Сущность трудового воспитания учащихся
СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Сущность трудового воспитания учащихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда.
Цель трудового воспитания учащихся – развитие сил и способностей подрастающего поколения для активной творческой деятельности, осуществления профессионального и жизненного самоопределения с максимальной пользой для общества, с полной самореализацией возможностей, особенностей и дарований.
Трудовое воспитание учащихся – это процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности.
Данный процесс, по мнению А.И. Кочетова, включает в себя следующие психофизиологическую, социально-психологическую, нравственную, волевую, эстетическую и практическую подготовку к труду, а также трудовое самовоспитание учащихся.
Связь трудового воспитания с экономическим.
3. Подготовка к творческому труду,основанная на достижениях науки и передового опыта, инициативе, поиске, научном творчестве, высокой взыскательности к себе и другим.
Воспитание ответственного отношения к труду.
5. Соединение общего и технологического образования.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Современное общество вступило в стадию интенсивного совершенствования общественных отношений, производства, науки, культуры, образования. Роль человека в данном обществе существенно изменяется: возрастает значимость индивидуального творчества, влияние личности на социальный прогресс; все более расширяется сфера применения сил и способностей; сотрудничество, взаимодействие людей становятся условием их нормального существования; демократизация и гласность требуют новой жизненной позиции.
Социально-экономические и научно-технические изменения в обществе создают новую социальную ситуацию, требующую как никогда всестороннего развития человека, которое является, с одной стороны, следствием, с другой – условием прогрессивного социального развития.
Вместе с тем меняются мир и человек. В отличие от предшествующих научно-технических и социальных революций интенсивно происходит одновременное изменение людей во всех аспектах их социальной жизни: производственной, нравственной, эстетической и др. При этом меняется все: люди, общественные отношения, характер взаимодействия социальных систем, связи между национальными культурами, наукой и производством, наукой и обучением и др. Возрастает роль субъективного (человеческого) фактора в истории, развитии общественного производства. Человеческое «я» претерпевает существенные изменения: рождаются новое сознание и самосознание людей, иная социальная позиция. Другим становится соотношение потребностей и способностей человека, его отношение к людям, к труду и к себе.
Каждый учитель должен знать, что для того, чтобы уметь ориентироваться в социальных требованиях к своей работе, использовать максимально педагогический потенциал, необходимо привлекать к решению воспитательных задач широкие слои населения, общественность, производство, создавая благоприятные условия для гармонического развития личности. В интересах такого развития необходимы ее активная социально ценная жизненная позиция, осознание значимости своего труда для людей, ответственность перед ними за его результаты, непрерывное самосовершенствование.
Требования предъявляются к трудовому воспитанию учащихся в школе в свете ускорения социально-экономического развития нашего общества.
1. Активно способствовать всестороннему гармоническому развитию личности. Для этого необходимо обеспечить полноценную, глубокую умственную подготовку к труду на базе всех общеобразовательных и технологических дисциплин в школе.
Полноценным может быть только такое трудовое воспитание, которое опирается на умственное развитие и обеспечивает его. Дело в том, что характерной чертой социального прогресса является культурное развитие, в основе которого заложена идея непрерывного и всеобщего образования. Границы человеческого познания расширяются. Разум человека постигает разнообразный мир нашей планеты и фантастически сложный мир Вселенной, проникает в тайны жизни, в ядро атома, раскрывает сущность общественных отношений и психической деятельности людей, их возможности, особенности, отношение к себе и другим. В результате невиданными темпами накапливается информация, умение пользоваться которой стало неотъемлемой частью общей культуры и условием роста производительности труда всех специалистов.
С позиции формирования личности все ее качества предполагают единство сознания и поведения. Трудовое воспитание учащихся является основой их социального поведения. Обучение же обеспечивает развитие сознания и самосознания школьников. Вот почему соединение умственного труда с физическим и есть основной путь воспитания учащихся. Трудовое воспитание имеет нравственную основу и эстетическое оформление, предполагает умственное и физическое напряжение. Поэтому решение задач трудового воспитания так или иначе предполагает и совершенствует всестороннее развитие личности.
2. Готовить подрастающее поколение к разнообразной трудовой деятельности, хотя, несомненно, с определенной специализацией.
Сегодня нет профессии, где бы не требовалась организация дела, всюду гармонически связывается умственное и физическое напряжение. Уже сегодня инженеру и ученому необходимо практически участвовать в создании современной техники и технологии, а рабочему обладать инженерным мышлением и уметь реализовать на практике научные разработки. Тем более это будет важно в будущем, когда социальным идеалом станет гармоническое сочетание в жизни каждого человека умственного и физического труда.
Развитие индивидуальной трудовой деятельности осуществляется с учетом того, что гармоническая связь самых различных видов труда обеспечивает коллективное творчество, результатом которого становятся изготовление нестандартной, оригинальной продукции, высокая культура обслуживания населения.
Связь умственного и физического труда стимулирует творческое развитие сил и способностей каждого человека в обществе, каким бы видом деятельности он ни занимался. Обществу не обойтись без людей, выращивающих хлеб, изготовляющих машины, строящих дома и заводы, выпускающих разнообразную промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
3. Придать трудовой подготовке школьников творческий характер.
Потенциал человеческих способностей огромен, но эти возможности в наибольшей мере проявляются и развиваются в творчестве. Творческий труд требует умственного развития, определенных дарований и способностей и эвристической культуры. В сущности, творчество и есть способность человека вырываться за рамки привычного, стандартного. В школе должны быть созданы условия для познания основ рационализаторской и изобретательской деятельности, развития фантазии и воображения.
22. Совершенствовать трудовое воспитание с учетом требований научно-технического развития.
Социальный прогресс, в сущности, определяет все компоненты готовности к труду, вытекающие из современного характера производства и его требований к личности. Постоянное и последовательное формирование компонентов готовности к труду осуществляется в соответствии с социальными требованиями и условиями (табл. 1) [15, с.13]. Всякая трудовая активность человека есть результат определенной общей воспитанности, уровня его психологического развития в целом, интегративных качеств личности.
На самом деле достижения современной науки, техники и технологии предполагают соединение умственного и физического труда, а поэтому обусловливают необходимость общенаучной и технологической подготовки школьников, воспитания у них устойчивого интереса к науке и технике. Такая черта общественного производства, как внедрение достижений научно-технического прогресса в практику, предъявляет к человеку требование: непрерывно совершенствовать свой труд на основе этих достижений.
Школа призвана учить применять теорию на практике, воспитывать творческое отношение к труду на основе новых явлений в технике, технологии, передовом опыте. В таблице 1 показано, что такие связи есть между всеми социальными факторами развития производства, требованиями общества к человеку и задачами трудового воспитания, в процессе которого сформируются определенные компоненты готовности к труду в современных условиях.
Расширяющаяся сфера использования в производстве сил и способностей человека требует от него высокой общей культуры, умения поддерживать устойчивую работоспособность, чередовать труд и отдых, проявлять выдержку и настойчивость, терпение и мгновенную реакцию. Управление техникой предполагает умение управлять собой. В этом заключается связь волевого и трудового воспитания.
Превращение науки в непосредственную производительную силу, постоянное обновление техники и технологии на основе достижений науки требуют глубокой технологической подготовки, воспитания и развития подрастающего поколения как тружеников современного общества, технически образованных, экономически грамотных, способных к творческой деятельности.
Люди становятся богаче, отдавая обществу все, что могут; развивая производство, совершенствуются сами. Вот почему трудовое воспитание может выполнять свои функции эффективно только в том случае, если будет специфическими средствами и методами формировать целостную личность, опираясь на возможности общества, школы, учитывая помощь и требования производства. Труд на благо общества – та же школа всестороннего развития. Отсюда необходимость связи школы с жизнью, обучения с постоянным творческим трудом в подготовке подрастающего поколения к жизни.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Общее образование не может быть завершенным и полноценным без постоянной связи с технологическим, которое в свою очередь выступает как теоретическая база профессиональной подготовки.
Научно-технический прогресс расширил сферу активизировал проблему изучения основ информатики и вычислительной техники, экономического и экологического образования, профессиональной общетехнической подготовки. Когда говорят о технологиях, под этим подразумевают проникновение технологического образования в целостный учебно-воспитательный процесс. При этом главным звеном было и остается применение знаний основ наук в современном производстве.
40.Функции технологического образования.
Технологическое образование связывается с общим образованием прежде всего через умственное, интеллектуальное развитие человека. Личность приобретает в данном образовании общетехническую культуру и мышление, у нее формируется трудовой опыт, практический склад ума, действенное отношение к жизни.
Кроме того, переход от экстенсивной к интенсивной экономике потребовал значительной экономической образованности каждого труженика. И неизбежно в технологическое образование включается экономическое. Производственные отношения типа «человек – машина» дополняются новыми «человек – компьютер – машина – технология», «труд по специальности – овладение широкопрофильными профессиями – профессиональная взаимозаменяемость», «рабочий – трудовой коллектив – предприятие – производство отрасль народного хозяйства – современная экономика» и др.
А здесь уже проявляются гражданские позиции тружеников: сотрудничество, взаимопомощь, трудовая дисциплина и др. Поэтому усиливается связь технологического образования в школе с идейно-политическим и нравственным воспитанием. Технологическое образование несет в себе дидактические (обучающие) и воспитательные (формирующие) функции. Несомненно, дидактическая функция является главной, поскольку она готовит человека к максимальному использованию достижений науки в различных сферах современного производства. Она включает в себя:
· формирование технологического кругозора по основам современного производства;
· ориентировку в мире науки, техники и производства;
· овладение учащихся основами научных знаний, необходимых на практике;
· изучение единых экономических принципов современного производства, важных для применения межотраслевых связей, кооперации и интеграции в народном хозяйстве;
· ориентацию в сфере народного хозяйства, необходимую для профессиональной мобильности молодежи;
· развитие сил и способностей школьников, которые впоследствии определяют творческий характер труда и выбор профессий;
· психологическую и практическую подготовку к управлению сложными автоматическими процессами, знание основ ЭВМ, микропроцессорной техники.
Все дидактические функции технологического образования имеют общую цель – связать подготовку подрастающего поколения к жизни, труду с уровнем развития производства, науки и культуры. Однако в то же время технологическое образование должно учитывать перспективы развития производства, ориентироваться на завтрашний день техники и технологии.
Установлено, что в технологическом образовании главное – специальная работа в школе по связи теории с практикой при изучении основ наук, это в конечном счете обеспечивает высокий уровень применяемости школьных знаний в разнообразном труде, т. е. придает действенность всей технологической подготовке школьников.
Другая функция технологического образования – создание теоретических и практических предпосылок для полноценной высокоэффективной трудовой подготовки школьников. Эта функция освещена в науке наиболее полно. Рассмотрены связи трудового обучения с основами наук, соединения трудового обучения с трудовым воспитанием, трудового обучения с трудом, использование трудового обучения для углубления общей технологической подготовки, для воспитания качеств личности будущего гражданина-труженика. Данная функция реализуется следующими основными путями:
· эффективное использование трудового обучения для решения задач всестороннего развития личности;
· усиление и углубление практической направленности преподавания всех учебных дисциплин;
· введение обязательного, систематического общественно полезного труда школьников для формирования разнообразного трудового опыта, практического склада ума;
· дальнейшее укрепление связей школы с предприятиями и более широкое подключение трудящихся по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду;
· связь трудовой и профессиональной подготовки в процессе профориентационной работы, выбора профессии.
В целом технологическое образование обеспечивает качество трудовой подготовки, связывая воедино трудовое обучение и другие виды деятельности, реализует преемственность в трудовом становлении личности между каждым предыдущим и последующим возрастным периодом.
41.Воспитательные функции технологического образования многообразны:
· воспитание школьников на основе культуры умственного и физического труда;
· формирование творческого отношения ко всем видам деятельности на основе межпредметных связей, единства всех видов подготовки к труду;
· познание особенностей творчества и опыт приложения эвристики для совершенствования современного производства в конкретной сфере труда;
· экономическое образование, необходимое для взаимоотношений человека с природой, сохранения природных богатств и их разумного использования;
· формирование трудового опыта, обеспечивающего эффективность последующего трудового обучения и самостоятельного овладения новыми трудовыми умениями и навыками;
· воспитание качеств личности, которые позволяют эффективно трудиться и творчески использовать имеющиеся технологические знания, умения и навыки и т. д.
Однако все эти функции технологическое образование выполняет в рамках всей системы воспитательной работы школы. Самостоятельно ни одну воспитательную функцию технологическое образование решить не может, поскольку в основе формирования этих сторон личности лежит ее общее развитие. К примеру, если в учебном процессе школьник не приучен к культуре умственного и физического труда, нельзя осуществлять полноценное экономическое воспитание. Конкретный опыт рационализации и изобретательства создается в том случае, если в обучении развивается культура мышления, воспитываются пытливость, вдумчивость, сообразительность.
Важная воспитательная функция технологического образования – формирование общей культуры труда (культура содержания учебного места, чередование труда и отдыха, рациональное использование своих возможностей, умение рассчитывать временные границы труда, определять затраты сил и средств на ту или иную работу, выбирать оптимальный вариант выполнения трудового задания, бережно использовать технику и материалы, соблюдать требования научной организации труда и техники безопасности).
В приобщении молодого поколения к труду функции технологического образования взаимодействуют между собой на основе единства теории и практики, трудового обучения и трудового воспитания, трудовой деятельности и межпредметных научных знаний, воспитания трудовых и нравственных качеств личности, взаимосвязи общеобразовательной допрофессиональной и профессиональной подготовки. Комплексное использование функций технологического образования создает предпосылку для реализации ведущего принципа современной школы – соединения обучения с трудом.
43.Основные направления технологического образования.
Технологическое образование реализуется в нескольких направлениях. Главное направление – это формирование научного мировоззрения на базе применения теории в различных видах практической деятельности. В сущности эту работу выполняет преподаватель любой школьной дисциплины.Этому способствует:
· изучение сущности того или иного технологического процесса;
· сравнение изучаемой технологии с базовой;
· проникновение в сущность и особенности технологического процесса с помощью общенаучных знаний, законов науки;
· указания на область применения технологии в условиях одного или нескольких производств;
· формулирование частных принципов (или принципа), которые лежат в основе данной технологии;
· упражнения учащихся в выработке технологических умений и навыков;
· сравнение новых технологий с прежними (выделение преимуществ с позиций большей наукоемкости и меньшей трудоемкости).
Другим направлением технологического образования является трудовое обучение, в котором раскрываются следующие зависимости техники, технологии и науки:
· ориентация учащихся при изучении основ наук на базовые технологические способы производства (механические, химические, энергетические, биологические процессы);
· ознакомление с предприятиями, сферой производства на основе сформированных ранее знаний по общественно-политическим дисциплинам;
· глубокое и всестороннее изучение предметов, средств и процессов труда, характерных для одной из ведущих отраслей современного производства, и перенесение этого комплексного анализа на знакомство с другими отраслями;
· изучение принципов деятельности неметаллоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих производств с применением ЭВМ, автоматики, робототехники.
Важным направлением технологического образования выступает вовлечение учащихся в постоянный общественно полезный труд. Решающее значение при этом имеет единство познавательной, трудовой и социальной активности будущих тружеников современного общества.
Такое единство обеспечивается связью теории с практикой в процессе изучения основ наук, переносом практических умений и навыков, полученных в обучении, на различные трудовые дела школьников, максимальной опорой на опыт учащихся в трудовом обучении и др. Это помогает учащимся уяснить общие основы современной техники и технологии, вырабатывает умение ориентироваться в различной производственной обстановке, в специфической производственной деятельности людей.
Ведущие направления технологического образования – формирование в единстве знаний, умений и навыков как общей универсальной основы трудовой и общенаучной подготовки.
Учитывая тот факт, что технологическая подготовка школьников зависит не только от направленности, характера содержания, но и методов обучения, предпочтительно использовать разработанные в науке виды упражнений проблемно-поискового характера.
44.Связь трудового обучения с преподаванием основ наук. Важное направление технологического образования разработали П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев – связь трудового обучения с преподаванием основ наук [6]. Именно здесь оказалось возможным расширение связи теории с практикой во многих аспектах, но прежде всего – целенаправленное раскрытие межпредметных связей на уроках технического труда, а также накопление трудового опыта и его осмысление в учебном процессе в целом. Причем связь трудового обучения с преподаванием основ наук играет разностороннюю роль:
· обеспечивает углубление и закрепление технологических знаний;
· обогащает опыт применения теории на практике;
· формирует технологические умения в целом, укрепляет связи между ними;
· выступает средством интенсификации технологического образования;
· способствует сознательному усвоению технологических операций;
· усиливает воспитывающий характер обучения, особенно в сфере трудовой подготовки и развитии познавательных интересов;
· создает предпосылку для сопоставления знаний с реальными фактами;
· формирует установки и убеждения, которые отражают отношения к миру, людям, труду, его результатам и самому себе;
· усиливает формирование мировоззрения в целом.
Наиболее устойчива связь трудового обучения с предметами естественно-математического цикла, в результате которой раскрывается взаимозависимость науки и техники, науки и производства, формируются элементы научной организации труда, развиваются конструкторские умения, интерес к технике и технологии. Но технологическую направленность могут иметь и гуманитарные школьные дисциплины, если они соответственно мотивированны.
Важным направлением технологического образования становится экологическое просвещение школьников. Отношение к природе –нравственное, эстетическое и трудовое. Экологическая воспитанность учащихся характеризуется следующими показателями:
· установкой па гармонию отношения к обществу и природе;
· опорой на общенаучные знания о природе, необходимые для эффективной профориентации;
· представлением о сферах использования природы в интересах народного хозяйства, здравоохранения, труда и быта людей;
· трудовыми умениями и навыками по сохранению природы и природопользованию;
· эстетическим отношением к природе;
· отношением к природе как среде своего существования;
· опытом борьбы с загрязнением окружающей среды;
· знанием законов об охране природы и природопользовании.
Экологическое воспитание может быть рассмотрено как связующее звено трудового и эстетического воспитания, общенаучной и технологической подготовки школьников. Таковы основные направления технологического образования в современной школе.
СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Сущность трудового воспитания учащихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда.
Цель трудового воспитания учащихся – развитие сил и способностей подрастающего поколения для активной творческой деятельности, осуществления профессионального и жизненного самоопределения с максимальной пользой для общества, с полной самореализацией возможностей, особенностей и дарований.
Трудовое воспитание учащихся – это процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности.
Данный процесс, по мнению А.И. Кочетова, включает в себя следующие психофизиологическую, социально-психологическую, нравственную, волевую, эстетическую и практическую подготовку к труду, а также трудовое самовоспитание учащихся.