Кампоненты трудового воспитания учащихся.
· Психофизиологическая подготовка к труду
· Социально-психологическая подготовка
· Нравственная подготовка к труду
· Волевая подготовка
· Эстетическая подготовка к труду
· Практическая подготовка к труду
· Трудовое самовоспитание учащихся
3.Психофизиологическая подготовка к труду, означающая развитие физических возможностей и способностей при выполнении определенных видов практической деятельности. Это обеспечивает приспособление организма и психики к конкретной трудовой деятельности на основе сенсомоторного развития.
4.Социально-психологическая подготовка направлена на адаптацию личности к совместной деятельности в коллективе. Основы такой подготовки закладываются уже у дошкольников и младших школьников: формируется способность к согласованию совместных действий, адекватная оценка и самооценка деятельности, накапливается опыт работы на основе совместного труда. Для подростков и в старшем школьном возрасте существенное значение приобретает взаимосвязь формирующихся качеств личности, социально ценного жизненного опыта, умений, навыков, коллективной трудовой деятельности с учетом здоровья, пола, возраста.
5.Нравственная подготовка к труду (иногда трактуется как морально-психологическая) предполагает: формирование стремления трудиться сообща, готовности прийти на помощь товарищу, дисциплинированности; социальной мотивации труда, отношения к людям, к трудовому коллективу, бережного отношения к природе, народному достоянию; потребности в физическом труде. Сюда же относится и воспитание бережливости, щедрости, трудолюбия, формирование качеств личности, от которых зависит эффективность ее труда, отношение к труду, его результатам, трудовому коллективу.
6.Волевая подготовка означает формирование качеств личности, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности: организованности, самостоятельности, уверенности в себе, требовательности к результатам своего и чужого труда, ответственности за порученное дело, самодисциплины и самоконтроля в трудовом процессе. Это дает возможность поддерживать высокую работоспособность за счет рационального использования своего трудового опыта, способностей, возможностей, знаний, умений и навыков, чередования труда и отдыха, умения преодолевать трудности в производственной деятельности и трудовых отношениях.
7.Эстетическая подготовка к труду включает в себя воспитание потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, так, чтобы результат труда доставлял эстетическое удовлетворение людям.
8.Практическая подготовка к труду – повышение общей работоспособности, вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности, обеспечивающими высокую производительность и культуру труда, желание и умение трудиться качественно, применять в новых ситуациях имеющийся опыт, осведомленность в мире науки и техники.
9.Трудовое самовоспитание учащихся– активное участие самих школьников в их собственном трудовом становлении и развитии, самосовершенствование.
Практическая подготовка к труду, взаимодействуя с другими видами подготовки и трудовым самовоспитанием, формирует трудовой опыт и качества личности, её сознание и самосознание. Все виды подготовки к труду связаны в единое понятие – «общетрудовая подготовка школьников». Она рассматривается как общее звено будущей профессиональной подготовки, которое предполагает развитие и применение учащимися своих индивидуальных возможностей, дарований, способностей, умений и навыков применительно к конкретной профессии,
Трудовое воспитание учащихся осуществляется в ходе их теоретической, практической, психологической подготовки к труду и одновременно в ходе общей учебно-воспитательной работы школы. Поэтому трудовое воспитание шире, чем подготовка к труду.
В педагогической литературе в понятие трудового воспитания включают все виды подготовки к труду и одновременно профориентационную работу, социализацию личности школьника с учетом тенденций развития производства, развития дарований и способностей, общей культуры человека, без которых невозможно сформировать творческое и ответственное отношение к любой деятельности.
Трудовое воспитание включает в себя формирование качеств личности, практических умений и навыков, развитие сил и способностей, укрепление здоровья человека в целом, по отношению к любой деятельности – эстетической, педагогической, культурной и т. д., а не только к физическому труду. А трудовая подготовка – это преимущественно подготовка к труду в сфере материального производства (Ю. К. Васильев, С. Я. Батышев и др.).
Такой подход позволяет рассматривать сущность трудового воспитания. С учетом потребностей общества в талантливых и одаренных людях всех профессий, с учетом возросшего интеллектуального потенциала общества, высокой культуры людей сущность трудового воспитания заключается в настоящее время в развитии духовного потенциала, сил и способностей подрастающего поколения, необходимых для творческого труда.
Трудовое воспитание во взаимосвязи с умственным, нравственным, физическим, эстетическим направлено на всестороннее развитие личности, а также выполняет свою специфическую функцию в обществе – это развитие потребностно-мотивационной сферы и творческих способностей, накопление социально ценного жизненного опыта, формирование практических умений и навыков, деловых качеств личности.
10. Трудовое воспитание выполняет следующие задачи:
1. Реализация социальных требований по воспитанию учащихся.Эта задача является ведущей в процессе трудового воспитания, и ее решение предполагает:
· связь школы с жизнью, включающую: активное участие подрастающего поколения в строительстве коммунизма, борьбе за коммунистические идеалы; воспитание на трудовых и революционных традициях чувства ответственности за судьбу социализма, свободу и социальный прогресс; связь теории с практикой в процессе обучения; формирование личности на основе ее всестороннего участия в жизни общества; социальную мотивацию поведения и деятельности школьников; непрерывное совершенствование себя с учетом времени и обстоятельств;
· единство всех видов подготовки к труду, о чем выше шла речь;
· взаимосвязь трудового воспитания и самовоспитания.