Ремонт, воздушных линий напряжением до 10 кВ
Для устранения на ВЛ дефектов, обнаруженных при осмотрах и проверках, устанавливают график отключения линии для проведения ремонта. В объем ремонтных работ входит: замена или выправка деревянных опор, пасынков, стоек и траверс, а также повторное антисептиро-вание деталей опор; заделка трещин в железобетонных опорах; замена или ремонт проводов: замена поврежденных изоляторов и деталей линейной арматуры.
Ремонтные работы на ВЛ обычно совмещают с капитальным ремонтом линий, чтобы сократить перерывы нормального электроснабжения потребителей. Исключения допускаются только в тех случаях, когда ремонтные работы вызываются аварийным состоянием линий.
При обрыве проводов на ВЛ способ его ликвидации зависит от его характера: при полном обрыве проводов или обрыве значительной части его жил монтируют новый соединитель или вставку из провода той же марки, сечения и длины. В том случае, когда оборвана небольшая часть жил провода, в месте обрыва накладывают проволочный бандаж, который препятствует дальнейшему расплетению жил, но первоначальной прочности провода не восстанавливает.
Замену штыревого изолятора выполняют в случае повреждения его фарфора или глазури, а также при неудовлетворительном состоянии его изоляции, измеренным мегаомметром.
Как правило, замену такого изолятора выполняют при отключенном положении ВЛ. Изолятор (на промежуточной опоре) освобождают от провода, для этого расплетают проволочную вязку, снимают провод и свертывают изолятор с пластмассового колпачка, напрессованного на штырь. Затем навертывают новый изолятор на штырь и новой проволочной вязкой прикрепляют провод.
Замену подвесного изолятора в гирляндах ВЛ выполняют при снятом напряжении с траверсы или стойки опоры. С помощью каната, перекинутого через неподвижный блок, подтягивают провод к траверсе, ослабляя натяжение гирлянды, после чего монтер, находящийся на траверсе или на стойке, расцепляет гирлянду и заменяет дефектный изолятор новым.
Выправку положения наклонившейся опоры ВЛ до 10 кВ производят с помощью лебедки, предварительно раскопав грунт у основания опоры. После установки опоры в нормальное положение проверяют ее вертикальность вдоль и поперек оси В Л, а затем закрепляют в грунте, плотно ее утрамбовывая. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.
Замену пасынка при хорошем состоянии остальной части опоры выполняют без снятия напряжения с линии. Как правило, новый пасынок устанавливают с противоположной по отношению к старому пасынку стороны опоры, после чего старый пасынок удаляют.
Вновь установленный пасынок скрепляют со стойкой опоры с помощью хомутов или проволочных бандажей из мягкой оцинкованной проволоки. Число витков бандажа принимают: при диаметре проволоки 4 мм — 12; 5 мм — 10; 6 мм — 8 шт.
Смену траверсы при снятом с линии напряжении производят с автовышки.
При необходимости замены опоры проверяют возможность небольшого смещения новой опоры по отношению к месту установки старой. Если условия позволяют, новую опору устанавливают, как и при сооружении ВЛ. Необходимо лишь предварительно снять напряжение с линии.
Особенностью выполнения ремонтных работ на действующих ВЛ является опасность прикосновения ремонтного персонала к проводам и деталям опор, находящимся под напряжением.
Кроме того, неправильные действия ремонтного персонала могут вообще привести к аварийному отключению ремонтируемой линии. Поэтому перечень ремонтных работ на ВЛ, находящихся под напряжением, строго ограничен, а их характер должен быть таким, чтобы возможность прикосновения исполнителей к опасным частям ВЛ была минимальной. К таким работам относятся, например: замена и установка пасынков; выправка опор, не требующая укрепления оттяжек на высоте более 3 м от земли; подтяжка и укрепление лопнувших бандажей.
Техника безопасности. Работы на линиях с точки зрения безопасности являются особо сложными по следующим причинам:
- рабочее место ежедневно, а иногда и несколько раз в день меняется;
- рабочее место всегда удалено от ремонтно-производственной базы, что затрудняет контроль соблюдения правил техники безопасности со стороны инженерно-технического персонала:
- работы на линиях без снятия напряжения связаны с соблюдением особой осторожности
из-за непосредственной близости от работающих проводов и деталей, находящихся под напряжением;
- при работах на отключенных линиях необходимы тщательная проверка отсутствия напряжения и установка заземлений на проводах линий:
- работы, как правило, связаны с подъемом на высоту.
С точки зрения мер безопасности работы на ВЛ относятся к одной из трех категорий: работы на отключенных и заземленных линиях вдали от частей, находящихся под напряжением; работы на отключенных и заземленных линиях вблизи частей, находящихся под напряжением; работы на линиях, находящихся под напряжением.
К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией монтеры, имеющие квалификационную группу по технике безопасности.
Любая работа на действующей линии проводится при обязательном соблюдении следующих условий: на производство работы должно быть выдано распоряжение (нарядом или устно) лица, уполномоченного на это; работа на линиях должна производиться не менее чем двумя лицами, за исключением работ без подъема на опору или с подъемом на опору не выше 3 м от уровня земли, не связанных с разборкой конструктивных элементов опоры; должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
Перед началом ремонтных работ необходимо на месте работ проверить указателем напряжения, установленным на изолирующей штанге, действительное отсутствие напряжения на ВЛ и заземлить ее провода. По окончании работ наложенный на провод заземлитель должен быть снят в обратном порядке. При выполнении ремонтных работ на ВЛ следят за тем, чтобы под опорой, на которой ведутся работы, не находились люди (на случай падения сверху какого-либо предмета). В случае приближения грозы на ремонтируемой линии могут возникнуть перенапряжения, представляющие угрозу для ремонтного персонала. В этом случае работы должны быть прекращены, а ремонтный персонал выведен за пределы трассы.