Информатизация российской экономики: уникальные черты и общемировые тенденции
Информатизация - глобальный процесс целенаправленного формирования и широкомасштабного использования всесторонних познавательных ресурсов. Она мобилизует все накопленные человечеством знания, избавляясь от повторов и несущественного, а также блокирует отдельные сведения по признаку смысловой взаимосвязи в особые разделы, что позволяет экономить время на их поиск, анализ и обработку. Информатизация выступает как потребность, следствие и проявление научно-технического прогресса, вместе с тем становясь одним из его двигателей. Наряду с выше означенным информатизация знаменует исчерпанность «архивного» характера накопления и применения знаний и формирование современного уровня интеллектуальной культуры. В процессе информатизации происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в очередной, постиндустриальный на основе использования кибернетических методов и средств. Информатизация в социально-экономически развитых странах становится стержневым звеном, объединяющим все стороны качественных преобразований в обществе. В результате информатизации на восходящую ступень поднимаются научные исследования и разработки, производство, управление, все сферы социальной жизни общества, качественно меняются параметры экономического роста. Всеобщим инструментом развития информатизации является потребление персональных компьютеров, их периферийных устройств, программного и системного обеспечения.
Со времени изобретения и рыночного признания персонального компьютера объемы их производства и реализации неуклонно растут.
Таблица 1
Объем продаж персональных компьютеров, комплектующих, периферийных устройств, млрд. дол. США
Объем продаж | ||||||
Всего | 29,3 | 43,4 | 66,9 | 117,1 | 288,3 | 417,2 |
В том числе в СССР (России) | 0,8 | 2,7 | 4,2 | 22,5 | 31,6 | 44,8 |
Очевидно, что в России глобальная информатизация началась на 15 лет позже, чем общемировая. До этого времени информированность в известном смысле была подменена системой плановых показателей, временных и территориальных установок, заданий и циркуляров, спущенных сверху. Однако, начиная с 1995 года, доля продаж на территории России составляет 12-20% от мирового объема, тогда как в 1980 году этот показатель не превышал 3%.
Рис. 1. Цепные темпы роста объема продаж персональных компьютеров
Несинхронность развития мирового и российского ИТ-рынков очевидна. С одной стороны, лишь в 1995 году российские темпы потребления персональных компьютеров вышли на мировой уровень. С другой стороны, как мировой так и российский ИТ-рынки имеют некоторую цикличность, причем эти циклы по времени не совпадают, а, практически во многом противоположны.
Вторая по значению составляющая рынка информационных технологий – программное обеспечение – внедряется в мировую и российскую экономики также неравнозначно, и по времени и по масштабам практического использования.
Таблица 2
Динамика объема продаж программного обеспечения, млрд. дол. США
Объем продаж | ||||||
Всего | 14,1 | 26,8 | 49,5 | 87,6 | 211,9 | 618,7 |
В том числе в СССР (России) | 0,1 | 0,2 | 0,8 | 3,8 | 6,9 | 15,1 |
Как и в случае с аппаратным обеспечением, динамика продаж программного обеспечения в России, по сравнению с мировым уровнем, по-существу, несопоставима. Однако, в данном сегменте рынка Российская доля пока не превышающая 2%, 20 лет назад составляла лишь 0,7%, то есть наметилась тенденция к выравниванию.
В связи с этим представляет практический интерес рассмотреть соотношения объема продаж аппаратных и программных средств.
Рис. 2. Стоимость проданного программного обеспечения (долларов США) на 1 доллар проданного аппаратного обеспечения
Очевидно, что уровень стоимостных соотношений аппаратных и программных средств в России и мире несоизмерим, хотя в обоих случаях наблюдается устойчивый рост стоимости программного обеспечения. Тем не менее, в России программное обеспечение в стоимостной величине реализуется втрое меньше, чем аппаратные средства, тогда как в целом в мире программного обеспечения продается в полтора раза больше, чем аппаратного. Такая, внешне обратная, ситуация объясняется двумя моментами.
Во-первых, в России, как нигде в мире, налицо засилье контрафактной продукции на рынке ИТ, объем продаж которой невозможно учесть в качестве даже приблизительно достоверной величины.
Во-вторых, многие потребители программных продуктов на сегодняшний день полагают, что вкладывать деньги в программное обеспечение не выгодно, и готовы использовать собственные «доморощенные» пакеты программ, а в ряде случаев пользоваться контрафактными и это порождает отдельную экономическую проблему.
Временной период, когда единственным оправданием крупномасштабных инвестиций в ИТ-инфраструтуру были дань экономической моде и следование принципу «не хуже, чем у других», завершен. Сегодня трезвый бизнес осознал, что ИТ являются его неотъемлемой частью — средством повышения эффективности самого процесса управления разнородными бизнес-объектами и взаимодействия между ними. Завершается сформирование отношения к ИТ как к необходимой разновидности услуг для комфортного функционирования бизнеса, такой же, как, телефонная связь, энергоснабжение или транспорт. Но если для последних существуют приемлемые механизмы оценки их стоимости, то рассчет затрат на ИТ-услуги пока еще terra incognita для массы кадровых персоналий времени рыночных преобразований
Приобретение программных продуктов для автоматизации бизнеса — это решение, связанное с реальными инвестиционными затратами и рисками. Естественно намерение руководителя предприятия или специалиста, ответственного за автоматизацию, минимизировать эти затраты. Нередко они подаются на обещание продавцов и «проводников» нелицензионных версий, предлагающих за бесценок переписать и поставить программу. Подобное решение руководителя имеет лишь один сомнительный смысл: он избегает общепринятой траты в момент приобретения. Между тем он попадает в зависимость от лжепартнеров и порождает своему предприятию неизбежный ряд проблем и рисков, детерминирует существенные дополнительные расходы на перспективу его функционирования.
В последнее время нарастают сомнения по поводу эффективности внедрения информационных технологий. Это утверждение касается большинства их разновидностей, кроме автоматизации бухгалтерии. Некоторые специалисты объясняют спад интереса к ИТ неблагополучаем российского рынка, где пока еще нарастает разочарование в высокотехнологичных инструментах управления. Они полагают, что в нашей стране недостаточно успешного опыта внедрения таких систем, а, следовательно, не так и много адекватных профессионалов. Вторая наиболее часто упоминаемая причина – самостановление рынка в России в условиях недостаточной капитализации бизнеса, что не позволяет компаниям уделять должное внимание информационным технологиям. Оба эти препятствия могут быть оценены и иначе: первое из них, скорее, надуманно, а второе явно не аргументировано.
По данным опроса, журнала «Деловой квартал», на вопрос о том, чего ожидают руководители от внедрения ИТ, 21% респондентов ответили, что ждут увеличение числа продаж, 17% - рост качества обслуживания, 14% - возрастание числа клиентов и, наконец, 10% готовы внедрить ИТ ради систематизации клиентской базы. Не касаясь содержания ответов, заметим крупный разброс в их направленности. Он отчетливо свидетельствует о том, что руководители не представляют себе возможности финансового механизма, который лежит в основе ИТ.
Поверхностное представление о ресурсах ИТ порождает стойкую неуверенность в целесообразности немалых финансовых затрат на очередную новацию, за что бизнес неизбежно расплачивается по логике «скупой платит дважды». Кроме того, в недавнее время для массы недостаточно компетентных руководителей признание достоинств ИТ стало своеобразной модой. Но поскольку такое признание заведомо неэкономично, постольку «ягода» превратилась в свою противоположность, из фактора привлекательности трансформировалась в синдром недоверия. Понятно, что от спада модного увлечения ИТ-решениями в первую очередь пострадали ERP-системы, то есть наиболее дорогой и масштабный вид информационных систем управления.
Сегодня ERP – это гиганты, которые способны автоматизировать все и вся, включая даже то, что в автоматизации вовсе не нуждается. Как правило, они особо затратны и требуют весьма длительного и напряженного времени на внедрение и отладку. ERP не делают различий ни для одного предприятия: существует общий стандарт, которому следует подчиниться, отказываясь от привычных схем работы и перестраиваясь, как этого требует система. Зачастую ERP-системы являются чисто зарубежными разработками, которые реализуют «тамошние» деловые стандарты, поэтому их внедрение в нашей стране становится все менее привлекательным. Между тем, сегодня наблюдается стремление усилить такого рода системы (в частности, за счет разбиения их на отдельные модули), но это не превращает их в универсальные. Однако, будучи предназначенными для крупных производств, они имеют достаточные шансы окупить себя.
Вероятно, ошибка многих разработчиков и компаний, внедряющих информационные системы, состоит в том, что в общем виде они уподобляют ИТ системам класса ERP, что касается, прежде всего, гибкости самой системы. Если ERP предназначена исключительно для крупного производства, то ИТ класса CRM может и должна быть использована также и средним и малым бизнесом.
Предлагая «коробочные» системы, многие разработчики заведомо ограничивают возможности их использования. Тем не менее, в большинстве случаев CRM требуется некая доработка, которая приводит к искажению тех или иных функций и появлению новых – тех, которые так необходимы и которые не покрывает ни одна известная IT-аббревиатура. Таким образом, возникает более специализированное решение на платформе того или иного продукта. Отсюда и новые требования, которые стоит предъявлять разработчику: система должна быть гибкой, максимально соответствовать схеме работы конкретного предприятия, способной адаптироваться к изменениям, которые могут в нем. Последнее требует доступного и несложного в использовании конфигуратора, позволяющего целесообразности дорабатывать систему.
Компании, которые чаще всего внедряют CRM в России, представляют средний бизнес, для которого не характерно размещение своих акций на крупных биржах. Это зачастую скромные по размерам предприятия, но даже они, внедрив CRM-систему, осознают, насколько важны их корпоративные знания. Преимущество же платформенных решений заключается в том, что они наиболее адекватно соответствуют конкретному виду деятельности, которым занята компания и позволяют собирать знания нужные именно ей, а не те, которые вынуждает собирать система.
Аналитический центр Real-IT Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС) опубликовал отчет о результатах исследования "Цены на российском рынке ИТ-услуг 2006". В нем отмечается широкий диапазон разброса цен на услуги ИТ в России - более 300%, что обнаруживает незрелость этого рыночного сегмента и влияние чуждых ему механизмов при заключении сделок, а также непрозрачностьи рынка, выражающуюся в настойчивом сокрытии контрактных цен. Такая ситуация пока позволяет неэффективным поставщикам услуг ИТ оставаться на информационном рынке и даже оттеснять оптимально функционирующие компании, что преодолимо лишь при включении обратной ценовой связи в условиях совершенной конкуренции.
Таким образом, Российский и мировой рынки ИТ, с одной стороны, будут непохожими друг на друга, с другой стороны, развиваются однонаправленно, детерминируют друг друга, что дает основание предположить, что в обозримом будущем указанные различия могут нивелироваться, а динамика и темпы развития станут вполне сопоставимы.
5.МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям. Такой технологический процесс был обусловлен недостаточным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60-70-е гг.
Достоинства методологии централизованной технологии:
• возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры;
• сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию.
Недостатки такой методологии очевидны:
• ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений;
• ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации.
Децентрализованная обработка информации связана с появлением в 80-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив.
Достоинствами такой методологии являются:
• гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;
• усиление ответственности низшего звена сотрудников;
• уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра;
• более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи. Однако эта методология имеет свои недостатки:
• сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок и т.д .
Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.
6. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.
Рис. 1. Основные компоненты информационной технологии обработки данных
Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операции управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, приведет к необходимости сокращения численности работников.
Ими являются сбор данных, обработка данных, хранение данных, формирование отчетности.