственности за свое поведение перед коллективом, организацию самовоспитания. Культура труда на производстве начинается с общей культуры, и она тоже воспитывается с детских лет.

17. Подготовка к творческому труду,основанная на достижениях науки и передового опыта, инициативе, поиске, научном творчестве, высокой взыскательности к себе и другим.

Сам процесс творчества предполагает высокое общее развитие интеллекта, отраженное и умении применять теорию на практике, сообразительность, пытливость, вдумчивость. Эти качества личности и умения формируются в процессе обучения и школе, в трудовой подготовке учащихся.

Творческое отношение к труду воспитывается целостным учебно-воспитательным процессом, поскольку предполагает максимально полное общее развитие и развитие сил и способностей школьников. При этом взаимосвязь интеллектуального труда со всеми видами деятельности создает предпосылки для их общего перехода в творческую деятельность.

Всё это и определяет основные направления воспитания творческого отношения к труду: повышение качества научной подготовки школьников па базе применения теории в различных областях практической деятельности, межпредметные связи в процессе обучения и труда школьников, связи общенаучной и профессиональной подготовки, развитие детского технического творчества, расширение сети кружков, факультативных занятий, их использование для развития школьниками своих возможностей.

Соединение общей культуры и дарований в творчестве личности не происходит само по себе. Оно требует развития культуры умственного и физического труда, дифференцированного обучения и индивидуальной работы со школьниками. Творческая личность соединяет в себе оригинальность, своеобразие человека с исследовательским мышлением и

широкой эрудицией.

Главное, чтобы само учение стало творчеством, поиском нового в жизни, науке, открытием себя. А потом труду детей можно придать исследовательский характер. Побуждать школьников изучать мир, думать, исследовать и преобразовывать его —

вот ведущая дидактическая установка прогрессивно мыслящего учителя. Причем связанные между собой познание и самопознание, теория и практика являются фундаментом образованности и духовной культуры. Мировоззренческие позиции, умение мыслить творчески, применять знания на практике, объективность самооценки, сформированность личностных качеств, культура труда и общения выступают основными показателями воспитанности школьников.

18. Воспитание ответственного отношения к труду.Труд строится не только на

интересе, творчестве, общей привлекательности его для человека, но и на всеобщей его необходимости. Отсюда важно сформировать у подрастающего поколения ответственность за результаты (количество и качество) своего труда, за его

производительность, максимальное использование возможностей техники и технологии.

Ответственное отношение к труду имеет два источника – честность (как качество личности) и социально ценный мотив участия человека в труде.

В основе формирования ответственного отношения к труду заложено трудолюбие. Все трудовые качества связаны между собой трудолюбием, формируются в связи с ним или на его основе. В трудолюбии преломляются основные нравственно-волевые качества личности – в первую очередь добросовестность, прилежность, исполнительность, дисциплинированность. С ними непосредственно связаны и эмоционально-нравственные качества: сопереживание, сопричастность, солидарность в общем труде, самоуважение (человек, уважающий себя, трудится добросовестно). Трудолюбие определяет и такие деловые качества личности, как бережливость, работоспособность, умение преодолевать трудности. На основе трудолюбия формируются потребность в труде, трудовая опытность.

Трудолюбие воспитывается при одновременном преодолении лени и других проявлениях безответственного отношения к делу. Преобразование духовной жизни общества, стиля деловых отношений требуют непримиримой борьбы с различными недостатками, развития критики и самокритики, объективной самооценки, преодоления всех проявлений несправедливости, пережитков прошлого, непримиримости к иждивенческому образу жизни.

Все это формируется одновременно с ответственным отношением к труду учащихся. Когда школьник включается в систему деловых и ответственных зависимостей в коллективе, отчитывается перед товарищами за выполненную работу, тогда понимание социальной справедливости находит опору во внутреннем развитии личности. Ответственность формируется далее на основе коллективизма, чести и добросовестности воспитанников.

19. Соединение общего и технологического образования.Обновление экономики предполагает интенсификацию всего общественного развития. Основным фактором ускорения темпов экономического развития становится человек, так как от его отношения к делу, уровня технологической подготовки, творческих возможностей зависит, насколько полно реализуется экономический потенциал страны, достижения научно-технического прогресса, используется передовой производственный опыт.

Поэтому не случайно вместе с внедрением интенсивных технологий и качественно новых машин и механизмов на основе достижений современной электроники, автоматики, кибернетики ставится вопрос о повышении качества общетрудовой и технологической подготовки молодежи, о связи ее общей и технологической культуры, взаимозаменяемости специалистов, их сотрудничестве.

Расширяется сфера практической пользы общего образования, которое нацелено на развитие творческого мышления, выявление дарований и способностей, укрепление здоровья и работоспособности, воспитание культуры умственного и физического труда, формирование культуры отношений с людьми, самообразование и самовоспитание. В сущности, эти направления общего образования самым активным образом влияют на технологическое образование, самоопределение и самосовершенствование.

Таким образом, решение всех задач трудового воспитания основывается на взаимосвязи общего и технологического образования, и в конечном счете формирует готовность к труду в условиях современного производства. При этом труд самих школьников выступает сферой развития творческих сил и способностей, приложения изучаемой в процессе обучения науки, средством технологической подготовки и условием формирования готовности к любому виду труда. Трудовое воспитание воздействует на внутренний мир личности школьника в целом и побуждает к самосовершенствованию во всех отношениях.

Наши рекомендации