Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний о природе самоорганизации и содержании ее технологий, а также психологических особенностей выстраивания эффективных взаимодействий и формирования стремления к саморазвитию с последующим применением в профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, коммуникативной, организационно-регулирующей и исполнительно-распорядительной деятельности):

быть способным решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

быть способным решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» реализуется в вариативной части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «38.03.02 - Менеджмент подготовки (Уровень бакалавриата)» очной и заочной формам обучения.

Изучение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного среднего образования.

Изучение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Управление персоналом», «Государственная и муниципальная служба».

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

ОПК-4; ОПК-7, в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки38.03.04 Менеджмент

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации Знать: технологию делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций
Уметь:осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные
Владеть: навыками осуществления делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций
ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать: теоретические основы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь: решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности



2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
   
Аудиторные учебные занятия, всего 0,88 0,44 0,44    
В том числе:          
Учебные занятия лекционного типа 0,44 0,22 0,22    
Учебные занятия семинарского типа 0,44 0,22 0,22    
Лабораторные занятия   - -    
Самостоятельная работа обучающихся, всего 2.11 1,56 0,55    
В том числе:          
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые          
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы          
Рефераты, эссе, др. творческие работы          
Другие виды самостоятельной работы: 2.11 1,56 0,55    
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) З Э    
Общая трудоемкость учебной дисциплины    

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 144 часов.

Объем самостоятельной работы – 76 часов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
МОДУЛЬ 1. Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия
1.1 Понятие "самоорганизация" в системе научного знания                
1.2 Общественная самоорганизация как вид управленческих технологий                
1.3 Психологические особенности эффективного взаимодействия.                  
Модуль 2 Эффективное взаимодействие в профессиональном аспекте
Самоорганизация и эффективное взаимодействие в среде ВУЗа.                
  Эффективное взаимодействие в проектно-аналитической и научно-исследовательской работе: социально-экономическая и гуманитарная сферы знаний                
  Психолого-педагогические основы самостоятельной работы. Мотивация самостоятельной работы студентов                
  Организация и формы самостоятельной работы                
Модуль 3 Волонтёрство
  Волонтерство как социальный феномен современного общества.                
  Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.                
Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте                
Особенности организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения                
МОДУЛЬ 4. Проектирование в области саморазвития
4.1 Самоорганизация как основа саморазвития личности                
4.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации                
4.3 Технологии саморазвития и самоуправления                  
ВСЕГО ЧАСОВ            

3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 144 часов. Объем самостоятельной работы – 123 часов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
МОДУЛЬ 1. Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия
Понятие "самоорганизация" в системе экономического знания 0,5 0,5                
Технологии общественной самоорганизации как вид управленческих технологий 0,5 0,5                
Психологические особенности эффективного взаимодействия.                      
Модуль 2 Эффективное взаимодействие в профессиональном аспекте
Самоорганизация и эффективное взаимодействие в среде ВУЗа.                      
Эффективное взаимодействие в проектно-аналитической и научно-исследовательской работе: социально-экономическая и гуманитарная сферы знаний 0,5 0,5                
Психолого-педагогические основы самостоятельной работы. Мотивация самостоятельной работы студентов                      
Организация и формы самостоятельной работы 0,5 0,5                
  Модуль 3 Волонтёрство
  Волонтерство как социальный феномен современного общества. 0,5 0,5                
  Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.                      
  Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте                      
  Особенности организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения 0,5 0,5                
МОДУЛЬ 4. Проектирование в области саморазвития
Самоорганизация как основа саморазвития личности 0,5 0,5                
Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации 0,5 0,5                
Технологии саморазвития и самоуправления                      
ВСЕГО ЧАСОВ            
                                             

В случае применения электронного обучения при преподавании дисциплины объем часов и порядок освоения определяется Методическими указаниями для обучающихся по изучению дисциплины с применением электронного обучения.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

МОДУЛЬ 1.

Модуль 2

МОДУЛЬ 3

Волонтёрство

МОДУЛЬ 4.

Примерный перечень контрольных заданий к промежуточной аттестации.

Тема 1.1

(??)Понятие "самоорганизация" в системе социологического знания (??)

(??)Термин «самоорганизация», изначально в научный язык, был введён

(!) У. Эшби

(?) Винер

(?) Г. Хакен

(?) М. Эйген

(??)Самоорганизацию как возможность возникновения биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул представлял:

(?) У. Эшби

(?) Н. Моисеев

(?) И. Пригожин

(!) М. Эйген

(??) Кто интерпретировал самоорганизацию, как «практический принцип жизнедеятельности субъекта, предполагающий актуализацию и использование им механизмов спонтанного развития»

(?) О. Куценко

(?) Н. Моисеев

(?) И. Пригожин

(!) Ю. Резник

(??) Термин «Синергетика» в научный язык ввёл;

(?) У. Эшби

(?) Н. Моисеев

(?) И. Пригожин

(!) Г. Хакен

(??)Эволюция идей самоорганизации в классической социологии (??)

(??) Спенсер выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию:

(!) «естественный отбор»;

(!) «борьба за существование»;

(!) «выживание сильнейшего

(?) «разделение труда и усиления дифференциации»

(??) Дюркгейм выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию:

(?) «естественный отбор»;

(?) «борьба за существование»;

(?) «выживание сильнейшего

(!) «внутренняя солидарность»

(??) Согласно теории ………………, самотрансформация общества происходит благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций),

(!) Маркса

(?) Спенсера

(?) Дюркгейма

(?) Конт

(??) По мнению ……………… побуждение к социальному взаимодействию и построению различных форм социальной жизни идёт от воли индивидов, в основе которой лежит в одних случаях инстинкты, чувства, общая потребность, в других их стремление к достижению какой-то специфической общей цели, в третьих естественные отношения

(!) Тённиса

(?) Спенсера

(?) Вебера

(?)Маркса

(??) Идеи самоорганизации в современной социологии (??)

(??) ………….. исходил из того, что в обществе действуют процессы саморегуляции, которые вследствие взаимодействия функциональных подсистем (экономической, политической, социальной, права и культуры,) и исполнения ими своих функциональных предписаний, в своих различных формах и вариантах обеспечивают зарождение и сохранение порядка в обществе.

(!) Парсонс

(?) Вебер

(?) Гидденс

(?) Штомпка

(??) Высказывание “Люди конструируют общество не как им вздумается, а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого” принадлежит

(? Парсонсу

(?) Веберу

(?) Гидденсу

(!) Штомпка

(??) Самоорганизацию как взаимодействие социальных агентов по воспроизводству структур создающих условия, которые делают возможным эти взаимодействия представлено в работах:

(? Парсонса

(?) Вебера

(!) Гидденса

(?) Штомпка

(??)Определение самоорганизации, как «совокупность рациональных устойчивых взаимодействий, направленных на структурацию социальных процессов или на упорядочение социальной системы в целом» принадлежит.

(?) О. Куценко

(?) Н. Моисееву

(?) И. Пригожин

(!) В. Бондалетову

(??) Классификация самоорганизации (??)

(??) Системная самоорганизация или самоорганизация 2-го уровня: социальных групп, организаций, институтов, систем является:

(!) общественной самоорганизацией

(?) социальной самоорганизацией

(?) смешанная самоорганизация

(??) В зависимости от того какую роль самоорганизация играет для системы, выделяют

(!) деструктивную самоорганизацию.

(!) конструктивную самоорганизацию.

(?) политическую самоорганизацию.

(?) экономическую самоорганизацию.

(??) Теория относительной депривации объясняет появление

(!)деструктивную самоорганизацию.

(? конструктивную самоорганизацию.

(?) политическую самоорганизацию.

(?) экономическую самоорганизацию

(??) Теория мобилизационных ресурсов объясняет появление

(?)деструктивной самоорганизации.

(!) конструктивной самоорганизации.

(?) политической самоорганизации.

(?) экономической самоорганизации

Тема 1.2

Тема 1.3

Информационные технологии

1. Персональные компьютеры;

2. Доступ к интернет

3. Проектор.

Программное обеспечение

1. Microsoft Office (Word, Excel),

10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине

Для изучения учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент подготовкииспользуются:

Учебная аудитория для занятий лекционного типаоснащена специализированной мебелью (стол для преподавателя, парты, стулья, доска для написания мелом); техническими средствами обучения (видеопроекционное оборудование, средства звуковоспроизведения, экран и имеющие выход в сеть Интернет),

Учебная аудитория для занятий семинарского типа:оснащена специализированной мебелью (стол для преподавателя, персональные компьютеры с доступом в сеть интернет, парты, стулья, доска для написания мелом); техническими средствами обучения (видеопроекционное оборудование, средства звуковоспроизведения, экран и имеющие выход в сеть Интернет).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся: оснащены рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет.

Образовательные технологии

При реализации учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» применяются различные образовательные технологии, в том числе технологии электронного обучения.

Освоение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в форме деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес учебных занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 30% аудиторных занятий (определяется учебных планом ОПОП).

В рамках учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия»предусмотрены встречи с руководителями и работниками организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой основной профессиональной образовательной программы.

.

Лист регистрации изменений

№ п/п Содержание изменения Реквизиты документа об утверждении изменения Дата введения изменения
1. Актуализировано с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы Протокол заседания кафедры № _6_ от « 1 » июля 2016 года __.__.____
2. *   Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____
3. * Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____
4. * Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний о природе самоорганизации и содержании ее технологий, а также психологических особенностей выстраивания эффективных взаимодействий и формирования стремления к саморазвитию с последующим применением в профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, коммуникативной, организационно-регулирующей и исполнительно-распорядительной деятельности):

быть способным решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

быть способным решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» реализуется в вариативной части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «38.03.02 - Менеджмент подготовки (Уровень бакалавриата)» очной и заочной формам обучения.

Изучение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного среднего образования.

Изучение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Управление персоналом», «Государственная и муниципальная служба».

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

ОПК-4; ОПК-7, в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки38.03.04 Менеджмент

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации Знать: технологию делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций
Уметь:осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные
Владеть: навыками осуществления делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций
ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать: теоретические основы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь: решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
   
Аудиторные учебные занятия, всего 0,88 0,44 0,44    
В том числе:          
Учебные занятия лекционного типа 0,44 0,22 0,22    
Учебные занятия семинарского типа 0,44 0,22 0,22    
Лабораторные занятия   - -    
Самостоятельная работа обучающихся, всего 2.11 1,56 0,55    
В том числе:          
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые          
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы          
Рефераты, эссе, др. творческие работы          
Другие виды самостоятельной работы: 2.11 1,56 0,55    
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) З Э    
Общая трудоемкость учебной дисциплины    

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 144 часов.

Объем самостоятельной работы – 76 часов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
МОДУЛЬ 1. Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия
1.1 Понятие "самоорганизация" в системе научного знания                
1.2 Общественная самоорганизация как вид управленческих технологий                
1.3 Психологические особенности эффективного взаимодействия.                  
Модуль 2 Эффективное взаимодействие в профессиональном аспекте
Самоорганизация и эффективное взаимодействие в среде ВУЗа.                
  Эффективное взаимодействие в проектно-аналитической и научно-исследовательской работе: социально-экономическая и гуманитарная сферы знаний                
  Психолого-педагогические основы самостоятельной работы. Мотивация самостоятельной работы студентов                
  Организация и формы самостоятельной работы                
Модуль 3 Волонтёрство
  Волонтерство как социальный феномен современного общества.                
  Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.                
Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте                
Особенности организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения                
МОДУЛЬ 4. Проектирование в области саморазвития
4.1 Самоорганизация как основа саморазвития личности                
4.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации                
4.3 Технологии саморазвития и самоуправления                  
ВСЕГО ЧАСОВ            

3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 144 часов. Объем самостоятельной работы – 123 часов.

Наши рекомендации

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
МОДУ