Система поддержки принятия решений или СППР
ССПР– это:
-совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей.
-это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели слабоструктуризированных проблем.
-это компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматизированную систему, которая полностью выполняет весь процесс решения.
-это системы обработки на ЭВМ информации в целях интерактивной поддержки деятельности руководителя в процессе принятия решений.
Направления:
- облегчение взаимодействия между данными, процедурами анализа и обработки данных и моделями принятия решений, с одной стороны, и ЛПР, как пользователя этих систем - с другой;
- предоставление вспомогательной информации, в особенности для решения неструктурированных или слабоструктурированных задач, для которых трудно заранее определить данные и процедуры соответствующих решений.
Система поддержки принятия решений или СППР (DecisionSupportSystems, DSS) — это компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве.
История развития СППР
• До середины 60-х годов прошлого векатак называемыеManagementInformationSystems — MIS.
• В конце 60-х годов модельно-ориентированные СППР (Model-orientedDecisionSupportSystems — DSS) или системы управленческих решений (ManagementDecisionSystems — MDS).
• В 1971 г. —опубликована книга ScottMorton‘а, в с результатами внедрения СППР, основанной на использовании математических моделей.
• 1975 г. — J.D.C.Littleв работе предложил критерии проектирования СППР в менеджменте.
• 1978 г. —опубликован учебник по СППР.
• 1980 г. —опубликована диссертация S. Alter , в которой даны основы классификации СППР.
• 1981 г. —Bonczek, Holsapple и Whinston в книге создали теоретические основы проектирования СППР.
• Начало 1990-х -Data Warehouses —хранилища данных.
• В 1993 гЕ. Коддом (E.F.Codd) для СППР специального вида был предложен термин OLAP (OnlineAnalyticalProcessing)-онлайновая аналитическая обработка данных для поддержки принятия важных решений.
• В начале нового тысячелетиябыла созданаСППРна основеWeb.
• 27 октября 2005года в Москве, А. Пастухов (Россия) представил СППР нового класса— PSTM (PersonalInformationSystemsofTopManagers).
Классификации СППР
По взаимодействию с пользователем
• пассивные,
• активные,
• кооперативные.
По способу поддержки
• управляемые сообщениями (Communication-Driven DSS),
• управляемые данными (Data-Driven DSS),
• управляемые документами (Document-Driven DSS),
• управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS)
• управляемые моделями (Model-Driven DSS).
По сфере использования:
• общесистемные
• настольные
Архитектура СППР
Основные компоненты структуры СППР (хранилище данных,OLAP, ETL, средства Data Mining)
Географические информационные системы, базовые понятия
Геоинформационные системы (ГИС) -многофункциональные средства анализа сведенных воедино табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и другой информации
ГИС
информационная система, использующая географически координированные данные:
• Географические широта и долгота;
• Прямоугольные координаты X и Y;
• Почтовые адреса;
• Почтовые индексы и иные коды, идентифицирующие предварительно разграниченные участки территории;
• Местоположение, зафиксированное на карте;
История развития ГИС
Пионерный период поздние 1950-е - ранние 1970-е гг. | Исследование принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта, первые крупные проекты и теоретические работы |
Период государственных инициатив ранние 1970-е - ранние 1980-е гг. | Развитие крупных геоинформационных проектов поддерживаемых государством, формирование государственных институтов в области ГИС, снижение роли и влияния отдельных исследователей и небольших групп |
Период коммерческого развития ранние 1980-е - настоящее время | Широкий рынок разнообразных программных средств, развитие настольных ГИС, расширение области их применения за счет интеграции с базами непространственных данных, появление сетевых приложений, появление значительного числа непрофессиональных пользователей, системы, поддерживающие индивидуальные наборы данных на отдельных компьютерах, открывают путь системам, поддерживающим корпоративные и распределенные базы геоданных |
Пользовательский период поздние 1980-е - настоящее время | Повышенная конкуренция среди коммерческих производителей геоинформационных технологий услуг дает преимущества пользователям ГИС, доступность и "открытость" программных средств позволяет использовать и даже модифицировать программы, появление пользовательских "клубов", телеконференций, территориально разобщенных, но связанных единой тематикой пользовательских групп, возросшая потребность в геоданных, начало формирования мировой геоинформационной инфраструктуры |