Алгоритм познавательно-проектной деятельности педагога и детей

Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Постановка про­блемы Формулирует для себя пробле­му, исходя из которой под­водит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией Учатся видеть проблему, фор­мулировать важные вопросы
2. Определение це­ли деятельности Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей Обозначают цель деятельности (становятся активными иссле­дователями окружающего мира)
3. Конкретный за­мысел Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных
4. Планирование Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и ин­дивидуально-личностных усло­вий Перечисляют любимые заня­тия, предлагают игры, участ­вуют в определении последова­тельности операций (что сна­чала, что потом)
5. Реализация про­екта и постоянная рефлексия Организует и мотивирует раз­личные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов Участвуют в разнообразных ви­дах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя
6. Анализ результа­тов и презентация Выявляет положительные и от­рицательные моменты в совместной деятельности с деть­ми Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достиг­нутых результатов

Также технология проектной деятельности может быть исполь­зована и в рамках специально организованного обучения детей. Такие занятия имеют определенную структу­ру и включают в себя:

-создание мотивации проектной деятель­ности;

-введение в проблему;

-поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности;

-обсуждение результа­тов, систематизация информации;

-получение продукта деятель­ности;

-презентация результатов проектной деятельности.

Цели использования технологии познавательно-проектной деятельности: формирование у ребенка умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам совместной деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Содержание работы:

- изучение методической литературы по технологии познавательно-проектной деятельности;

- изучение интересов и познавательных потребностей детей;

- постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей, вовлечение детей в решение проблемы;

- выбор способов работы над проектом, составление плана движения к цели;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- сбор информации, материалов, просмотр видеофильмов;

- проведение занятий, игр, наблюдений, поездок;

- выполнение домашних заданий при решении задач познавательно-проектной деятельности;

- выполнение самостоятельных творческих работ детей и ро­дителей - поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. п.;

- презентация проекта - праздник, открытое занятие, КВН, издание книги, альбома совместно с детьми;

- подведение итогов на педсовете, обобщение опыта работы.

Технология проектов

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Долг взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Метод проектов является одним из перспективных методов. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания той или иной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Основной целью проектного метода в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта

Ставится проблема на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

II этап работы

Разрабатывается совместный план действий по достижению цели (гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксируются ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов используются условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задается второй вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, необходимо спросить: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Учитываются обязательно и возрастные особенности детей.

Для детей младшего дошкольного возраста используется подсказка, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляется больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

Важно проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Данное умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

III этап работы

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагается решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы

Презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих изобретений, выставок.

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

Наши рекомендации