Обобщенная схема процесса разработки
Управленческих решений
1.выявление проблемной ситуации и постановка цели(определение цели решения,определение критериев оценки результата решения) 2.сбор всесторонней информации,выявление ограничений(изучение существа вопроса,изучение вопросов для эффективного решения) 3.разработка альтернативного решения и выбор оптимального варианта(разработка и оценка альтернативных вариантов,выбор оптимального решения по заданным критериям) 4.Организация выполнения принятого решения(оформление приказа или распоряжения,разработка плана и срока реализации решения,назначение ответственных лиц,инструктаж исполнителей) 5.Контроль выполнения решения(предупреждение отклонений,срывов выполнения решений,возможность принятия нового решения)
7.УР-своего рода продукт,у к-ого есть свои потребители,к-ые обладают пожеланиями по качеству. Качества УР-степень соответствия принимаемого решения некому эталону,нормативному комплексу характеристик. Таких как:своевременность-д.б. принято и реализуемо тогда,когда назрела ситуация, реальность-д.б.реализуемо,д.б.все необходимые ресурсы(люди,деньги),научная обоснованность-в решение д.учитываться законы функционирования и развития объекта управления,различные жизненные циклы продуктов,технологий.зависит от компетенции принемаемых решений,единство целей,непротиворечивость-не должно противоречить ранее принятым решениям и сформулированным целям,адаптивность-д.приспосабливаться к изменяющимся условиям среды(к вновь возникаемым проблемам). Д.иметь возможность корректироваться,чем больше эта возможность,тем больше ЖЦ и выше кач-во.
8.Уровни принятия УР: 1.Рутинный. Обычная повседневная штатная ситуация, решается по разработанному стандарту, выбор не требуется.2.Селлективный.требуется выбор и может проявиться некоторая доля инициативы и свободы действий.ситуации разнообразные но в целом знакомые.выбирается наиболее известный вариант.3.Адаптационный.Встречаются определенные трудности,ситуации мало знакомы,руководитель должен выработать решение.процесс выработки носит элементы творчества,решение м.б.оригинальным и носить эл-т новизны.могут привлекаться эксперты для выработки решения. 4.Инновационный.ситуации и проблемы являются новыми,требуется организация работы сплоченной группы экспертов,хорошо организованная командная работа.рук-ль д.б.компетентный разбираться в ряде вопросов.
Принципы1.единочалия.рукододитель=>решения подвергаются критике.2.единосогласия.колективом единосогласно,есть право на вето(вступление в ВТО)3.большинства.явно выраженные коалиции и разные взгляды.по голосованию,не гарантирует ся принятие кач-ого решения.4.конценсуса.разъяснение позиций по спорным вопросам.выссказываются все желающие.мнение большинства рассматривается и обсуждается.5.компромиса.согласие достигается путём взаимных уступок,уступки д.б.разумными и не разрушатьь систему.
9.систему принятия решений можно представить в виде совокуп.элементов,взаимодействующих между собой:1.информационно-коммуникационная среда2мониторинг ситуации и проблемы3.корпоративная культура и корпорат.память4комплекс принимаемых систем.5база знаний,формирующаяся относительно решений по группам готовящих и принемающих решения.6.лица,готовящие решения(эксперты,проэктная команда).7.лица принимающие решения(руководители,менеджеры)8.постановка задачи(той для которой требуется решение)9.метод и технологии решения10.процесс принятия решения11.принятое решение12реализация проектного решения.
Первые 4 элемента показывают среду,коммуникацию,культуру и комплекс принимаемых системой решений. В среде возникает ситуация и проблемы. Вокруг них создаются базы знаний организации и лиц готовящих и принимающих решения. Они обмениваются знаниями между собой и ставят задачу о разработке и поиске решения. лица,готовящие решения разрабатывают метод и технологию решения.далее оно осуществляется процесс принятия решения,оно принимается и реализуется. Данная система требует постоянного внимания,а её элементы развития. В особенности это касается лиц принимающих и готовящих решения.
10. Факторы, влияющие на принятие УР и их качество — личностные (субъективные) и ситуационные (объективные).
Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, психическим состоянием и психическими свойствами ЛПР.
разные люди неоднозначно воспринимают одну и ту же ситуацию, не обладают достаточным знаниями и опытом, мыслят непоследовательно и противоречиво, нечетко оценивают последствия альтернатив.
Психические процессы обычно разделяют на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание. в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения личности и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений.
Псих.состояния(Внешние ,Внутренние стимулы) зависят как от конкретной ситуации, в которой находится человек, так и от его индивидуальных психологических особенностей. примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление.
Всю совокупность психических свойств можно разделить на два класса: Общие (скорость переработки информации у всех разная) и Индивидуальные (система предпочтений, уровень притязаний личности) это понятие характеризует стремление человека к достижению целей такой степени сложности, на которую он сам считает себя способным. Оценка своих возможностей, причем сохранение этой оценки стало его потребностью