Руководство выпускной квалификационной работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 230400 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И
ТЕХНОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. ТЕМАТИКА, ВИДЫ И ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ . . . . . 8
4. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ . . . . . . . 8
5. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
6. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . .10
7. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЙ . 15
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
10. АННОТАЦИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ . . . . 22
11. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ . 22
12. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . 25
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 230400 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Требования к выпускной квалификационной работе по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» целиком основаны на государственных требованиях к этой специальности.
Направление подготовки 230400 - Информационные системы и технологии утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года № 25.Степень (квалификация) выпускника - Бакалавр.
Область профессиональной деятельности бакалавров по профилю Информационные системы и технологии включает: исследование, разработку, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профилю Информационные системы и технологии является: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в областях: административное управление, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, управление инфокоммуникациями, геоинформационные системы в условиях экономики информационного общества.
Бакалавр по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации) с учетом требований, позволяющих проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным требованиям.
Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» должна представлять собой аналитико-экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки по направлению «Информационные системы и технологии».
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (ВКР) определяются высшим учебным заведением на основании требований ФГОС по направлению «Информационные системы и технологии» в части формирования и контроля сформированности компетенций выпускника на этапе итоговой государственной аттестации, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобрнауки России и методических рекомендаций УМО вузов по университетскому политехническому образованию.
ВКР бакалавра по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» должна включать:
· формулировку цели работы и обоснование ее актуальности;
· обзор с привлечением современных информационных технологий библиографических или патентных источников, позволяющий сформировать конкретные задачи работы, с решением которых связано достижение поставленной цели;
· сравнительный анализ возможных вариантов решения и выбор оптимального или разработку нового метода решения, позволяющего более эффективно решить сформулированную в работе задачу;
· анализ полученных в работе результатов с целью оценки эффективности в достижении поставленной цели.
Выполненная выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» должна быть оформлена в соответствии с современными требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати. Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в виде рукописи.
Поскольку профессиональная деятельность бакалавра по профилю подготовки Информационные системы и технологии предполагает, в основном, проектно-конструкторскую деятельность в области предприятий различного профиля и многих видов деятельности в условиях экономики информационного общества, то данный вид деятельности является доминирующим (см. ООП ВПО по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии). Остальные виды деятельности направлены на повышение профессиональной мобильности выпускников и формирование дополнительных к доминирующему видукомпетенций. Поэтому, подготовка выпускника для решения профессиональных задач должна обеспечивать квалификационные умения:
· участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;
· участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;
· использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;
· участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;
· осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;
· взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;
· кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;
· организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
· анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;
· готовность к работе над междисциплинарными проектами.
Бакалавр в соответствии с профилем подготовки 230400 Информационные системы и технологии и доминирующим видом профессиональной деятельности «проектно-конструкторская» должен решать профессиональные задачи:
· в области проектно-конструкторской деятельности:
· предпроектное обследование (инжиниринг) объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей;
· техническое проектирование (реинжиниринг);
· рабочее проектирование;
· выбор исходных данных для проектирования;
· моделирование процессов и систем;
· оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;
· сертификация проекта по стандартам качества;
· расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;
· расчет экономической эффективности;
· разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.
Как было указано выше, бакалавр в соответствии с остальными видами профессиональной деятельности, предусмотренными ФГОС ВПО, должен иметь представление о решении следующих профессиональных задач:
· в области проектно-технологической деятельности:
· проектирование базовых и прикладных информационных технологий;
· разработка средств реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные);
· разработка средств автоматизированного проектирования информационных технологий.
· в области организационно-управленческой деятельности:
· организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение компьютерного оборудования;
· оценка совокупной стоимости владения информационными системами;
· оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;
· организация контроля качества входной информации.
· в области научно-исследовательской деятельности:
· сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
· участие в работах по проведению вычислительных экспериментов с целью проверки используемых математических моделей.
· в области инновационной деятельности:
· согласование стратегического планирования с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), инфраструктурой предприятий и организаций.
· в области монтажно-наладочная деятельности:
· инсталляция, отладка программных и настройка технических средств для ввода информационных систем в опытную эксплуатацию;
· сборка программной системы из готовых компонентов;
· инсталляция, отладка программных и настройка технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию; испытаний и сдаче информационных систем в эксплуатацию;
· участие в проведении испытаний и сдаче в опытную эксплуатацию информационных систем и их компонентов.
· в области сервисно-эксплуатационной деятельности:
· поддержка работоспособности и сопровождение информационных систем и технологий в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества;
· обеспечение условий жизненного цикла информационных систем;
· обеспечение безопасности и целостности данных информационных систем и технологий;
· адаптация приложений к изменяющимся условиям функционирования;
· составление инструкций по эксплуатации информационных систем.
ТЕМАТИКА, ВИДЫ И ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Темы выпускной квалификационной работы определяются профилирующей кафедрой с учетом возможных мест работы молодых специалистов, реальных запросов современного производства, тематики учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Темы выпускной квалификационной работы могут выдаваться научно-исследовательскими и/или промышленными предприятиями, где студенты «пишут» выпускную квалификационную работу, и согласовываться с кафедрой.
В ВКР необходимо отражать основные направления технико-экономической политики государства на повышение производительности труда, качества продукции, улучшение культуры производства, снижение материалоемкости изделий, экономии сырьевых и энергетических ресурсов.
Выпускная квалификационная работа должна разрабатываться с глубоким обоснованием технико-экономических решений на основе анализа отечественного и зарубежного передового опыта в тесной связи с проблемными вопросами развития народного хозяйства страны и спецификой отрасли производства, соответствующих профилю обучения.
Основное условие при выборе темы выпускной квалификационной работы - тема и содержание проекта, должны обеспечивать бакалавру возможность проявить свои знания, умения и навыки в области проектирования, внедрения и эксплуатации ИСТ с учетом конкретных требований практики и тенденции развития средств вычислительной техники.
Тематика выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, отвечать современному состоянию науки и техники и учитывать перспективы развития средств вычислительной техники.
Примерные темы выпускной квалификационной работы следующие:
· Автоматизированная система управления материально-техническим снабжением для предприятия …на базе … ИТ
· Информационная система управления документооборотом для предприятия …на базе … ИТ
· Проектные решения по анализу и моделированию бизнес-процессов в MicrosoftBusinessSolutions- AXAPTA средствами UML на корректность.
· Система автоматизации складского бизнес-процесса предприятия …
· Современные ИТ планирования производства на предприятии … с использованием методологии MRP.
· Автоматизированная система продаж через интернет.
· Программный комплекс автоматизированного прогнозирования параметров базы данных торгового дома …
· Автоматизированная система управления инженерно-авиационной службы Центра …
· Информатизация учета и анализа онкологических заболеваний для …
· Аналитическая система внутреннего учета торгового предприятия …
· Корпоративная информационная система для торгового предприятия с использованием методологии …
· Автоматизация хозяйственной деятельности предприятия … с применением технологии штрихового кодирования
· Программный комплекс калькуляции себестоимости производимой продукции и ценообразования для … по объектно-ориентированной методологии
· Маркетинговая информационная система для … с применением объектно-ориентированного анализа и проектирования
· Информационная система контроллинга для предприятия …
· Система автоматизации бизнес-процессов деятельности склада и документооборота интернет-магазина
· Информационная система определения надежности клиентов банка … на основе методов математической статистики
ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Задание на ВКР разрабатывается руководителем совместно с консультантами по различным разделам при участии самого студента.
В Задании должны быть изложены следующие разделы: тема выпускной квалификационной работы, объект исследования, цель, исходные данные (и возможные ограничения), содержание, консультанты по проекту с указанием относящихся к ним разделов проекта, дата выдачи задания.
В Задании должно быть указано, какие дополнительные разделы должны быть освещены: по обоснованию экономической эффективности проекта, приведен состав конструкторских и других документов, подлежащих выполнению, перечень демонстрационных плакатов.
В Задании должен быть перечислен перечень демонстрационных слайдов.
Вместе с разработкой Задания студент пишет Заявление на имя зав. кафедрой с названием темы ВКР, которое визируется руководителем. Все дальнейшие изменения по теме вносит только руководитель в это же Заявление со своей подписью. Поэтому следует уделить самое серьезное внимание формулировке названия темы, выбору вида ВКР, содержанию всех пунктов, входящих в задание. Краткий вариант Задания переносится на стандартный бланк, который подписывается всеми консультантами по дипломному проектированию. По окончанию работы над ВКР бланк задания (полностью подписанный) подшивается в пояснительную записку к ВКР в качестве второго листа, после титульного. Также целесообразно для контроля над выполнением ВКР составить план работы над ВКР. Студенты дневного отделения заполняют его в обязательном порядке. По адресу http://is.tstu.tver.ru/ (кафедра ИС ТвГТУ) размещен план работы над ДП (автор И.А. Егерева).
ПОРЯДОК РАБОТЫ НАДВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ
Работу над ВКР дипломант начинает путем выполнения курсовых проектов по дисциплинам: «Проектирование ИС» и «Проектирование интрасетевых приложений» с оформлением Задания на проект.
Перед началом выполнения ВКР студент должен разработать календарный план работы на весь период дипломного проектирования с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы с учетом их трудоемкости. План работы после одобрения руководителем проекта входит в Задание и утверждается заведующим кафедрой.
В начале работы необходимо собрать исходные материалы к проекту, изучить объект проектирования, ознакомиться с методиками расчетов, сделать аналитический обзор литературы.
Далее необходимо разработать проектные решения, основанные на информации, представленной в предыдущей части на языке информационных технологий.
На этапе выпускной квалификационной работы привлечение студентов к производственной работе, не связанной с темой проекта, не допускается.
Следует подчеркнуть, что ВКР - самостоятельная работа студента, а не совместная работа с руководителем и консультантами. В связи с этим бакалавр несет полную ответственность за принятые им инженерно-технические решения, за правильность всех вычислений, за качество графических работ и оформление проекта, а также за окончание его в установленный срок.
Законченный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю.
Руководитель проекта проверяет и подписывает пояснительную записку, графическую часть и пишет отзыв на выпускную квалификационную работу, в котором характеризует практическую и научную ценность работы, глубину разработки темы, возможность использования его в производстве, качество оформления пояснительной записки и графической части, излагает свое мнение о подготовленности студента к самостоятельной инженерной деятельности, о его отношении к выполнению выпускной квалификационной работы и дает оценку всей работы в целом.
За одну-две недели до начала работы ГЭК выпускная квалификационная работа и графическая часть с отзывом руководителя предъявляются бакалавром на предзащиту. По результатам предварительного просмотра, который устанавливает соответствие содержания выпускной квалификационной работы техническому заданию, правильность и качество оформления материалов, составляется соответствующий акт. В акт вносятся замечания по оформлению выпускной квалификационной работы, отклонения от существующих стандартов, требований к выпускной квалификационной работе. Бакалавр обязан устранить указанные недостатки и представить исправленные материалы на подпись преподавателю, отвечающему за нормоконтроль на кафедре.
При невыполнении задания на проектирование или при несоответствии требованиям к выпускной квалификационной работе комиссия передает свои выводы на рассмотрение заведующему кафедрой, который принимает окончательное решение о возможности допуска студента к защите выпускной квалификационной работы в ГЭК.
После предварительного просмотра проект, подписанный руководителем и консультантами, направляется на рецензию за 4-5 дней до защиты. Список рецензентов предлагает кафедра и утверждается приказом по университету по представлению кафедры и декана факультета.
Рецензентами могут назначаться специалисты по профилю выпускной квалификационной работы, работающие в научно-исследовательских университетах и на промышленных предприятиях.
В качестве рецензентов (как исключение из правила) могут привлекаться также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре.
Рецензия на выпускную квалификационную работу должна содержать оценку актуальности темы проекта, соответствия содержания проекта заданию на проектирование, оценку выбранных технических решений с точки зрения выполнения поставленных задач, характеристику теоретических обоснований, расчетов и результатов экспериментов. В рецензии необходимо указать недостатки проекта, перспективы использования материалов проекта в производстве. В заключении дается оценка проекта и вывод о возможности присвоения студенту квалификации бакалавра.
Выпускная квалификационная работа с рецензией передается на рассмотрение заведующему кафедрой, который окончательно решает вопрос о допуске студента к защите.
В случае отрицательного решения этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии руководителя. Если принято решение о том, что студент не может быть допущен к защите по его вине, то на основании протокола кафедры декан делает представление в ректорат на отчисление студента из университета.
6. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при проектировании структура выпускной квалификационной работы следующая:
Титульный лист
Задание на ВКР
Оглавление
Введение
1. Анализ предметной области и новых информационных технологий в системах административного управления
1.1. Анализ организационной структуры управления
1.2. Анализ существующих бизнес-процессов и существующей информационной системы[1, стр. 37-68; 2, стр.14-54]
1.3. Обоснование требований к разрабатываемой ИС [1, стр. 148-157]
1.4. Разработка ТЗ и постановка задачи
2. Проектирование информационной системы и технологий
2.1. Техническое проектирование
2.1.1. Общесистемные решения
2.1.2. Информационное обеспечение
2.1.3. Техническое обеспечение
2.2. Рабочее проектирование
2.2.1. Программное обеспечение
2.2.2. Программная документация
2.2.3. Расчет надежности информационной системы
3. Обоснование экономической эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Общий объем выпускной квалификационной работы до 80 листов печатного текста (без учета Приложений).
Введение (общим объемом не более 5 стр.) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, резюме. В нем необходимо отразить актуальность выбранной темы, цель и задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе, используемые методики, практическую значимость полученных результатов. Во введении необходимо перечислить вопросы, которые будут рассмотрены выпускной квалификационной работе, выделив те, которые предполагается решить практически. Рекомендуется писать введение по завершении основных глав выпускной квалификационной работы, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия “желаемого” и “действительного”.
Анализ предметной области и новых информационных технологий в системах административного управления(общим объёмом до 20 стр.) должна содержать рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристики объекта и системы управления и обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д. Подробнее см. разд.7.
Проектирование информационной системы и технологий (общим объёмом до 25 стр.) является описанием решений, принятых по всей вертикали проектирования. Глава должна быть основана на информации, представленной в первой части, обобщать ее. По сути, эта часть является решением проблематики, изложенной в первой части, на языке информационных технологий. Поэтому недопустимо, если при проектировании используется информация об объекте управления, не описанная в первой главе. Подробнее см. разд.8.
Обоснование экономической эффективности (общим объёмом до 10 стр.).
Консультации по разделу проводятся руководителем ВКР.
Заключение (общим объёмом до 5 стр.). Приводятся основные выводы по выпускной квалификационной работе. Даётся оценка полученных результатов и рекомендации по их практическому применению, а также определяются возможные перспективы развития выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников. Правила оформления – см. разд. 9.
Приложения. Правила оформления – см. разд. 9.
7. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И новых ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Анализ организационной структуры управления
В качестве предметной области может выступать подразделение предприятия, фирмы, объединения и т.д. или отдельный вид деятельности, протекающий в нем, поэтому в начале данного раздела необходимо отразить цель функционирования предприятия, его организационную структуру и основные параметры его функционирования.
Главными технико-экономическими свойствами объекта управления являются: цель и результаты деятельности, основные этапы и процессы рассматриваемой деятельности, используемые ресурсы и материалы. В ходе рассмотрения перечисленных свойств для них, по возможности, следует указать количественно-стоимостные оценки и ограничения.
Характеризуя подразделение предприятия, следует отразить особенности его функционирования, то есть принятые нормы и правила осуществления анализируемой деятельности в условиях конкретной организации или предприятия.
В качестве предметной области проекта выступает бизнес-процесс или процесс управления как набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода (целевой функции) бизнес-деятельности предприятия. Описание бизнес-процесса или процесса управления необходимо представить согласно графической нотации стандарта функционального моделирования IDEF0. Описываемая модель бизнес-процесса или процесс управления представляет собой функциональную модель, существовавшую до использования результатов проекта с первым уровнем детализации (см. приложение 4).
Анализ существующих бизнес-процессов и существующей информационной системы [1, стр. 37-68; 2, стр.14-54].
В этом разделе следует отметить, используются ли при существующей технологии решения задачи какие-либо программные средства и, если используются, то каким образом. Если на рынке программных средств существуют готовые программные решения, желательно дать краткое описание и провести анализ хотя бы одной такой разработки, указав основные характеристики и функциональные возможности.
Обзор рынка программных средств удобно проводить с помощью сети Internet. Адреса используемых при обзоре ресурсов следует добавить в список литературы дипломного проекта.
Затем следует отметить, чем, с точки зрения программной реализации, должна и будет отличаться проектируемая технология решения задачи от существующей, а также, почему необходимо разрабатывать новое программное средство, и чем оно должно отличаться от существующих.
Обоснование требований к разрабатываемой ИС [1, стр. 148-157]
Требования к информационному обеспечению обосновываются с точки зрения внемашинного (классификаторы, справочники, документы) и внутримашинного (входные, промежуточные, выходные массивы информационных баз) обеспечения и включают следующие вопросы:
· требования к составу и содержанию входных и выходных документов, методам их построения (т.е. возможности использования унифицированных форм документов УСД или выполнение оригинального проектирования);
· требования к составу и методам построения экранных форм для ввода переменной и условно-постоянной первичной информации, а также форм для вывода на экран результатной информации или ответов на запросы;
· требования к составу классификаторов, возможности использования международных, общесистемных, отраслевых или необходимости построения локальных классификаторов; определение требований к системам классификации и кодирования информации;
· требования к способам организации информационной базы как совокупности локальных файлов или как интегрированной базы данных с локальной или распределенной организацией; определение состава файлов, обоснование методов логической организации файлов и баз данных;
· требования к составу и способам организации файлов с результатной и промежуточной информацией.
В этом разделе необходимо уделить внимание указанию всех возможных способов организации различных компонент информационного обеспечения и методов проектирования этих компонент.
Требования к программному обеспечению задачи заключается в формировании требований к системному (общему) и специальному прикладному программному обеспечению и в выборе на основе этих требований соответствующих компонентов программного обеспечения.
При выборе общего ПО целесообразно:
· дать классификацию ОС, указать факторы, влияющие на выбор конкретного класса и его версии, и обосновать выбор операционной системы;
· дать классификацию и обосновать выбор используемой СУБД.
При выборе специального ПО необходимо сформулировать требования, которым должны удовлетворять проектируемые программные средства (например, к большинству прикладного программного обеспечения можно выдвинуть требования надежности, эффективности, понятности пользователю, защиты информации, модифицируемости, мобильности, масштабируемости, минимизации затрат на сопровождение и поддержку и т.д.), выбрать методы и средства. Кроме того, стоит выработать требования к оформлению экранных и печатных форм, эргономике программного обеспечения.
Формулировка требований к специальному ПО должна происходить с учетом выдвинутых предложений по информационному и техническому обеспечению. При обосновании проектных решений по специальному программному обеспечению задачи необходимо:
· дать классификацию и обосновать выбор методов (например, структурное, модульное проектирование, методом “сверху вниз” или объектно-ориентированное проектирование и т.д.) и средств проектирования специального (функционального) ПО (например, использование библиотеки прикладных программ, или генератора программ, или какого-либо языка программирования);
· определить возможности выбранных программных средств, при использовании которых достигаются требования к прикладному программному обеспечению (например, возможность организации удобного интерфейса, оптимизации запросов к данным и т.п.).
Выбор технического обеспечения требуемого для решения задачи предполагает выбор типа ЭВМ и устройств периферии. При этом следует обосновать экономическую целесообразность эксплуатации выбранных аппаратных средств, возможность их использования для решения других задач объекта управления.
На выбор типа ЭВМ оказывает влияние большое количество факторов, но в случае с дипломным проектом необходимо, прежде всего, пояснить условия, в которых он разрабатывался и внедрялся. Если разработка не предусматривает капитальной реорганизации существующей технологии, необходимо лишь определить какие требования должны применяться к аппаратному обеспечению при эксплуатации на нем разработанного программного средства. Требования должны быть представлены в стандартной среде разработчиков программного обеспечения форме.
Если внедрение проекта предусматривает капитальную реорганизацию существующей технологии (например, ЭВМ внедряются впервые, требуется применение сервера, внедряется телекоммуникационное оборудование нового поколения), необходимо охарактеризовать преимущества выбираемых моделей над аналогами.
Удобнее всего воспользоваться табличной формой, в которой колонки означают основные характеристики модели, в том числе цену. Кроме того, следует указать потребительские факторы, т. е. распространенность продукта, гарантийные условия, наличие документации и технической поддержки, совместимость с наиболее распространенными ОС и ППП.
На основе совокупности данных факторов формируются требования к значениям основных характеристик вычислительных машин, которые сопоставляются с конкретными значениями основных технических характеристик (ОТХ) современных моделей ЭВМ, после чего осуществляется выбор оптимальной модели.
Разработка ТЗ и постановка задачи.
В этом пункте необходимо сформулировать цель и задачи разработки проекта и выделить основные требования к проектируемой системе обработки данных. Стоит определить тип проектируемой системы: это может быть диалоговая система решения задачи или обработки транзакций, система поддержки принятия решений или комбинированная система.
Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены, поэтому ее можно разделить на две группы подцелей:
· достижение улучшения ряда экономических показателей выполнения выбранной функции управления или работы рассматриваемого подразделения, или всего предприятия в целом;
· улучшение значений показателей качества обработки информации.
В данном пункте также осуществляется формализация решения задачи, которая сводится к рассмотрению последовательности проведения расчетов, а также выделению алгоритмов расчета экономических показателей на каждом этапе.
При этом необходимо описать бизнес-процесс или процесс управления с учетом использования результатов проекта (после внедрения), согласно графической нотации стандарта функционального моделирования IDEF0 с первым уровнем детализации (см. приложение 4).
Одна из важных стадий описания жизненного цикла-разработки ИС‑оформление технического задания (ТЗ) на разработку ИС.
ТЗ - документ, завершающий предпроектную стадию создания ИС и включающий в себя правовое обоснование проектирования, к которому относятся издаваемые вышестоящими организациями постановления и приказы; описание цели и расчет экономической эффективности разработки; требования к задачам, техническому комплексу, обеспечивающим подсистемам и их составу.
В ТЗ определяется очередность проектирования и внедрения ИС с приложением сетевых графиков и указанием источников финансирования работ.
К работам на предпроектной стадии может привлекаться заказчик проекта, который заключает договор с проектирующей организацией на создание ТЗ, составляет план организационно- технических мероприятий по обследованию организации, описание действующей системы управления и действующего документооборота, согласовывает в установленном порядке предложения по изменению методов и организационной структуры управления объектом; утверждает ТЗ.
Разработчик на этой стадии участвует в разработке плана-графика совместных работ, составляет программу предпроектного обследования и принимает участие в его проведении.
Кроме того, на предпроектной стадии проектировщик системы должен обеспечить обучение персонала объекта автоматизации современным методам управления с применением разнообразных средств ВТ и оргтехники. На этой стадии разработчик согласовывает вышеназванные документы с заказчиком, рассматривает и утверждает их.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю выпускной квалификационной работы.
После просмотра и одобрения выпускной квалификационной работы руководитель подписывает его вместе со своим письменным отзывом и рецензией представляет заведующему кафедрой.
Отзыв
Отзыв является официальным документом и действителен только с подписью руководит<