Технология познавательно-проектной деятельности

Проектная деятельность — это целенаправленная деятель­ность с определенной целью, по определенному плану для реше­ния поисковых, исследовательских, практических задач по лю­бому направлению содержания образования. В основе проект­ной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и не­изведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи­ческой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных Технология познавательно-проектной деятельности - student2.ru действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатле­ниях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоин­ству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потреб­ностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества. Проектирование как деятельность строится на отношениях «ребенок — взрослый», на соучастии взрослого и ребенка.

Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельнос­тью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в дея­тельности — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать резуль­таты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Можно выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, вклю­чающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Пер­вый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с полови­ной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложе­нию взрослого или путем подражания ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, ак­тивнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способ­ны достаточно объективно оценивать как собственные поступ­ки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети прини­мают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходи­мые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло­женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь­ских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самосто­ятельного определения детьми цели и содержания предстоя­щей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе познавательно - проектной деятельности

Алгоритм действий Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности Развивающий этап проектной деятельности Творческий этап развития проектной деятельности
Шаг 1 Определение проблемы, отвечающей потребностям детей Выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
Шаг 2 Постановка цели проекта, его мотивация Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата
Шаг 3 Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана Планирование деятель­ности детьми при не­значительной помощи взрослого; определе­ние средств Планирование деятель­ности детьми (при воз­можном участии взрос­лого как партнера), определение средств реализации проекта
Шаг 4 Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата Выполнение детьми проекта; дифференци­рованная помощь взрослого Выполнение детьми проекта; решение твор­ческих споров, дости­жение договоренности; взаимообучение, по­мощь друг другу
Шаг 5 Совместный анализ выполнения Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
Шаг 6   Совместное определе­ние перспективы раз­вития проекта Определение перспек­тивы развития проекта


Проектная деятельность позволяет учить детей решать проблемы; ставить цель и планировать деятельность. Проектная деятельность развивает умение анализировать, представлять результаты своей деятельности и хода работы. Результат совместной деятельности детей и взрослых может быть оформлен в виде презентации с использованием макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений.

Наши рекомендации