Место и время проведения производственной (педагогической) практики
Производственная (педагогическая) практика проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на 1 курсе в 1 семестре. Базой практики являются образовательные учреждения города Москвы и Московской области.
Планируемые результаты обучения при прохождении (педагогической) производственной практики
Наименование трудового действия | Наименование вида деятельности | Количество часов / зачетных единиц |
Планирование и проведение учебных занятий | Организация образовательной деятельности с применением современных методик и технологий | 126 / 3,5 |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | Анализ методов и технологий организации образовательного процесса | 54 / 1,5 |
Реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятиях, так и во внеурочной деятельности | Планирование и проведение различных видов деятельности, направленных на воспитание и развитие личности обучающихся | 36 / 0,5 |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | Составление характеристик учащихся | 18 / 0,5 |
Объем производственной (педагогической) практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях
Производственная (педагогическая) практика составляет 6 зачетных единиц и проходит в течение четырех недель. Всего часов – 216 ч.
8. Структура и содержание (педагогической) производственной практики
Производственная (педагогическая) практика включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1. Подготовительный этап предполагает подготовку обучающихся к производственной (педагогической) практике. На этом этапе проводится установочная конференция, на которой обучающиеся знакомятся с задачами, содержанием, формами организации и порядком прохождения практики. На конференции зачитывается распоряжение о распределении обучающихся по образовательным учреждениям, сообщается об отчетной документации.
Задание 1. Составление индивидуального календарного плана выполнения заданий производственной(педагогической) практики
Цель задания: научить обучающихся планировать свою работу в образовательном учреждении на весь период производственной (педагогической) практики.
Выполнение задания. В индивидуальном календарном плане должны найти отражение все задания, выполнение которых предусмотрено рабочей программой. Индивидуальный календарный план оформляется в виде таблицы.
2. Основной этап направлен на организацию и реализацию задач развития у обучающихся соответствующих профессиональных компетенций. Обучающиеся выполняют следующие задания:
Задание 2. Знакомство с педагогическим коллективом образовательного учреждения, изучение учащихся класса и кабинета информатики
Цель задания: сформировать у обучающихся представление о педагогическом коллективе образовательного учреждения, о квалификации педагогических работников, изучить кабинет информатики (робототехники) и учащихся класса (кружка).
Выполнение задания. При встрече с администрацией школы необходимо задать перечень вопросов и получить сведения о коллективе школы. Для изучения кабинета информатики (робототехники) следует воспользоваться ориентировочной схемой. При изучении учащихся класса можно использовать ориентировочную схему составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
Задание 3. Изучение документации, регламентирующей работу учителя информатики в старшей школе
Цель задания: изучить учебного плана, учебных программ, учебников и учебных пособий по информатике для старшей школы, а также структуру, содержание и порядок ведения школьной документации.
Выполнение задания.
Анализ учебного плана школы, определение количества часов, отведенных на изучение информатики. Анализ учебной программы по информатике (робототехнике), определение ее структуры и соответствие ФГОС по информатике. Анализ учебников и учебных пособий по информатике (робототехнике), выделение их особенностей. На основании анализа учебного плана, учебной программы, учебников и учебных пособий по информатике необходимо сделать общий вывод о реализации цели и задач обучения в школе на уроках информатики (робототехники).
Изучение классных журналов, дневников и тетрадей учащихся. В отчете о выполнении задания раскрывают структуру и содержание этих документов, а также порядок их ведения.
Задание 4. Посещение и анализ уроков
Цель задания: сформировать у обучающихся умения выполнять фотографию урока, определять типы уроков и осуществлять их психолого-педагогический анализ.
Выполнение задания. При посещении урока обучающийся делает его подробную протокольную запись в дневнике производственной (педагогической) практики по схеме. После урока обучающийся участвует в его обсуждении. Результат анализа кратко фиксирует в дневнике после фотографии урока. Подробный анализ урока осуществляется по схеме.
Задание 5. Подготовка, проведение и самоанализ уроков информатики в том числе одного занятия элективного курса по информатике и одного внеурочного мероприятия
Цель задания: изучить методику подготовки и проведения уроков, сформировать у обучающихся умения определять дидактическую цель и задачи урока, составлять конспекты уроков, реализовывать его и анализировать свою деятельность.
Выполнение задания. К каждому уроку за неделю до его проведения обучающиеся получают консультацию у учителя информатики (робототехники), руководителя практики и готовят конспект урока, который проверяется руководителем практики и утверждается учителем информатики (робототехники). В процессе подготовки необходимо сформулировать тему, цель и задачи урока,разработать структуру урока и его содержание, отобрать методы, формы и средства обучения. После обдумывания композиции урока следует разработать подробный конспект. Проведенный урок подробно анализируется по схеме и дифференцированно оценивается.
Задание 6. Разработка системы задач по определенной теме курса информатики (робототехники) в старшей школе
Цель задания: научиться разрабатывать систему задач.
Выполнение задания. На основе анализа нормативной документации, в соответствии с рабочей учебной программой разрабатывается система задач для изучения и первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных умений и выработки навыков, для контроля знаний, умений и навыков с целью проверки глубины усвоения материала. Систему задач необходимо структурировать по уровню усвоения учебного материала: репродуктивный (восприятие, осмысление, распознавание, запоминание), продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение), творческий (применение знаний в новой, нестандартной ситуации). Система задач должна включать в себя вопросы, упражнения, задачи, тестовые и практические задания, выполнение конкретных проектов из имеющихся наборов, обеспечивающих достижение результатов обучения.
Задание 7. Определение способов реализации учителем воспитательной и развивающей функций обучения
Цель задания: изучить способы реализации учителем воспитательной и развивающей функций обучения.
Выполнение задания. Обучающиеся посещают несколько уроков и наблюдают за тем, какие методы педагогического воздействия на учащихся использует учитель. Перед посещением урока необходимо узнать тему урока, цель, образовательные задачи. Ход урока следует подробно законспектировать, чтобы после посещения определить способы реализации учителем воспитательной и развивающей функций обучения.
3. Заключительный этап включает подготовку обучающимися отчетных документов и сдачу их руководителю, а также проведение заключительной конференции, на которой подводятся итоги практики.