Тушение пожаров самолётов в аэропортах.
На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам: органов приземления (шасси); разлитого топлива под самолетом; внутри фюзеляжа; силовых установок (двигателей).
Пожары шасси в основном возникают при посадке самолета и связаны главным образом с горением трех видов материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распространению пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзеляж самолета в зависимости от конструктивной схемы шасси. Вероятность взрыва пневматиков, амортстоек и гидроаккумупяторов необходимо учитывать при проведении атаки на пожар.численный состав пожарной команды и количество техники и огнетушащих средств должны соответствовать категории аэропорта. Все силы и средства должны быть сконцентрированы на решающем направлении. В начальной стадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна. Одновременно с тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной или раствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0,2 (л/с·м2). На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее средство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолета. При тушении разлива авиатоплива подачу струй огнетушащего состава целесообразно производить под острым углом к горящей поверхности, под основание пламени, "подрезая" его. Тушение пожара внутри фюзеляжа. Определяется: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещениях или багажных, грузовых и технических отсеках. Первоочередной задачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне, кабине, а также локализация пожара с помощью распыленных струй с высокой степенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена. Для этого струи огнетушащего состава целесообразно направлять таким образом, чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия теплового потока, и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших в случае, если вскрыть горящий отсек не представляется возможным. Подачу огнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника. При тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек ЛС пожарной охраны. Весь ЛС, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплозащитные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленный салон обязательно организуются посты безопасности, которые могут состоять из одного человека - члена пожарно-сторожевого расчета (ПСР), имеющего средства индивидуальной защиты.
Пост безопасности поддерживает связь с личным составом ПСР, работающим в задымленных салонах, при необходимости оказывает ему немедленную помощь. Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют следующие огнетушащие составы: воду (в виде распыленных струй, водного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности. Углекислоту подают от огнетушителей ОУ - 80 и ОУ - 400 с помощью стволов пробойников или от автомобилей.
Так же возможно, быстрое распространение огня на большую площадь по разлившемуся при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки пассажирских салонов, взрывы баллонов со сжатыми газами; быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в фюзеляже; угроза жизни и здоровья людям и трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков; интенсивное горение узлов и деталей из алюминиево-магниевых и других сплавов; значительное удаление объекта пожара от водоисточника; при пожаре вне территории аэродрома - трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ликвидации горения необходимо: сосредоточивать требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготавливать средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, противогазы); организовывать взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта; согласовывать с ними действия по тушению пожара; в минимально короткий срок организовывать эвакуацию пассажиров из летательного аппарата в безопасное место; в первую очередь ликвидировать горение топлива под фюзеляжем в районе эвакуационных дверей и люков, применяя для этой цели пену, порошок или мощные водяные струи и одновременно охлаждая корпус летательного аппарата; организовывать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных на корпусе местах; для предотвращения быстрого распространения пожара по корпусу подавать огнетушащие вещества в первую очередь в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков; ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом при сильном ветре водяными струями путем смыва его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - путем покрытия поверхности разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода; производить тушение горящих шасси сплошными струями раствора пенообразователя в воде из стволов "А" со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава; разворачивать с помощью тягачей летательный аппарат в целях ограничения распространения огня по ветру; производить охлаждение водяными струями соседних негорящих аппаратов при горении летательных аппаратов на стоянке и организовывать их немедленный вывоз в безопасную зону. Необходимо использовать стационарные установки пожаротушения, мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара и тушения летательных аппаратов, находящихся в них.