Технология познавательно-проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества. Проектирование как деятельность строится на отношениях «ребенок — взрослый», на соучастии взрослого и ребенка.
Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Можно выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.
Второй этап - развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе познавательно - проектной деятельности
Алгоритм действий | Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности | Развивающий этап проектной деятельности | Творческий этап развития проектной деятельности |
Шаг 1 | Определение проблемы, отвечающей потребностям детей | Выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон | |
Шаг 2 | Постановка цели проекта, его мотивация | Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата | Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата |
Шаг 3 | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта |
Шаг 4 | Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата | Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого | Выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу |
Шаг 5 | Совместный анализ выполнения | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач | |
Шаг 6 | Совместное определение перспективы развития проекта | Определение перспективы развития проекта |
Проектная деятельность позволяет учить детей решать проблемы; ставить цель и планировать деятельность. Проектная деятельность развивает умение анализировать, представлять результаты своей деятельности и хода работы. Результат совместной деятельности детей и взрослых может быть оформлен в виде презентации с использованием макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений.